Дарья Александровна Коробкина, отважная русская сестра милосердия, является национальной сербской героиней.
Окончив Смольный институт благородных девиц, Дарья Александровна служила сестрой милосердия в сербской армии ещё в период Балканских войн 1912-1913 годов. Осенью 1914-го года началась Первая мировая война, Дарья добровольцем отправилась на фронт и была определена в 5-й пехотный полк Дринской дивизии. Ежеминутно рискуя своей жизнью ради спасения раненых, только за один октябрьский день девушка перевязала 90 человек. Жизнь сестры милосердия оборвалась на поле боя 2 октября 1914-го во время одного из ключевых сражений на горе Гучево — так называемой «Битвы под облаками».
Что писал о Дарье Александровне в докладной записке комендант правого фланга?

Осень 1914 года стала для Сербии тяжёлым испытанием на прочность. Несколько месяцев назад началась Первая мировая война. Австро-венгерские войска наступали. Сербы отважно оборонялись. Бои были жестокие. Одной из самых кровопролитных стала продолжительная битва на реке Дрине. Среди её героев, павших смертью храбрых за родную землю, была скромная и самоотверженная русская сестра милосердия — Дарья Александровна Коробкина.
О жизни Дарьи Коробкиной до начала Первой Мировой неизвестно почти ничего. Только возраст — ей исполнилось 26. И то, что родом она была из Петербурга, где окончила Смольный институт благородных девиц. Как и когда женщина попала в Сербию — тоже доподлинно неизвестно. Вероятнее всего, Коробкина служила сестрой милосердия в сербской армии ещё в период Балканских войн 1912-1913 годов. Не удивительно, что, когда в июле 1914-го грянула Первая Мировая война, Дарья отправилась на фронт добровольцем. Её определили в 5-й пехотный полк Дринской дивизии.
Коробкина сразу же оказалась в самой гуще боя, на передовой. Противники сошлись в боях на горе Гучево. По воспоминаниям очевидцев, от шквального огня дрожала земля. Тогда Дарью впервые увидел полковник Никола Христич. Он вспоминал, что девушка была одета в солдатскую блузу и длинную тёмную юбку. На голове — сербская пилотка «шайкача». «Она была спокойна, словно находилась не на горящей Дрине, а на родных берегах мирной Невы», — рассказывал Христич. Под пулями, Дарья ползком по грязи добиралась до раненых, оказывала им помощь. За один только октябрьский день Коробкина, ежеминутно рискуя жизнью, сумела перевязать 90 человек.
Бои шли с переменным успехом. После нескольких успешных атак австрийцев, часть сербских войск отошла на дальние позиции. На передовой оставался только авангард. И вместе с ним — сестра милосердия Дарья Коробкина. Её уговаривали отойти вместе с остальными, но женщина и думать об этом не хотела. Она осталась. И среди пекла боя совсем не думала о себе. Только о тех, кого нужно было спасти, вытащить из-под огня, перевязать раны, облегчить боль. Комендант правого фланга писал в докладной записке: «Особенно хочу отметить энергию, смелость, самопожертвование сестры милосердия Дарьи Александровны из Петербурга, которая непрерывно оказывала помощь раненым на поле боя».
2 октября 1914-го началось одно из ключевых сражений на горе Гучево — так называемая «Битва под облаками». Дарья перевязывала раненого офицера. В нескольких метрах от неё упал снаряд от австрийской гаубицы. Он взорвался, и унёс жизнь самоотверженной сестры милосердия. Её похоронили на вершине Гучево, в братской могиле. «Отважной сестре нашей, дочери царской России, вечная светлая память! Слава Дарье Александровне!» — кричали солдаты. Дарья Коробкина стала национальной сербской героиней — русская сестра милосердия, не устрашившаяся отдать жизнь за друзей своих.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







