Дарья Александровна Коробкина, отважная русская сестра милосердия, является национальной сербской героиней.
Окончив Смольный институт благородных девиц, Дарья Александровна служила сестрой милосердия в сербской армии ещё в период Балканских войн 1912-1913 годов. Осенью 1914-го года началась Первая мировая война, Дарья добровольцем отправилась на фронт и была определена в 5-й пехотный полк Дринской дивизии. Ежеминутно рискуя своей жизнью ради спасения раненых, только за один октябрьский день девушка перевязала 90 человек. Жизнь сестры милосердия оборвалась на поле боя 2 октября 1914-го во время одного из ключевых сражений на горе Гучево — так называемой «Битвы под облаками».
Что писал о Дарье Александровне в докладной записке комендант правого фланга?
Осень 1914 года стала для Сербии тяжёлым испытанием на прочность. Несколько месяцев назад началась Первая мировая война. Австро-венгерские войска наступали. Сербы отважно оборонялись. Бои были жестокие. Одной из самых кровопролитных стала продолжительная битва на реке Дрине. Среди её героев, павших смертью храбрых за родную землю, была скромная и самоотверженная русская сестра милосердия — Дарья Александровна Коробкина.
О жизни Дарьи Коробкиной до начала Первой Мировой неизвестно почти ничего. Только возраст — ей исполнилось 26. И то, что родом она была из Петербурга, где окончила Смольный институт благородных девиц. Как и когда женщина попала в Сербию — тоже доподлинно неизвестно. Вероятнее всего, Коробкина служила сестрой милосердия в сербской армии ещё в период Балканских войн 1912-1913 годов. Не удивительно, что, когда в июле 1914-го грянула Первая Мировая война, Дарья отправилась на фронт добровольцем. Её определили в 5-й пехотный полк Дринской дивизии.
Коробкина сразу же оказалась в самой гуще боя, на передовой. Противники сошлись в боях на горе Гучево. По воспоминаниям очевидцев, от шквального огня дрожала земля. Тогда Дарью впервые увидел полковник Никола Христич. Он вспоминал, что девушка была одета в солдатскую блузу и длинную тёмную юбку. На голове — сербская пилотка «шайкача». «Она была спокойна, словно находилась не на горящей Дрине, а на родных берегах мирной Невы», — рассказывал Христич. Под пулями, Дарья ползком по грязи добиралась до раненых, оказывала им помощь. За один только октябрьский день Коробкина, ежеминутно рискуя жизнью, сумела перевязать 90 человек.
Бои шли с переменным успехом. После нескольких успешных атак австрийцев, часть сербских войск отошла на дальние позиции. На передовой оставался только авангард. И вместе с ним — сестра милосердия Дарья Коробкина. Её уговаривали отойти вместе с остальными, но женщина и думать об этом не хотела. Она осталась. И среди пекла боя совсем не думала о себе. Только о тех, кого нужно было спасти, вытащить из-под огня, перевязать раны, облегчить боль. Комендант правого фланга писал в докладной записке: «Особенно хочу отметить энергию, смелость, самопожертвование сестры милосердия Дарьи Александровны из Петербурга, которая непрерывно оказывала помощь раненым на поле боя».
2 октября 1914-го началось одно из ключевых сражений на горе Гучево — так называемая «Битва под облаками». Дарья перевязывала раненого офицера. В нескольких метрах от неё упал снаряд от австрийской гаубицы. Он взорвался, и унёс жизнь самоотверженной сестры милосердия. Её похоронили на вершине Гучево, в братской могиле. «Отважной сестре нашей, дочери царской России, вечная светлая память! Слава Дарье Александровне!» — кричали солдаты. Дарья Коробкина стала национальной сербской героиней — русская сестра милосердия, не устрашившаяся отдать жизнь за друзей своих.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Строить новые автомобильные дороги и ремонтировать старые можно по-разному. Можно, например, соблюдать технологию, а можно её игнорировать, и довольно глупо будет выглядеть тот человек, который, нарушив технологию строительства дорог, будет винить эту самую технологию тогда, когда дорога начнёт чрезвычайно быстро разрушаться. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 7-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям. В этом отрывке мы ничего не услышим о дорогах и о технологии их строительства, но мы услышим о законе Ветхого Завета, к которому, как может показаться, апостол выдвигает весьма серьёзные претензии.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Этот отрывок Послания к Евреям начинается с довольно странных слов: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства» (Евр. 7:18). С одной стороны, действительно, закон Ветхого Завета никого не сделал совершенным в том смысле, что он не был способен освободить человека от грехов и даровать ему всецелое прощение. Но точно ли он был немощен и бесполезен? Да и как вообще стоит понимать услышанные нами слова?
Для ответа на эти вопросы нам стоит вернуться к ранее упомянутому несоблюдению технологии строительства дорог, ведь с законом Ветхого Завета произошло нечто подобное: закон немощен и бесполезен не сам по себе, а по той причине, что люди оказались неспособны его должным образом исполнять. И это в самом деле так, здесь достаточно вспомнить многочисленные дискуссии Спасителя с исказившими понимание закона фарисеями, и вспомнить слова Спасителя по результатам этих дискуссий: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3). Христос, как мы знаем из Евангелия, никого не призывал пренебрегать законом, и Сам Он тоже его исполнял. Конечно же, автор Послания к Евреям знал об этом не хуже нас, а потому его слова о законе стоит понимать не как уничижение закона Ветхого Завета, а как указание на новый, более совершенный закон, такой закон, который может даровать человеку оставление грехов и привести его в Царство Небесное: «Но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:19). Если же продолжить начатую аналогию слов Послания к Евреям с технологией строительства дорог, то можно сказать, что здесь речь идёт не о том, насколько плоха старая технология, а о том, что есть другая, более совершенная, та, которая основывается на не существовавших ранее материалах и методах ведения работ.
Странно выглядят те люди, которые, зная о новом и совершенном, продолжают держаться устаревшего и неэффективного лишь по той причине, что так делали предки. Конечно, нет никакого греха в том, чтобы использовать, скажем, традиционные методы земледелия, но если речь идёт не о временной жизни, а о вечности, то держаться того, что не способно привести к Царству Небесному не только странно, но и в высшей степени глупо. Эту мысль и пыталось донести Послание к Евреям до своих адресатов. В какой степени это удалось — вопрос дискуссионный, но так как отрывок из этого послания звучит в рождественские дни в православных храмах, то и воспринимать его стоит обращённым к нам, ведь верность закону Ветхого Завета можно понимать и как веру в спасение собственными силами, а такая вера иногда заражает и умы христиан. Дай Бог, чтобы с нами этого не произошло, и чтобы мы остались верны Господу нашему Иисусу Христу, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы пожилые люди прожили зиму в тепле
Уже 10 лет в рамках акции «Подари дрова» волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» приходят на выручку пожилым людям из глубинки Тверской области. При участии неравнодушных людей добровольцы закупают для одиноких пенсионеров дрова и тем самым помогают им пережить холода. За всё время акции поддержку получили больше 1500 человек.
Нина Александровна — одна из тех, к кому приезжают волонтёры. Ей 87 лет. Одинокая бабушка живёт в старом и большом доме. Для его отопления необходимо много дров — это почти 8 грузовых машин на сезон. Стоимость одной партии дров примерно 20 000 рублей. Но пенсии Нины Александровны не хватает даже на половину нужного объёма. Поэтому участники акции «Подари дрова» взяли бабушку под опеку. Уже несколько лет они привозят по два КАМАЗа берёзовых дров, чтобы согревать её дом.
Этой зимой волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» уже успели обеспечить теплом Нину Александровну и ещё больше 200 подопечных. Однако впереди у команды добровольцев по-прежнему много работы. Всё ещё остаются одинокие пенсионеры, которые тоже нуждаются в дровах. Поэтому так важно участие отзывчивых людей.
Если вы хотите подарить тепло бабушкам и дедушкам из глубинки, переходите на сайт акции «Подари дрова».
Также помочь можно, отправив СМС на номер 3434 со словом «Дрова» и любой суммой. Например, «Дрова 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Рождество Христово и «Хроники Нарнии». Священник Александр Сатомский
В этой программе мы вместе с настоятелем Богоявленского храма в Ярославле священником Александром Сатомским читали и обсуждали фрагменты из книги Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии», а также говорили о том, как рождественские сюжеты находят свое отражение в художественной литературе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер