Деян., 31 зач., XII, 25 — XIII, 12.
Глава 12.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Глава 13.
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о начале так называемого первого миссионерского путешествия апостола Павла. Ученики, жившие в Антиохии стали проповедовать язычникам и увидели в них искреннюю веру. Можно себе представить, то благодатное чувство, которое испытали апостолы и пророки, когда они видели, как отзывчивы язычники к проповеди, как они искренне верят, как меняется их жизнь. Можно с уверенностью сказать, что этот опыт встречи, опыт перехода от враждебности к соработничеству был для апостолов своего рода подготовкой к проповеди за пределами Иудеи, Палестины и Сирии. И дело, конечно, не только и даже не столько в их эмоциях, чтобы на них ориентироваться. Дело в том, что они служат Богу и постятся, то есть настраивают свою внутреннюю оптику на Господа, желают расслышать Его волю. Именно поэтому Духом Святым им было открыто, что Он призывает Варнаву и Савла к миссионерскому служению. Они и прежде проповедовали вместе, так что в таком выборе нет ничего удивительного. Итак, ученики Христа постились и молились, а после благословили Варнаву и Савла, и те отправились в путь, чтобы проповедовать и благовествовать.
На Кипре в городе Паф Павел и Варнава сталкиваются с проконсулом Сергием Павлом, рядом с котором находится волхв или предсказатель Вариисус, о котором, кроме всего прочего, известно, что по происхождению был иудеем. Несмотря на высокий статус проконсула и языческое происхождение, Сергий Павел заинтересовался проповедью апостолов и решил их послушать. Естественно, что его обращение означало конец карьеры волхва и прорицателя Вариисуса, потому что и иудейский и христианский закон запрещали колдовство. Понимая это, Вариисус или Елима, как его ещё называет Лука, начал спорить с Варнавой и Павлом, желая сохранить влияние на проконсула. Павел же, как мы слышим, отвечает ему очень строго и даже пророчествует о слепоте, которая тут же оказывается ниспослана на волхва от Бога. И которая так повлияла на проконсула, что он уверовал.
«Ну и методы! Ну и благовестие», — скажет кто-нибудь. Одного наказал слепотой, другого напугал... какова же цена такой веры? Разве не должна проповедь Евангелия быть связана с радостью? Конечно, должна! Но ещё она должна быть связана с покаянием и переменой ума. И радости без внутренней перемены не бывает. Причём, чем ближе человек был к истине, тем страшнее падение, тем больше времени занимает дорога назад, тем больше сил требуется для исцеления.
Проконсул был язычником, он интересовался проповедью, но к тому же ждал чудес. Вариисус по рождению был иудеем, он знал истину, но предал её, стал волховать, что было смертным грехом.
Итак, что же делает Павел? Он благовествует, но понимает, что кроме проповеди здесь необходимо горькое лекарство. Прорицатель слепнет, но, как говорит апостол «до времени» ... потому что это не месть, но повод к переосмыслению собственной жизни.
Люди бывают неправы в разной степени. Разнится мера их вины и ответственности, но Господь всех любит, никому не мстит, но каждого призывает к исправлению.
«Семья и рождение детей». Священник Николай Катан
У нас в гостях был клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках священник Николай Катан.
Разговор шел о том, какое значение имеет создание семьи и рождение детей, как принимать этот чудесный дар ответственно и с надеждой на Бога и как отношение к семье и детям меняется в современном мире.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
Всегда ли нужно отвечать на вопросы и как правильно это делать
«Ну когда же наступит выходной?», «Есть ли что-то более прекрасное, чем музыка?» — подобные вопросы, как мы знаем, считаются риторическими, то есть не требующими ответа. Конечно, иногда в ответ на фразу «как дела?» хочется отвести собеседника в сторону и подробно изложить историю своей жизни. Однако обычно мы всё же ограничиваемся коротким вежливым ответом.
Но есть вопросы, которые задавать не стоит. Например, выяснять слишком личные подробности. Или выведывать у кого-то сведения о другом человеке. Одно дело, когда это спрашивают, чтобы помочь. Например, одному из знакомых или коллеге. Ведь не всегда уместно задать вопрос прямо: вдруг человек обидится.
Но другое дело, когда преобладает праздный интерес: «А ты не знаешь, Маша вышла замуж?», «А ты не слышал, Петя поступил в институт?», «Ой, а как там у Василия Ивановича с квартирой, ипотеку выплатили?» Вот на такие вопросы не стоит отвечать, хотя у вас, возможно, и есть ответ. Деликатно предложите вопрошающему узнать всё из первых рук. Ведь если даже вы дадите правдивую информацию, собеседник может интерпретировать её по-своему и после передать другим совсем не то, что вы сказали.
Как же отвечать на подобные неудобные вопросы? Есть несколько вариантов. Первый: сказать прямо, что у вас правило — не обсуждать другого человека у него за спиной. Это честный, но довольно жёсткий ответ.
Второй вариант: скажите, что вы не знаете всей информации. И затем поинтересуйтесь у собеседника: «Почему тебе это интересно?» Возможно, ему просто хочется поговорить. А может быть, действительно желает помочь. Третий вариант: переведите разговор на другую тему.
Вопросы личного характера — это попытка перейти на чужую территорию, узнать сведения о чужой жизни. Поэтому спрашивать и отвечать стоит аккуратно, чтобы не перейти грань уместности. Уверена, что тёплый душевный разговор может содержать такие вопросы, которые будут комфортны для собеседника.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Воспитание девочек». Жанна Трифонова
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об особенностях воспитания девочек, на что особенно важно обращать внимание и как помочь девочке сохранить женственность и чистоту в современном мире.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя