Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 42 зач., XIX, 1-8.

Глава 19

1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,

сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,

6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

7 Всех их было человек около двенадцати.

Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Обычно имя Блеза Паскаля ассоциируется с школьным курсом физики и законами давления жидкостей, которые этот французский учёный открыл. Именно ему, кстати, принадлежит знаменитое высказывание: «Опереться можно лишь на то, что сопротивляется». Гораздо меньшему числу людей Паскаль известен как христианский богослов и мистик. В поисках Божественного откровения, он в какой-то момент своей жизни оставил науку, считая её слишком ограниченной. Впоследствии, когда Паскаль умер, при разборе его наследства обнаружилась интересная вещь. Под подкладкой камзола учёного нашлась записка со следующим содержанием: «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не философов и мудрецов».

Можно, конечно, предположить, что Паскаля перед смертью постигла депрессия или какая-то иная форма тяжёлого уныния. И приведённые слова необходимо рассматривать сквозь призму беспросветного психологического состояния. Может быть. Но существует также возможность взглянуть на слова учёного и под другим углом. И в западном, и в восточном христианском богословии существует чёткое представление, что возможности человеческого разума, безусловно, огромны, но всё равно они ограничены. В особенности, в сравнении с разумом Божественным.

И сегодняшнее чтение говорит нам именно об этом. Апостол Павел приходит в Эфес, где до него проповедовал Аполлос — на тот момент не христианский апостол, а последователь пророка Иоанна Крестителя. Аполлос распространял учение, близкое к христианскому, вёл высокий нравственный образ жизни, поражал слушателей чистотой и горением веры. Но! Его учение было всего лишь учением человеческим. Когда апостол Павел прибыл в Эфес, он нашёл там последователей Аполлоса. Они были замечательными, чистыми, искренними людьми. Но их пока не коснулась ещё благодать Божия, превосходящая в силе своей все законы сотворённого естества.

Апостол Павел призвал учеников Аполлоса не ограничиваться земным учением, но принять таинство крещения, а затем ещё и таинство миропомазания (оно в те времена совершалось через возложение рук апостолов). И тут же новообращённые христиане опытным путём познали — где пребывает истинное учение о Боге. Они начали говорить на иных языках и пророчествовать, то есть стали обладателями даров Святого Духа. Эти дары в раннехристианскую эпоху позволяли евангельской вести быстрее распространяться по миру. Апостолы, например, при помощи благодати Божией говорили на иностранных языках.

Что важного мы можем почерпнуть из сегодняшнего новозаветного чтения? Прежде всего, следующую вещь. Апостол Лука, автор книги Деяний, указывает на важность опытного переживания человеком реальности Бога. Как это возможно сделать? Нельзя ограничиваться только земными средствами — естественной нравственностью, исполнением общепринятых норм морали. Необходимо воспользоваться теми средствами, которые Господь Сам нам дал. Речь о таинствах — священнодействиях, сообщающих нам благодать Божию. Крещение вводит нас в церковное сообщество, оно даёт нам прощение грехов и духовное рождение человека в новую жизнь, миропомазание подаёт обладание дарами Духа Святого, Евхаристия позволяет найти теснейшее единство со Христом. И то знание, тот опыт, который искренне верующий человек получает в таинствах Церкви, превосходят всё земное знание.

Однако стоит помнить, что таинства — это не просто огромный дар, но и огромная ответственность. Каждый из крещёных в Православии по окончании дней своих на земле даст ответ Богу, как он воспользовался поданной ему благодатью. Не оставил ли он её без внимания? Или (что хуже) — не осквернил ли недостойным образом жизни? Впрочем, Господь — великий врач. И каждого, кто хочет по-настоящему измениться, излечиться, Бог не отвергает, но помогает достичь духовного выздоровления. Опять же при помощи таинств Церкви. Будем же ценить то, что даёт нам Бог. Чтобы не ограничиваться нам только земным видением, но открыть для себя нечто большее. «Чего глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем