Деян., 39 зач., XVII, 1-15.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как наладить отношения с Богом? Достаточно просто креститься, посещать воскресные и праздничные богослужения, участвовать в Таинствах Церкви? Или же этого недостаточно и необходимо что-то ещё? Возможно, ответ на этот вопрос мы услышим в отрывке из 17 главы книги Деяний апостольских, который звучит сегодня в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 17.
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
Во время Христа и апостолов еврейский народ жил не только в Палестине. Диаспоры существовали во всех крупных городах Римской империи. Идя с проповедью Евангелия по миру, ученики Спасителя в первую очередь посещали еврейские общины. Они входили в субботний день в синагогу и рассказывали иудеям о том, что Мессия пришёл. После, при помощи Священного Писания, доказывали то, что Иисус из Назарета, Которого распяли на кресте, и есть обещанный Спаситель. Кому-то их аргументы казались убедительными. Кому-то нет. Кто-то относился к апостольской проповеди с доверием, кто-то равнодушно, кто-то с резким неприятием и агрессией. Только что прозвучавший отрывок как раз демонстрирует то, как по-разному евреи реагировали на Евангельскую весть.
Так жители Верии подошли к делу со всей серьёзностью. Как только что было сказано, «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». В результате многие уверовали. В Фессалониках всё было иначе. Там люди не проявили подобного усердия. Не было особого желания вникать и выяснять, правду говорят апостолы или нет. И, вообще, насколько их слова соответствуют священным текстам. А потому уверовавших было не так много. А те, кто не принял проповеди апостолов, начали ещё со злобой преследовать их.
Важный духовный закон демонстрирует нам этот эпизод из жизни раннехристианской Церкви. Если человек, которому мы пытаемся что-то объяснить, заваливает нас вопросами, то это не обязательно потому, что он настроен против нас. Зачастую это именно потому, что он со всей серьёзностью относится к нам и той информации, которую мы ему предлагаем. Нередко он хочет детально разобраться в предмете беседы. Разобраться, чтобы потом использовать это в своей жизни. Это взрослое, осознанное поведение. Точно так и в духовной жизни. В ней нельзя стоять на месте. Каждый день здесь важно проводить ревизию своего внутреннего состояния. А это означает уметь задавать вопросы самому себе, быть честным перед собой, окружающими, Богом, а также ежедневно спрашивать себя, каков смысл происходящих со мной событий. Полезно ли мне это для спасения или нет? Не стоит ли мне пересмотреть свою жизнь и изменить своё поведение? Таковы были жители Верии. Они не боялись в своём поиске истины подвергать сомнению собственный опыт. А потому в результате и обрели Христа. Жители Фессалоник не желали вникать в суть дела, потому что им было страшно нарушить привычный уклад вещей. Им не хотелось ничего менять, лишний раз напрягаться ни телом, ни умом. Не хотелось заниматься ревизией своей совести, своих взглядов и своей жизни. Они боялись задавать вопросы. Их устраивали те авторитеты, которые гарантировали им, что сегодня будет как вчера, а завтра как сегодня. А потому им легче было дискредитировать того человека, который побуждает их к переменам. Для этого можно навешать на него массу обидных ярлыков: смутьян, Фома неверующий, еретик. И на законных основаниях начать преследование. Так легче, чем вникать в суть вопроса, копать и что-то менять.
Постараемся не забывать об этой опасности. Бог не входит в нашу жизнь просто так. Он приходит к тем, кто Его упорно ищет. И к этому непрестанному поиску истины Спаситель прямо призывает нас словами Евангелия: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия