Деян., 15 зач., V, 21-33.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов. 22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, 23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: 28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот эпизод книги Деяний святых апостолов показывает нам развитие конфликта между Христовыми учениками и синагогой. Никто из апостолов не хотел этого конфликта и никоим образом его не провоцировал. Апостолы лишь делали то, что должны были делать. Говорили то, что должны были говорить. Накануне они были отправлены в тюрьму. Оттуда они не искали выхода, не пытались предпринять какие-то действия, чтобы освободиться из заключения. Апостолы делали то, что повелел им ангел: «Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни». Что и было исполнено. Иудейская знать со своей стороны тоже не спешит предпринимать жёсткие действия — «начальник стражи пошёл со служителями и привёл их без принуждения». Апостол Лука объясняет это тем, что вокруг Христовых учеников было много людей, которые могли бы помешать взятию под стражу силой. До очередной встречи с представителями синедриона все шло относительно мирно, без какого-либо проявления гнева или насилия с той или другой стороны. Представ же перед синедрионом в очередной раз, Пётр с другими апостолами начали говорить прямо то, что считали необходимым, они говорили о том, что видели своими глазами, они упомянули Иисуса, Которого умертвил синедрион «повесив на древе». Но самое важное в речи апостолов не это, а апостольская фраза «Бог отцов наших воскресил Иисуса». Ярость и негодования синедриона вызвало именно упоминание Бога отцов. Причина проста: это не просто констатация факта, это обвинение синедриона в сопротивлении воле Бога. Обвинение было усилено и следующей апостольской фразой: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя». Это утверждение того, что Христос выше Моисея, учениками которого осознавали себя члены синедриона. Авторитет Моисея для них был непререкаем, ведь большинство из них были саддукеями, а значит, они не принимали никакие книги Священного Писания, кроме книг Моисея, да и в воскресение мёртвых эти люди не верили, но если утверждение о воскресение Христа ещё как-то можно было пропустить мимо ушей предав этой информации статус недостоверной, то поставление Христа на место, превосходящее место Моисея было для синедриона крайней степенью кощунства. Именно поэтому «слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их».
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.