
Деян., 16 зач., VI, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Мы приходим в Церковь и, естественно, ждём от тех, кого там встречаем, духовного, правильного и справедливого отношения. Но всегда ли конкретные люди соответствуют нашим ожиданиям и чему должны соответствовать мы сами? В отрывке из 6 главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, есть ответ на этот вопрос. Давайте послушаем этот отрывок.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Итак, мы слышим рассказ о том, как в апостольской общение возникло недовольство по поводу несправедливого распределения помощи нуждающимся. Сама по себе эта история очень важна, так как показывает, что первые христиане не были совершенно безукоризненными в своей повседневной жизни. В большинстве своём они были иудеями, которые жили по закону, то есть вели жизнь чистую и благочестивую. Более того, плоды их веры и присутствия Духа Святого в их жизни были настолько удивительны, что евангелист Лука пишет: у них было одно сердце. То есть они были очень воодушевлены и настроены на совместную христианскую жизнь в одной общине, где все друг другу братья и сёстры. В то же время, чистая нравственная и добродетельная жизнь не помешала христианам из иудеев пренебречь вдовами эллинистов, то есть тоже иудеев, но прежде живших в других частях империи. Ситуация, как кажется, обостряется тем, что перед нами не какие-то невероятные аскетические высоты, к которым надо всю жизнь стремиться. Напротив, речь всего лишь о справедливости, то есть о простой и элементарной вещи. Впрочем, речь, конечно, не идёт о какой-то злонамеренности. Люди только учились новой жизни и, разумеется, чего-то могли не учитывать, у них ещё не было ни опыта совместной жизни, ни опыта организованной взаимопомощи. В этом контексте примечательно, что апостолы не устраивают никакого суда или разбирательства. Это важно, потому что настроиться на правильный путь и пройти по нему — разные вещи. У всех участников первохристианской общины были добрые намерения, но не у всех были навыки к тому, чтобы эти намерения должным образом реализовать. Значит ли это, что они были неискренни? Нет, конечно. Воодушевление и желание соответствовать чему-то высокому вполне может соседствовать с неумением сделать всё правильно. Человек искренне может стремиться к добру и не иметь навыков правильной жизни. А ведь как известно, сказать и уж тем более подумать, проще чем сделать. Апостолы не стали никого наказывать, но просто сделали так, чтобы этот вопрос был решён.
Когда мы приходим в храм, нас часто смущает в нём чьё-либо поведение. И мы думаем: этот должен вести себя так, этот иначе... А раз люди так себя не ведут, значит они вообще плохие и неискренние христиане, а все их добрые слова о христианской жизни лживы. Однако пример древнехристианской общины помогает увидеть, что добрые намерения не исключают ошибок, а попытки выстроить общую жизнь могут быть неудачными. И всякий раз, когда мы видим людей, которые, по нашему мнению, делают что-то не так, нам стоит понять, что они, как и мы сами, проходят путь. У них есть свои светлые и возвышенные чувства и они, можно надеяться, стремятся к добрым целям. Мы ведь тоже много чего должны, и Богу, и ближним, но ждём понимания и принятия. И если в себе мы готовы увидеть достойное любви, будем готовы увидеть это в других.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема