
Деян., 39 зач., XVII, 1-15.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как наладить отношения с Богом? Достаточно просто креститься, посещать воскресные и праздничные богослужения, участвовать в Таинствах Церкви? Или же этого недостаточно и необходимо что-то ещё? Возможно, ответ на этот вопрос мы услышим в отрывке из 17 главы книги Деяний апостольских, который звучит сегодня в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 17.
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
Во время Христа и апостолов еврейский народ жил не только в Палестине. Диаспоры существовали во всех крупных городах Римской империи. Идя с проповедью Евангелия по миру, ученики Спасителя в первую очередь посещали еврейские общины. Они входили в субботний день в синагогу и рассказывали иудеям о том, что Мессия пришёл. После, при помощи Священного Писания, доказывали то, что Иисус из Назарета, Которого распяли на кресте, и есть обещанный Спаситель. Кому-то их аргументы казались убедительными. Кому-то нет. Кто-то относился к апостольской проповеди с доверием, кто-то равнодушно, кто-то с резким неприятием и агрессией. Только что прозвучавший отрывок как раз демонстрирует то, как по-разному евреи реагировали на Евангельскую весть.
Так жители Верии подошли к делу со всей серьёзностью. Как только что было сказано, «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». В результате многие уверовали. В Фессалониках всё было иначе. Там люди не проявили подобного усердия. Не было особого желания вникать и выяснять, правду говорят апостолы или нет. И, вообще, насколько их слова соответствуют священным текстам. А потому уверовавших было не так много. А те, кто не принял проповеди апостолов, начали ещё со злобой преследовать их.
Важный духовный закон демонстрирует нам этот эпизод из жизни раннехристианской Церкви. Если человек, которому мы пытаемся что-то объяснить, заваливает нас вопросами, то это не обязательно потому, что он настроен против нас. Зачастую это именно потому, что он со всей серьёзностью относится к нам и той информации, которую мы ему предлагаем. Нередко он хочет детально разобраться в предмете беседы. Разобраться, чтобы потом использовать это в своей жизни. Это взрослое, осознанное поведение. Точно так и в духовной жизни. В ней нельзя стоять на месте. Каждый день здесь важно проводить ревизию своего внутреннего состояния. А это означает уметь задавать вопросы самому себе, быть честным перед собой, окружающими, Богом, а также ежедневно спрашивать себя, каков смысл происходящих со мной событий. Полезно ли мне это для спасения или нет? Не стоит ли мне пересмотреть свою жизнь и изменить своё поведение? Таковы были жители Верии. Они не боялись в своём поиске истины подвергать сомнению собственный опыт. А потому в результате и обрели Христа. Жители Фессалоник не желали вникать в суть дела, потому что им было страшно нарушить привычный уклад вещей. Им не хотелось ничего менять, лишний раз напрягаться ни телом, ни умом. Не хотелось заниматься ревизией своей совести, своих взглядов и своей жизни. Они боялись задавать вопросы. Их устраивали те авторитеты, которые гарантировали им, что сегодня будет как вчера, а завтра как сегодня. А потому им легче было дискредитировать того человека, который побуждает их к переменам. Для этого можно навешать на него массу обидных ярлыков: смутьян, Фома неверующий, еретик. И на законных основаниях начать преследование. Так легче, чем вникать в суть вопроса, копать и что-то менять.
Постараемся не забывать об этой опасности. Бог не входит в нашу жизнь просто так. Он приходит к тем, кто Его упорно ищет. И к этому непрестанному поиску истины Спаситель прямо призывает нас словами Евангелия: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер