
В 1854-ом году Россия вступила в Крымскую войну. Сильная англо-французская армия подступила к Севастополю. Атаковать город открыто она не стала, а предприняла осаду. Русская армия самоотверженно защищала каждый метр родной земли. Среди множества героев, совершавших в те дни подвиги, спасая Отечество, была и сестра милосердия Дарья Ткач.
До войны она проживала в городе Елец. Растила крошечную дочь и очень любила своего мужа Фёдора. Едва начались боевые действия, Фёдор ушёл на фронт и служил корабельным артиллеристом. Он отличился в сражениях, отправив ко дну несколько судов противника. За что был награждён медалью и отпуском домой. Обратно в Севастополь Фёдор приехал не один. Семейство Ткач прибыло туда в полном составе. Дарья решила больше не расставаться с любимым супругом и добилась разрешения отправиться в осаждённый город вместе с мужем и дочерью.
В страшные дни осады, когда была важна каждая пара рук, Дарья не пряталась от пуль и снарядов. Став сестрой милосердия, она вместе с мужем не уходила с бастионов. Русский флот уже был затоплен, и моряк-артиллерист Фёдор Ткач сражался на суше. Дарья служила на редуте адмирала Корнилова. Она поила измученных воинов водой и квасом, который варила сама, выносила раненых за линию огня, ухаживала за выжившими, хоронила погибших. Молилась и плакала о каждом. Дарья помогала бойцам одним своим присутствием, вдохновляя защитников Отечества на новые подвиги, и не думая об опасности, каждую минуту грозившей ей самой.
Мужество и храбрость Дарьи не остались незамеченными. Ею восхищались не только матросы и офицеры. На сестру милосердия, которая всегда стремилась попасть в самые опасные места, обратил внимание адмирал Нахимов. Он был принципиальным противником того, чтобы женщины допускались на оборонительные рубежи, считая, что воевать должны мужчины, но перед сёстрами милосердия преклонялся. И был бесконечно благодарен Дарье за её добровольную помощь. По распоряжению Нахимова Ткач представили к награде — медали «За храбрость».
В августе 1855-ого года Дарья стала вдовой. Смертельно раненый Фёдор скончался на руках у жены. Она похоронила его и вернулась туда, где была нужнее всего — на бастионы к раненым. Дарья не считала себя вправе замыкаться в своём горе. И была убеждена: её долг перед погибшим мужем — забота о его товарищах. Только когда русская армия после 349-дневной обороны оставила город, Дарья вместе с дочерью, за которой всё это время присматривали добрые люди, уехала в Елец. Путь защитников Севастополя, среди которых было и маленькое семейство Ткач, лежал через Москву. Когда колонна бойцов вошла в Первопрестольную, встречающие её москвичи опустились на колени.
В Ельце Дарью догнала медаль «За храбрость» — награда за христианский подвиг милосердия. Торжественная церемония вручения проходила в здании воинского присутствия. Когда Дарья Давыдовна подъехала к нему, у входа её приветствовал почётный караул. Весь Елец гордился своей героиней. О её подвигах рассказывали немало историй. Дошли они и до Петербурга. Император Николай Первый личным указом пожаловал Ткач солидную пожизненную пенсию.
Дарья Давыдовна прожила долгую жизнь — 81 год. Когда она умерла, её похоронили с воинскими почестями, а на могиле установили мраморный памятник, на котором высекли слова: «Ткач Дарья Давыдовна — сестра милосердия на бастионах Севастополя, Георгиевский кавалер. Родилась в 1832 году. Скончалась в 1913 году». Эта скромная надпись как нельзя лучше характеризовала Дарью Ткач. Пышных фраз и помпезности она никогда не любила. Правда, без них не обходились поэты, посвящавшие стихи сёстрам милосердия. Но кто же осмелится возразить против таких строк неизвестного автора:
Пройдет гроза... И жизнь пройдет...
Не станет тех, другие будут...
Но подвиг светлый не умрёт:
О нём потомки не забудут...
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема