
Деян., 1 зач., I, 1-8.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим краткий разговор Христа с апостолами. После воскресения Спаситель являлся ученикам, удостоверял их в том, что жив, и беседовал с ними о Царствии Божием.
Мы знаем, что Христос, ещё до своей смерти и воскресения многократно говорил с учениками о Царстве и очень часто указывал на него, как на то, что уже существует, хотя и не доступно им во всей полноте. Это значит, что и в конце своего пребывания на Земле Он говорил с учениками не столько о грядущем Царстве, которое откроется после Его пришествия. Ему было важно объяснить им, как, продолжая жить в этом мире, они могут быть причастны этому Царству уже сейчас. Вокруг них была Римская империя, но в их сердце, в их отношениях друг с другом они должны были жить иными, божественными, а не земными законами.
И вот, они собираются в последний раз. Господь поручает апостолам ожидать схождения на них Духа Святого, который будет послан Отцом. Это схождение Духа, или крещение Духом, как называет его Христос, противопоставляется им крещению Иоаннову, которое ученикам уже было знакомо. Это последнее было связано с эмоциональным сожалением о грехе и желанием от него очиститься. Люди приходили к Иоанну, каялись в грехах и погружаясь в воду, символически их с себя смывали. В свою очередь крещение Духом — это схождение Духа Святого на апостолов, благодаря которому происходит восстановление естественных сил души, поражённых и искажённых в грехопадении. Дух просвещает человека и сообщает ему дары и способности, которыми он сможет служить ближним: учить, руководить, сострадать и помогать, исходя из своих возможностей... Но дары — это не просто те же способности, только улучшенные, это то, что позволяет ученикам жить на земле так, как будто они уже причастны Царству. И если Царство Божье — это пространство, в котором Царствует Бог, жизнь людей, которые живут в Духе Святом, — это и есть жизнь по законам Царства.
Однако ученики пока не совсем понимают, о чём идёт речь. Они спрашивают Христа — Господи, не сейчас ли ты восстанавливаешь Царство Израильское? Они знают о могуществе царства во времена Соломона. Перед ними человек, который творил чудеса, которых никто никогда не творил. Его распяли, но и здесь произошло чудо, и Он снова жив... Может быть Он, наконец, восстановит царство Израильское в его былом величии?
Но нет. Оказывается, Он говорит совершенно о другом. У него нет планов строить Царство Божие здесь, на земле... Христос прекрасно понимает, что это царство не может восторжествовать через насилие, и поэтому Он говорит ученикам, что они будут свидетелями о Нём в Иерусалиме и до края земли. Свидетелями того, что вера в воскресение Христа и причастность благодати Святого Духа позволяет верующим жить по законам Царства Небесного уже здесь, на земле.
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов