
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим историю о жизни апостольской общины после вознесения Христова. Спаситель поручил им не уходить из Иерусалима и пребывать вместе, пока на них не сойдёт Дух Святой. Автор книги Деяний апостол Лука, приводит список апостолов и говорит, что они единодушно пребывали в молитве вместе с Богородицей и братьями Христа. Поразительно, мы видим всего одну строчку, но какая глубина за ней скрывается. Единодушие и молитва — внутренняя и внешняя характеристика жизни первой апостольской общины. Единодушие — пребывание в мире, общая жизнь в любви, как в том, что является самым главным в практической жизни учеников. В Своей молитве по дороге в Гефсиманский сад Христос просил Отца, чтобы ученики были едины, как едины Отец и Сын. Единодушие, о котором вскользь упоминает Лука, — это исполнение слов Христовых в реальной жизни. Второе, о чём мы читаем, — это молитва. Речь, конечно, не столько о формальном совершении молитвословий, сколько о пребывании в общении с Богом, о жизни перед Ним в духе и истине. И снова мы понимаем, что перед нами реализация слов того, что Христос сказал об истинной молитве в беседе с самарянкой.
Впрочем, мы видим, что апостолы, получив поручение Спасителя и ожидая сошествия Духа от Отца, начинают устраивать жизнь церкви. Число апостолов, по свидетельству Спасителя, соответствует числу колен Израилевых. Учитывая, что Иуда Искариот из числа апостолов выбыл, Пётр полагает необходимым избрать другого ученика, для того чтобы восполнить это число. Мы видим, что выбор между двумя кандидатами происходит с помощью жребия. Сегодня нам такой путь непривычен, это может привлечь наше внимание. В то же время, не менее важно то, как выбираются сами кандидаты. Не стоит забывать, что вместе с учениками Христа, кроме женщин, близких общине Христа, были так же Его братья. Сегодня вряд ли у кого-то возник вопрос о том, кто должен быть претендентом на роль нового апостола: ведь, у Спасителя есть братья! Это братья Самого Иисуса Христа! Да, пусть они дети Иосифа от первого брака, пусть они поверили в Него далеко не сразу, но они же братья... Однако мы видим, что в общине учеников роль играют совсем не родство и связи. Заметим, что речь о необходимости выбрать апостола вместо Иуды заводит Пётр, старший из апостолов. И важными для него оказываются не формальные родственные связи, для него важна подлинная внутренняя близость ко Христу. Будем же и мы стремится не к формальным отношениям с Богом, но к подлинной, внутренней близости с Ним!
19 июля. Об исполнении Христом наших просьб

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова некоторого начальника, обращённые ко Христу: «Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива».
Об исполнении Христом наших просьб — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет получить от Бога помощь, особенно в исцелении недугов или каких-либо других бедственных положениях в своей жизни. Но не всегда, когда мы просим Бога, мы получаем эту помощь. Почему? Не потому, что Бог удерживает её. Нет. Бог свою помощь не удерживает. Бог свою помощь посылает каждому человеку, если он с верой обратится к Богу, Господь ему поможет.
Так евангельский начальник, обратившись ко Христу, попросил о помощи. Но в чём разница нашей просьбы и его просьбы? Мы попросим Бога, потом начинаем думать: а как Он это сделает? А когда? А почему не сейчас? А давай побыстрее? Или ещё как-нибудь?
Нет. У нас не должно быть таких размышлений и постоянных таких вот сомнений. А поможет ли Он мне? А не поможет? А я, может быть, грешный человек? Нет. Мы должны попросить Бога о том, чтобы Господь помог нам. Как евангельский начальник сказал: «Дочь моя теперь умирает. Приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива». И всё. И Господь уже встал тут же и пошёл, и помог.
Поэтому и наша молитва должна Богу быть простой. Господи, помоги. А уж как Господь поможет — Господь сам знает. Аминь.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О боли апостола Павла об иудеях

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава».
О боли апостола Павла об иудеях — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ни для кого не секрет, что апостол Павел любил свой народ, ибо евреям даны были заветы, и законоположения, и богослужения, и обетования. Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог. Преданность своему народу апостол выразил таким сравнением, что готов был бы отдать самое ценное, что у него было, — единство со Христом, лишь бы вернуть евреев к истинному богопочитанию.
Но правда должна торжествовать, поэтому апостол раскрывает в той же девятой главе причины отпадения иудеев, указав, что они искали не в вере, а в делах закона. Да и сам Господь наш сказал про них: «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём». То есть Христос своим пришествием вскрыл их греховные язвы, болезни гордыни и превозношения, самолюбия и даже человеконенавистничества.
Поэтому, скорбя о таком ожесточении сердец, однажды, будучи в Коринфе и уча в синагоге, святой Павел, видя, как они противились и злословили, отряс одежды свои, сказал к ним: «Кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам».
Будем же и мы внимательны к правде Божьей, чтобы и нам не потерять избрание Христово и Его милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О почитании Собора Радонежских святых

Сегодня 19 июля. Собор Радонежских святых.
Об их почитании — протоиерей Игорь Филяновский.
Первые списки учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского были составлены в XVII веке. Примерно в то же время были написаны первые групповые иконы Радонежских святых — «Троицкие игумены и преподобный Сергий — соученики». Со временем сложилась традиция почитания святых учеников и последователей преподобного Сергия.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых, совершаемое на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Список Собора содержал имена 78 подвижников — святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители. Среди них преподобный Никон Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Андроник Московский, преподобный Андрей Рублёв и многие другие. Сегодня этот список содержит имена уже 96 подвижников.
В 2014 году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, по благословению наместника Лавры, братская трапезная, которая находится в подклете Сергиевского храма, была расписана многими фресками, изображающими Радонежских святых, чьи подвиги и благочестие оставили глубокий след в истории Русской Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема