Деян., 1 зач., I, 1-12.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Для лучшего понимания земного пути и миссии Иисуса Христа необходимо знать некоторые особенности общественной жизни древнего Израиля. Ко времени Рождества Христова Палестина и прежде всего Еврейское царство оказалось захваченным Римской империей. Владычество Рима угнетало израильтян не столько с политической точки зрения, сколько — с религиозной. Евреи откровенно презирали римлян, так как те были язычниками и поклонялись многим богам.
Свою веру израильтяне считали единственно верной. Тому имелись не только духовные доказательства. На протяжении столетий Бог защищал евреев, помог им завоевать Землю Обетованную и удерживать господство над ней. Но ко времени пришествия в мир Спасителя произошло событие, с точки зрения древних израильтян, немыслимое. Господь допустил, чтобы Палестина была захвачена иноземцами, язычниками — теми, с кем Израиль всю свою ветхозаветную историю непримиримо сражался.
Военное превосходство Рима было настолько очевидным, что у многих евреев того времени сложилось убеждение — победить империю, освободиться от её власти Израиль сможет только под предводительством обещанного Богом Мессии. Поэтому во Христе большая часть Его соплеменников видела не Спасителя духовного, а политического освободителя Еврейского царства. Такового мнения до какого-то времени придерживались и апостолы, ближайшие ученики Христа. Подтверждение мы находим, например, в библейской книге «Деяния святых апостолов», отрывок из которой читается сегодня во время утреннего богослужения.
В этом отрывке содержится описание события Вознесения Иисуса Христа на Небо. Земная миссия Спасителя была окончена. После Своего чудесного воскресения из мёртвых Он ещё сорок дней пребывал на земле, являлся Своим ученикам, апостолам, и говорил им о принципах евангельского учения.
Но вот парадокс. Слушая Христа, радуясь Его победе над смертью, апостолы продолжали в глубине сердца верить — ещё чуть-чуть и всемогущий Спаситель поведёт их и весь еврейский народ против римлян, освободит Палестину и учредит здесь Своё царство. Эта вера не оставляла апостолов до самого момента Вознесения. Уже находясь на вершине Елеонской горы, с которой Христос вознёсся, они спросили его: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Ответ Христа удивляет одновременно мудростью и простотой. Он понимает — словами разубедить апостолов не получится, они не поверят, что Царство Божие — это не земное государство, а явление духовное. Потому Спаситель призывает учеников дождаться сошествия Святого Духа, Который просветит их сердца и даст им глубинное понимание миссии Христовой — созидать царство мира и благодати в сердцах людей.
Почему сегодняшнее чтение важно для современного человека? Потому что люди на протяжении истории наступают на одни и те же грабли. И при мысли или разговоре о том, какие трудности нас окружают, отчего нам живётся не так хорошо (как хотелось бы), мы вместо взгляда внутрь себя, начинаем крутить головой в поисках внешнего виноватого. Ветхозаветный Израиль потому оказался в руках римлян, что цари его забыли о Боге, выдавали свои амбиции за волю Божию, заботились не об исполнении заповедей Господних, а следовали за властолюбием и сладострастием. А рядовые жители Израильского царства полагали, что, если они исполняют все предписания и обряды, то гарантировано защищены Богом от любых бедствий. А это было неправдой! И Христос, отказавшись от власти земной, подарив нам благодать Духа Святого, показал — любые изменения (и плохие, и хорошие) начинаются с самого человека. Поэтому если хотим мы чувствовать радость и жить в гармонии с Богом и друг с другом, начинать нужно с себя. Чтобы не утратить благодати Божией, единственно способной удерживать наш мир от разрушения. От чего да убережет нас Господь милостивый!
Всех с праздником Вознесения Господня!
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 158 зач., XV, 1-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Люди, знакомые с вероучением Церкви, знают, что в нём есть сложные темы, которые обсуждались не одно столетие. Одни из них могут показаться сугубо теоретическими, другие явно касались практики жизни, как частной, так и общественной. Однако среди них была тема, которая самым непосредственным образом соединяла теоретическое и практическое, помогая увидеть земное и временное в свете вечности. Очень ярко и в то же время лаконично эта тема раскрывается апостолом Павлом в отрывке из 15-й главы первого послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Недавно я переписывался с очередным мошенником, который представился руководителем одного из синодальных учреждений. С первых слов я понял, с кем имею дело, но решил какое-то время поговорить, чтобы понять, какой схемой человек попробует воспользоваться в этот раз. Впрочем, в какой-то момент, я спросил его, неужели он не понимает, что его поступок является грехом, на что он ответил с усмешкой: конечно, нет, ведь Бога нет и можно делать что угодно. На этом переписка была окончена.
Идея о том, что грех становится возможным, если Бога нет, не нова. Её, как известно, высказал, пусть и в другой форме, один из героев Достоевского. Другое дело, что обратной стороной неверия в Бога, становится неверие в бессмертие человека. Дело не только в том, что люди не верят в подведение итогов их жизни, в Божий суд и что-нибудь подобное. Эти люди не видят своей жизни в перспективе вечности, но поступают так, как удобно здесь и сейчас. И если в прежние времена даже люди неверующие переживали о своём честном имени, о том, какими их запомнят, в наши дни понятие чести даже для многих живых становится чем-то отжившим, что уж говорить о мёртвых.
В первом послании к коринфянам апостол Павел говорит о самых разных аспектах церковной жизни: о том, что бывшие язычники и бывшие иудеи не должны друг перед другом превозноситься, о том, что смертные грехи недопустимы для того, кто называет себя учеником Христовым. Апостол говорит о жизни Церкви как евхаристической общине, в которой богатые не должны пренебрегать бедными, говорит о дарах духовных... Но практически завершая послание, он возвращается к тому, что было главным во всей его проповеди, к тому, вокруг чего вся она выстроена, к воскресению Христа.
Несомненно, многие неверующие люди готовы вести себя нравственно, ведь даже эта обычная жизнь не проходит в одно мгновенье, и её тоже надо прожить. Другое дело, что в свете идеи воскресения и вечной жизни каждый наш поступок, злой и добрый, обретает особенное значение. Поступая так или иначе, мы формируем себя для вечности, либо искажая замысел Божий о нас, либо раскрывая Его во всей полноте.
Обратившись к сегодняшнему тексту апостола Павла, мы видим, как много сделал для нас Господь! Он — Творец мира, родился на земле, жил, умер и воскрес ради нашего спасения. Мы называем себя верующими людьми и христианами, но одного названия мало. Реальность нашей веры проявляется в том, что мы отказываемся от греха и выбираем праведность, потому что живём перед лицом вечности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Навещать детей в больницах и помогать проекту «Творческое партнёрство»
«Творческое партнёрство» — это общественная организация, которая находится в Москве. Её участники — команда опытных специалистов — арт-терапевтов. Они занимаются реабилитацией тяжелобольных детей при помощи творчества, игры и больничной клоунады.
Сказкотерапевт Малена Шарма навещает в одной из столичных больниц маленьких онкопациентов. К подопечным она выходит в роли сказочной феи. Девушка играет с детьми, сочиняет с ними сказки и через это помогает им преодолеть страхи.
«Время от времени у меня возникают очень серьёзные задачи, — рассказывает Малена. — Моей подопечной, Вике, после сложной операции нужно было начинать ходить, но она категорически отказывалась вставать на ножку, боялась боли. Родители и врачи не могли её уговорить. Мне важно было ей помочь победить страх. Вместе с Викой мы стали сочинять сказочные образы, которые могли бы стать нашими помощниками, — продолжает сказкотерапевт. — Девочка сразу включилась в игру воображения. Мы придумали туфельку с крыльями, чтобы поддерживать больную ногу, и конфеты храбрости. Когда Вика делала шаг и начинала бояться, я предлагала ей использовать воображаемых помощников. Тогда страх уходил и она двигалась дальше. А потом вдруг обнаружила, что идёт уже долго, а боли нет».
Вы можете стать частью дружной команды проекта «Творческое партнёрство» и также, как Малена, раскрашивать больничные будни детей, привнося в их жизнь радость. Больше информации об этом вы найдёте на странице общественной организации «Творческое партнёрство». Там же есть возможность поддержать проект финансово. Собранные средства пойдут на покупку материалов для занятий с детьми.
Узнать больше про волонтёрство: https://art-p.ru/help/volunteering/
Помочь: https://art-p.ru/help/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«12-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Богородицы». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 12-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти иконы Богородицы «Неопалимая купина», преподобного Макария Оптинского, о воспоминании чуда Архистратига Михаила в Хонех и о празднике Рождества Пресвятой Богородицы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица