
Деян., 1 зач., I, 1-8.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Можно ли создать шедевр на заказ? Кто-то воскликнет — конечно же, нет! Художник должен творить исключительно по свободному вдохновению. С этим сложно поспорить. Но истории известны случаи, когда удивительные по своей природе вещи создавались по заказу конкретных лиц. Библейская книга Деяний святых апостолов, например, была написана по просьбе некоего христианина Феофила. О чём мы узнаём благодаря сегодняшнему чтению из первой главы книги Деяний.
Сегодняшнее чтение, говорящее о первых днях жизни апостолов после Вознесения их Учителя на Небо, всегда звучит на литургии в Пасхальную ночь. Начинается библейский отрывок с упоминания некоего Феофила. В наши дни уже трудно сказать, кем был этот человек. Но именно по его просьбе написал своё Евангелие апостол Лука. По запросу Феофила была также составлена книга Деяний святых апостолов — по сути историческая хроника первых лет жизни христианской Церкви. Так, благодаря совершенно неизвестному сегодня христианину, желавшему лично лучше узнать о служении Христа и первом периоде бытия древней Церкви, появились сразу две значимые книги Нового Завета. Так на практике сбылись слова другого апостола — Павла: «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог... чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом».
Промысл Божий подчас приобретает самый что ни на есть нелинейный характер. И Господь избирает для действия в мире средства, значение которых до времени понимает только Он один. Как, например, произошло со скромным Феофилом, благодаря личной просьбе которого мы теперь обладаем Евангелием и книгой Деяний. Но не нужно думать, что люди — марионетки Бога. Господь не лишает нас свободы, но всячески способствует тому, чтобы Его добрый и любящий замысел оказался осуществлён. Даже через неочевидные порой человеческие слова и поступки.
Сочетание любви Божией с превосходством Его действий над логикой людей прекрасно видно на примере земного служения Господа Иисуса. Сын Божий избрал для Своей миссии, на первый взгляд, очень неудобный формат. Насколько лучше было бы родиться в знатной семье, иметь в руках рычаги политического воздействия. Но Спаситель проводит детство в презираемой иудеями Галилее, находит учеников среди рыбаков, а не среди вельмож. Христос проповедует не знатным людям, а самым простым гражданам. Евангелие, таким образом, насаждается не сверху, а как бы произрастает снизу. Произрастает подчас с большим трудом и вопреки многим внешним обстоятельствам. Но именно благодаря такому подходу древо Церкви, так сказать, «закрепилось» на земле, пустило глубокие корни. Так, что никакие гонения уже не могут с ней справиться.
О чём призывает нас задуматься сегодняшнее чтение из книги Деяний святых апостолов? Об одной чрезвычайно важной вещи. В дни пасхального торжества мы просто не имеем права замыкаться на собственной радости, сводить смысл праздника к посиделкам за вкусным столом. Рядом с нами находится множество незаметных, невлиятельных, неважных людей. Таких, как упоминавшийся уже неоднократно Феофил. Но каждый человек создан Богом, каждый имеет значение в глазах Божиих. И если кто-нибудь будет искренне просить о помощи, нужно на неё откликнуться. В первую очередь, потому, что того требует от нас заповедь милосердия. А во-вторых, потому, что, как мы с вами выяснили, удивительные по своему значению вещи возникают благодаря очень простым (на первый взгляд) просьбам людей. Ибо так хочет и действует наш Бог!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.