
«Чудо на 34-й улице», студия: 20th Century Fox Film Corporation, режиссёр: Джордж Ситон
— Вот едет Санта Клаус!
— Даже не говори мне о нём.
— Но этот лучше прошлогоднего.
— Он нанят в последнюю минуту, а предыдущий уволен.
— Я вижу, она не верит в Санта Клауса, да? Ни Санта Клауса, ни фантастики, ни волшебных сказок... Правильно?
— Да, правильно. Я считаю, что мы должны говорить только правду детям. А не рассказывать им какие-то легенды и сказки, как... Санта-Клаус, к примеру.
Маленькая девочка по имени Сьюзан в свои шесть лет отличается удивительным скептицизмом и материалистичным взглядом на мир. Так её воспитывает мама — миссис Дорис Уолкер. Она работает менеджером в самом крупном магазине игрушек Нью-Йорка, и уверена, что вера в чудо — это просто бизнес, на котором можно хорошо заработать. Но однажды во время Рождественского парада миссис Уолкер встречает необыкновенного старика по имени Крис Крингл. У него длинная седая борода и он вполне серьёзно уверяет всех, что является самым настоящим Санта-Клаусом.
Удивительная история разворачивается в картине под названием «Чудо на 34-й улице». Лента американского режиссёра Джорджа Ситона вышла на экраны в 1947-м году и завоевала самые престижные кинонаграды — три премии «Оскар» и два «Золотых глобуса». Фильм стал классикой на все времена, и сегодня смотрится так же интересно и свежо, как много лет назад. Джордж Ситон рассказывал, что идея фильма пришла к нему в разгар предрождественской суеты. Глядя на длинные очереди в магазины, режиссёр вдруг подумал: а что бы сказал Санта Клаус, увидев, как духовную суть праздника вытеснила коммерческая сторона? И как бы отнеслись к нему люди, явись он перед ними, живой и настоящий?
Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление и напомнить, что прообразом Санта-Клауса, приносящего по ночам детям подарки, стал святитель Николай Чудотворец. В житии святого рассказывается о том, как ночью он подбрасывал мешочки с деньгами в дом бедняка, который не мог выдать замуж трёх своих дочерей-бесприданниц. Благодаря этой истории и возник обычай переодеваться в святого Николая и дарить детям подарки. Традиция пришла из Германии и берёт начало в Х веке. Собственно, Санта-Клаус в переводе с немецкого и означает — святой Николай. А имя главного героя фильма — Крис Крингл — это название популярной в Америке игры в «тайного Санту».
Но почему же обычный старик, которому всего лишь доверили роль любимого детского рождественского персонажа, твердит, что он и есть Санта-Клаус? Может быть, он сумасшедший? Именно так и думают о нём некоторые сотрудники магазина игрушек, и даже сама миссис Уолкер, которая и приняла его на работу. Открытый, добрый ко всем, полный любви, Крис Крингл вызывает у них подозрение. И однажды, благодаря недоброжелателям, оказывается в психиатрической клинике. Был назначен суд, которому предстоит решить, запереть ли его там навсегда или отпустить и позволить называть себя Санта-Клаусом.
Режиссёр Джордж Ситон признавался, что в качестве сюжетной канвы фильма он опирался на события земной жизни Христа. Подобно Ему, герой картины появляется в городе накануне праздника, пытается вдохнуть во всех веру в чудо, но оказывается предан и предстаёт перед судом, где должен доказать, что он тот, за кого себя выдаёт, а не самозванец. Подчёркивая, что его фильм — о вере и разуме, режиссёр цитировал слова из Нового Завета, гласящие, что «немудрое Божье премудрее человеков». Именно об этом в одном из эпизодов говорят и герои фильма — миссис Уолкер и её жених, адвокат Фред Гейли. Он убеждает женщину поверить Крису.
— Доверять человеку нужно даже вопреки здравому смыслу. Тут дело даже не в Крисе, а в тех ценностях, которыми он живёт...
— О, Фред...
— Добро, любовь, и прочие нематериальные вещи.
— О, Фред, ты говоришь, как ребёнок, а мы живём в реальном мире. Эти твои ненормальные вещи уже не ценятся так, как прежде. С этим далеко не уйдёшь.
— Всё зависит от того, куда ты идёшь.
— Когда-нибудь ты почувствуешь, что твой реалистический взгляд на этот мир не работает. И тогда вспомни об этих нематериальных вещах.
Именно об этом — любви, доброте, вере — заставляет вспомнить замечательный нестареющий фильм «Чудо на 34-й улице». Кстати, в нём заняты голливудские звёзды первой величины тех лет — Морин О’Хара, сыгравшая мисс Уолкер, Джон Пейн в роли адвоката Гейла. А роль маленькой Сьюзан, не верящей в Санта Клауса, исполнила юная Натали Вуд. Актриса признавалась, что сама она всегда верила в Санту и во время съёмок улучала момент, чтобы потрогать за бороду исполнителя главной роли Эдмунда Гвенна. К слову, борода была самая настоящая — чтобы максимально соответствовать образу, Гвенн её отрастил.
Описывая атмосферу на съёмочной площадке, режиссёр картины «Чудо на 34-й улице» Джордж Ситтон признавался: «Мы все чувствовали, что создаём нечто особенное». Именно таким — особенным — и получился этот фильм.
Казанский собор — Тамбов
В шумном и многолюдном центре Тамбова, второго по величине города Центрального Черноземья, есть тихий уголок — Казанский Богородичный мужской монастырь. Монастырскую колокольню — 107 метров в высоту вместе со шпилем и крестом — видно практически из любой точки города. По одну сторону — оживлённая улица Советская, главная городская магистраль. По другую — набережная реки Цны, тихая, зелёная прогулочная зона. Какой бы из этих маршрутов вы ни выбрали, не пройдёте мимо главного храма Казанского монастыря — собора Казанской иконы Божьей матери. Бело-синяя, пятиглавая, нарядная и торжественная, она сразу же приковывает внимание.
Каменный Казанский храм появился на территории монастыря в конце 18 века, на месте деревянной церкви, построенной ещё при основании обители в 1666-м году. Своим обликом он почти в точности повторял архитектурные черты главного собора Свято-Успенской Саровской пустыни. И это не единственное, что связывает тамбовский храм с Саровской обителью. Именно здесь, в Казанской церкви, 15 сентября 1793-го года был рукоположен в священный сан монах из Сарова, Серафим (Мошнин), будущий преподобный Серафим Саровский. В Центральном государственном архиве Российской Федерации хранится документ, свидетельствующий об этом событии — Указ о рукоположении отца Серафима.
Главный храм Тамбовского Казанского Богородичного мужского монастыря связан с именами и других великих православных подвижников. Богослужения в его стенах посещал воспитанник Тамбовской семинарии Александр Гренков, будущий преподобный Амвросий Оптинский. В Архиерейском доме на территории монастыря несколько лет жил святитель Феофан Затворник, который возглавлял Тамбовскую кафедру с 1859-го по 1863-й год. В Казанской церкви святитель Феофан совершал Богослужения.
Собор Казанской иконы Божьей матери в 20-е годы ХХ столетия пережил великие потрясения. Большевики разместили на территории монастыря губернское отделение ЧК — Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. В подвалах Казанской церкви проводились допросы, пытки и расстрелы... Но страшное время миновало. Восторжествовала вера, и вновь засияли золотыми звёздами синие купола Казанского собора. В начале двухтысячных годов храм отреставрировали. Восстановили уникальную внутреннюю роспись в необычной технике «гриза́йль» — то есть, выполненную в монохромных тонах, без использования цветных красок. Казанский собор снова стал украшением Тамбова и одним из центров духовной жизни старинного города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Флор Ермаков
В России до революции существовало огромное число «полезных учреждений» - богаделен, больниц для бедных, приютов. Деньги на их строительство и содержание поступали от самых разных людей. И мотивы для благотворительности тоже были самые разные. Иногда человек посвящал себя делам милосердия под влиянием сильного потрясения. С Флором Ермаковым получилось именно так.
Он родился в крестьянской семье. Отец Флора – крепостной графа Шереметева – сумел заработать состояние, открыв фабрику по производству тканей. Деньги позволили Ермакову получить вольную, и он с семьёй перебрался в Москву, где стал купцом, владельцем двух фабрик и торгового дома «Яков Ермаков с сыновьями». Один из этих сыновей – Флор – расширил дело отца, основал четыре крупные текстильные фабрики, заработал миллионы и жил припеваючи.
А потом одно за другим посыпались несчастья. В один год Ермаков потерял почти всю свою семью – жену, отца, сына, брата. Потом ещё одного сына. Любимые лица преследовали Флора Яковлевича во сне и наяву, а истерзанное сердце подсказывало только один выход: продать все предприятия и заняться благотворительностью. Задолго до этих событий, в период Крымской войны Ермаков уже помогал средствами ополчению и работал в благотворительном обществе княгини Щербатовой. Но после ухода близких, служение бедным приобрело у Ермакова колоссальный масштаб.
Он создал целую сеть громадных богаделен. Самую первую – на тысячу двести человек из крестьян построил в Сокольниках, на месте двух своих фабрик. И возвёл там же двухъярусную церковь в честь Троицы Живоначальной и мучеников Флора и Лавра. Вторая богадельня с домовой церковью и колокольней тоже была построена на месте бывшей фабрики. А третья – самая большая – появилась в самом центре Москвы. Она занимала четырёхэтажное здание. Дом был скромным, ничем не украшенным. Ермаков сделал это намеренно, предпочитая дать больше денег на жизнь человека, а не на красоту фасадов и лоск интерьеров. К тому же Флор Яковлевич старался селить в богадельнях как можно больше людей. Старики и старушки жили на всём готовом. Их прилично кормили и даже поили кофе.
Кроме того, Ермаков много помогал нищим. Милостыню раздавал лично. Жил он в большом дворце и открыл при нём бесплатную столовую. В ней ежедневно обедало до пятисот человек. А в доме постоянно останавливалась монахини, приезжавшие в Москву собирать пожертвования. Ермаков внёс 30 000 рублей на внутреннюю отделку Крестовоздвиженского собора, отреставрировал старинный Успенский храм. К нему пристроили трапезную, двухэтажный корпус с кельями для старых монахинь и больницу.
В Вышнем Волочке, где у Флора Яковлевича была ещё одна фабрика, он тоже построил богадельню. А на своей родине в селе Мещерино в бывшем барском доме Шереметевых, основал дом для престарелых на 150 человек. И много жертвовал землякам-крестьянам. В Москве на деньги Ермакова в больнице для душевнобольных появился новый большой корпус. На содержание умалишённых Ермаков выделил 300 000 рублей. При Бутырской тюрьме он открыл дом для семей тех осуждённых, которых ждала Сибирь. Родным арестантов, даже грудным детям, выдавались деньги.
За свою деятельность Флор Яковлевич получил потомственное дворянство.
Он истратил на добрые дела почти всё состояние. А в завещании указал, что оставшиеся три миллиона должны быть вложены в новые благотворительные проекты. Обиженные родственники пытались оспорить завещание, но суд признал его действительным. И власти Москвы на средства Ермакова построили два ночлежных дома, каждый из которых ежедневно открывал свои двери для полутора тысяч человек. Комитет ермаковских богаделен до самой революции обеспечивал их обитателям достойную старость. Специальное здание было выстроено для ремесленного училища техников и электротехников. Училище назвали именем Ермакова.
12 ноября. Об укорении Господом книжников и фарисеев
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».
Об укорении Господом книжников и фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Перечисляя тех, к кому обращается Господь, нельзя не заметить удивительные кажущиеся недоразумения. Книжники и фарисеи — это похвальные определения. И те, и другие особенно образованны, просвещены законом, являются примерами для народа в благочестии, следовании отеческому закону.
Но следующее определение — лицемеры — полностью перечёркивает достоинства этих народных избранников. Оказывается, что именно им свойственно за исправной внешностью хранить неустройство души или крайнее её разорение из-за тех страстей, главной из которых — гордыня, которым они были преданы.
Ради того и звучала проповедь Иоанна Крестителя, также призывающая покаяться для того, чтобы, обличив собственные страсти, люди Израиля узнали бы пришедшего Спасителя мира.
Но таково свойство греховного помрачения: оно туманит очи сердца и на белое понуждает говорить чёрное, а на чёрное — белое. Так что не проклятие звучит из уст Спасителя в отношении их, а сокрушение Господне о тех, кто не может своё сердце привести к сокрушению и исповедовать Его Спасителем мира.
Все выпуски программы Актуальная тема







