Деян., 1 зач., I, 1-8.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Можно ли создать шедевр на заказ? Кто-то воскликнет — конечно же, нет! Художник должен творить исключительно по свободному вдохновению. С этим сложно поспорить. Но истории известны случаи, когда удивительные по своей природе вещи создавались по заказу конкретных лиц. Библейская книга Деяний святых апостолов, например, была написана по просьбе некоего христианина Феофила. О чём мы узнаём благодаря сегодняшнему чтению из первой главы книги Деяний.
Сегодняшнее чтение, говорящее о первых днях жизни апостолов после Вознесения их Учителя на Небо, всегда звучит на литургии в Пасхальную ночь. Начинается библейский отрывок с упоминания некоего Феофила. В наши дни уже трудно сказать, кем был этот человек. Но именно по его просьбе написал своё Евангелие апостол Лука. По запросу Феофила была также составлена книга Деяний святых апостолов — по сути историческая хроника первых лет жизни христианской Церкви. Так, благодаря совершенно неизвестному сегодня христианину, желавшему лично лучше узнать о служении Христа и первом периоде бытия древней Церкви, появились сразу две значимые книги Нового Завета. Так на практике сбылись слова другого апостола — Павла: «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог... чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом».
Промысл Божий подчас приобретает самый что ни на есть нелинейный характер. И Господь избирает для действия в мире средства, значение которых до времени понимает только Он один. Как, например, произошло со скромным Феофилом, благодаря личной просьбе которого мы теперь обладаем Евангелием и книгой Деяний. Но не нужно думать, что люди — марионетки Бога. Господь не лишает нас свободы, но всячески способствует тому, чтобы Его добрый и любящий замысел оказался осуществлён. Даже через неочевидные порой человеческие слова и поступки.
Сочетание любви Божией с превосходством Его действий над логикой людей прекрасно видно на примере земного служения Господа Иисуса. Сын Божий избрал для Своей миссии, на первый взгляд, очень неудобный формат. Насколько лучше было бы родиться в знатной семье, иметь в руках рычаги политического воздействия. Но Спаситель проводит детство в презираемой иудеями Галилее, находит учеников среди рыбаков, а не среди вельмож. Христос проповедует не знатным людям, а самым простым гражданам. Евангелие, таким образом, насаждается не сверху, а как бы произрастает снизу. Произрастает подчас с большим трудом и вопреки многим внешним обстоятельствам. Но именно благодаря такому подходу древо Церкви, так сказать, «закрепилось» на земле, пустило глубокие корни. Так, что никакие гонения уже не могут с ней справиться.
О чём призывает нас задуматься сегодняшнее чтение из книги Деяний святых апостолов? Об одной чрезвычайно важной вещи. В дни пасхального торжества мы просто не имеем права замыкаться на собственной радости, сводить смысл праздника к посиделкам за вкусным столом. Рядом с нами находится множество незаметных, невлиятельных, неважных людей. Таких, как упоминавшийся уже неоднократно Феофил. Но каждый человек создан Богом, каждый имеет значение в глазах Божиих. И если кто-нибудь будет искренне просить о помощи, нужно на неё откликнуться. В первую очередь, потому, что того требует от нас заповедь милосердия. А во-вторых, потому, что, как мы с вами выяснили, удивительные по своему значению вещи возникают благодаря очень простым (на первый взгляд) просьбам людей. Ибо так хочет и действует наш Бог!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема