Деян., 38 зач., XVI, 16-34.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жизнь в мире духовном, как и в мире материальном, устроена по определённым правилам. Иисус Христос в Своём Евангелии открывает самые важные из них. Однако о весьма значимых закономерностях мы можем узнать также из других книг Нового Завета. Об одной из них нам рассказывает отрывок из 16 главы книги Деяний апостольских, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
События, о которых мы только что услышали, произошли в городе Филиппы, одной из многочисленных римских колоний. В подобных колониях на пенсии селились отставные римские солдаты. Здесь они обзаводились хозяйством и семьями. Говорили они по-латыни и подчинялись римским законам. Римское гражданство, которое они получили за верную службу империи, было для них предметом особой гордости. Видимо, служанка, которая повстречалась апостолам, была рабыней в одной из таких семей. У неё был дар — она была пифией, то есть могла предсказывать будущее. Говорится, что хозяева пользовались этой её способностью и неплохо на этом зарабатывали. Сама же девушка, очевидно, страдала от этого дара, который на самом деле, был обратной стороной одержимости. Апостолы изгоняют из неё духа, при помощи которого она пророчествовала. Человек получает исцеление и свободу. Однако, это не нравится её хозяевам. Они в ярости. Их не интересует, что человек страдал. Их не интересует воля Бога и то, что Он думает о всей этой ситуации. Их не интересует истина. Их интересует только одно — иссяк их источник дохода, они терпят убытки, жизнь перестала быть уютной и комфортной. А потому они используют свои связи, свой статус римских граждан, чтобы наказать апостолов, которые нарушают привычный им ход вещей и являются угрозой традиционному укладу и обычаям их общества.
Нередко мы принимаем за благословение Божие то, что им на самом деле может и не являться. Это может быть всё что угодно: мои собственные таланты, люди, которые меня окружают, ситуации, в которых я оказываюсь. То, что я могу посчитать подарком судьбы, то, встреча с чем кажется мне судьбоносной, то, что будоражит мои чувства, доставляет удовольствие, даёт надежду, ощущение жизни и полёта, может в то же самое время приносить вред как мне самому, так и тем, кто меня окружает. Нередко увидеть эту обратную сторону мне мешают собственный эгоизм и больная самость. Как только меня пытаются лишить источника вдохновения, они начинают страдать и всячески сопротивляться этому. Именно здесь и обнаруживается моё безумие и болезненная одержимость.
И наоборот, нередко свидетельством и спутником подлинного духовного дарования является какая-то неприглядная вещь, которую мы можем даже посчитать за дефект, так как она доставляет нам массу неудобств. Как не вспомнить апостола Павла, который сетовал: «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня». Великий проповедник имел какой-то телесный или же душевный недуг, который выступал обратной стороной его духовных дарований. Как сам он говорил: «чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений».
А потому постараемся в своей духовной жизни быть внимательней. С одной стороны, не будем спешить избавляться от того, что нам не нравится и доставляет определённые неудобства, с другой стороны, не будем торопиться заключать в объятья то, к чему, как нам кажется, мы стремились всю свою жизнь. Что бы ни встретилось нам на нашем пути, постараемся остановиться, успокоиться, глубоко подышать и вознести молитву к Богу. А потом наберёмся терпения и подождём. Он обязательно даст чёткий и вразумительный ответ.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов