
Апостолы
Деян., 31 зач., XII, 25 — XIII, 12.
Глава 12.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Глава 13.
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о начале так называемого первого миссионерского путешествия апостола Павла. Ученики, жившие в Антиохии стали проповедовать язычникам и увидели в них искреннюю веру. Можно себе представить, то благодатное чувство, которое испытали апостолы и пророки, когда они видели, как отзывчивы язычники к проповеди, как они искренне верят, как меняется их жизнь. Можно с уверенностью сказать, что этот опыт встречи, опыт перехода от враждебности к соработничеству был для апостолов своего рода подготовкой к проповеди за пределами Иудеи, Палестины и Сирии. И дело, конечно, не только и даже не столько в их эмоциях, чтобы на них ориентироваться. Дело в том, что они служат Богу и постятся, то есть настраивают свою внутреннюю оптику на Господа, желают расслышать Его волю. Именно поэтому Духом Святым им было открыто, что Он призывает Варнаву и Савла к миссионерскому служению. Они и прежде проповедовали вместе, так что в таком выборе нет ничего удивительного. Итак, ученики Христа постились и молились, а после благословили Варнаву и Савла, и те отправились в путь, чтобы проповедовать и благовествовать.
На Кипре в городе Паф Павел и Варнава сталкиваются с проконсулом Сергием Павлом, рядом с котором находится волхв или предсказатель Вариисус, о котором, кроме всего прочего, известно, что по происхождению был иудеем. Несмотря на высокий статус проконсула и языческое происхождение, Сергий Павел заинтересовался проповедью апостолов и решил их послушать. Естественно, что его обращение означало конец карьеры волхва и прорицателя Вариисуса, потому что и иудейский и христианский закон запрещали колдовство. Понимая это, Вариисус или Елима, как его ещё называет Лука, начал спорить с Варнавой и Павлом, желая сохранить влияние на проконсула. Павел же, как мы слышим, отвечает ему очень строго и даже пророчествует о слепоте, которая тут же оказывается ниспослана на волхва от Бога. И которая так повлияла на проконсула, что он уверовал.
«Ну и методы! Ну и благовестие», — скажет кто-нибудь. Одного наказал слепотой, другого напугал... какова же цена такой веры? Разве не должна проповедь Евангелия быть связана с радостью? Конечно, должна! Но ещё она должна быть связана с покаянием и переменой ума. И радости без внутренней перемены не бывает. Причём, чем ближе человек был к истине, тем страшнее падение, тем больше времени занимает дорога назад, тем больше сил требуется для исцеления.
Проконсул был язычником, он интересовался проповедью, но к тому же ждал чудес. Вариисус по рождению был иудеем, он знал истину, но предал её, стал волховать, что было смертным грехом.
Итак, что же делает Павел? Он благовествует, но понимает, что кроме проповеди здесь необходимо горькое лекарство. Прорицатель слепнет, но, как говорит апостол «до времени» ... потому что это не месть, но повод к переосмыслению собственной жизни.
Люди бывают неправы в разной степени. Разнится мера их вины и ответственности, но Господь всех любит, никому не мстит, но каждого призывает к исправлению.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема