
Деян., 1 зач., I, 1-12.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Для лучшего понимания земного пути и миссии Иисуса Христа необходимо знать некоторые особенности общественной жизни древнего Израиля. Ко времени Рождества Христова Палестина и прежде всего Еврейское царство оказалось захваченным Римской империей. Владычество Рима угнетало израильтян не столько с политической точки зрения, сколько — с религиозной. Евреи откровенно презирали римлян, так как те были язычниками и поклонялись многим богам.
Свою веру израильтяне считали единственно верной. Тому имелись не только духовные доказательства. На протяжении столетий Бог защищал евреев, помог им завоевать Землю Обетованную и удерживать господство над ней. Но ко времени пришествия в мир Спасителя произошло событие, с точки зрения древних израильтян, немыслимое. Господь допустил, чтобы Палестина была захвачена иноземцами, язычниками — теми, с кем Израиль всю свою ветхозаветную историю непримиримо сражался.
Военное превосходство Рима было настолько очевидным, что у многих евреев того времени сложилось убеждение — победить империю, освободиться от её власти Израиль сможет только под предводительством обещанного Богом Мессии. Поэтому во Христе большая часть Его соплеменников видела не Спасителя духовного, а политического освободителя Еврейского царства. Такового мнения до какого-то времени придерживались и апостолы, ближайшие ученики Христа. Подтверждение мы находим, например, в библейской книге «Деяния святых апостолов», отрывок из которой читается сегодня во время утреннего богослужения.
В этом отрывке содержится описание события Вознесения Иисуса Христа на Небо. Земная миссия Спасителя была окончена. После Своего чудесного воскресения из мёртвых Он ещё сорок дней пребывал на земле, являлся Своим ученикам, апостолам, и говорил им о принципах евангельского учения.
Но вот парадокс. Слушая Христа, радуясь Его победе над смертью, апостолы продолжали в глубине сердца верить — ещё чуть-чуть и всемогущий Спаситель поведёт их и весь еврейский народ против римлян, освободит Палестину и учредит здесь Своё царство. Эта вера не оставляла апостолов до самого момента Вознесения. Уже находясь на вершине Елеонской горы, с которой Христос вознёсся, они спросили его: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Ответ Христа удивляет одновременно мудростью и простотой. Он понимает — словами разубедить апостолов не получится, они не поверят, что Царство Божие — это не земное государство, а явление духовное. Потому Спаситель призывает учеников дождаться сошествия Святого Духа, Который просветит их сердца и даст им глубинное понимание миссии Христовой — созидать царство мира и благодати в сердцах людей.
Почему сегодняшнее чтение важно для современного человека? Потому что люди на протяжении истории наступают на одни и те же грабли. И при мысли или разговоре о том, какие трудности нас окружают, отчего нам живётся не так хорошо (как хотелось бы), мы вместо взгляда внутрь себя, начинаем крутить головой в поисках внешнего виноватого. Ветхозаветный Израиль потому оказался в руках римлян, что цари его забыли о Боге, выдавали свои амбиции за волю Божию, заботились не об исполнении заповедей Господних, а следовали за властолюбием и сладострастием. А рядовые жители Израильского царства полагали, что, если они исполняют все предписания и обряды, то гарантировано защищены Богом от любых бедствий. А это было неправдой! И Христос, отказавшись от власти земной, подарив нам благодать Духа Святого, показал — любые изменения (и плохие, и хорошие) начинаются с самого человека. Поэтому если хотим мы чувствовать радость и жить в гармонии с Богом и друг с другом, начинать нужно с себя. Чтобы не утратить благодати Божией, единственно способной удерживать наш мир от разрушения. От чего да убережет нас Господь милостивый!
Всех с праздником Вознесения Господня!
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.