
«Чудо на 34-й улице», студия: 20th Century Fox Film Corporation, режиссёр: Джордж Ситон
— Вот едет Санта Клаус!
— Даже не говори мне о нём.
— Но этот лучше прошлогоднего.
— Он нанят в последнюю минуту, а предыдущий уволен.
— Я вижу, она не верит в Санта Клауса, да? Ни Санта Клауса, ни фантастики, ни волшебных сказок... Правильно?
— Да, правильно. Я считаю, что мы должны говорить только правду детям. А не рассказывать им какие-то легенды и сказки, как... Санта-Клаус, к примеру.
Маленькая девочка по имени Сьюзан в свои шесть лет отличается удивительным скептицизмом и материалистичным взглядом на мир. Так её воспитывает мама — миссис Дорис Уолкер. Она работает менеджером в самом крупном магазине игрушек Нью-Йорка, и уверена, что вера в чудо — это просто бизнес, на котором можно хорошо заработать. Но однажды во время Рождественского парада миссис Уолкер встречает необыкновенного старика по имени Крис Крингл. У него длинная седая борода и он вполне серьёзно уверяет всех, что является самым настоящим Санта-Клаусом.
Удивительная история разворачивается в картине под названием «Чудо на 34-й улице». Лента американского режиссёра Джорджа Ситона вышла на экраны в 1947-м году и завоевала самые престижные кинонаграды — три премии «Оскар» и два «Золотых глобуса». Фильм стал классикой на все времена, и сегодня смотрится так же интересно и свежо, как много лет назад. Джордж Ситон рассказывал, что идея фильма пришла к нему в разгар предрождественской суеты. Глядя на длинные очереди в магазины, режиссёр вдруг подумал: а что бы сказал Санта Клаус, увидев, как духовную суть праздника вытеснила коммерческая сторона? И как бы отнеслись к нему люди, явись он перед ними, живой и настоящий?
Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление и напомнить, что прообразом Санта-Клауса, приносящего по ночам детям подарки, стал святитель Николай Чудотворец. В житии святого рассказывается о том, как ночью он подбрасывал мешочки с деньгами в дом бедняка, который не мог выдать замуж трёх своих дочерей-бесприданниц. Благодаря этой истории и возник обычай переодеваться в святого Николая и дарить детям подарки. Традиция пришла из Германии и берёт начало в Х веке. Собственно, Санта-Клаус в переводе с немецкого и означает — святой Николай. А имя главного героя фильма — Крис Крингл — это название популярной в Америке игры в «тайного Санту».
Но почему же обычный старик, которому всего лишь доверили роль любимого детского рождественского персонажа, твердит, что он и есть Санта-Клаус? Может быть, он сумасшедший? Именно так и думают о нём некоторые сотрудники магазина игрушек, и даже сама миссис Уолкер, которая и приняла его на работу. Открытый, добрый ко всем, полный любви, Крис Крингл вызывает у них подозрение. И однажды, благодаря недоброжелателям, оказывается в психиатрической клинике. Был назначен суд, которому предстоит решить, запереть ли его там навсегда или отпустить и позволить называть себя Санта-Клаусом.
Режиссёр Джордж Ситон признавался, что в качестве сюжетной канвы фильма он опирался на события земной жизни Христа. Подобно Ему, герой картины появляется в городе накануне праздника, пытается вдохнуть во всех веру в чудо, но оказывается предан и предстаёт перед судом, где должен доказать, что он тот, за кого себя выдаёт, а не самозванец. Подчёркивая, что его фильм — о вере и разуме, режиссёр цитировал слова из Нового Завета, гласящие, что «немудрое Божье премудрее человеков». Именно об этом в одном из эпизодов говорят и герои фильма — миссис Уолкер и её жених, адвокат Фред Гейли. Он убеждает женщину поверить Крису.
— Доверять человеку нужно даже вопреки здравому смыслу. Тут дело даже не в Крисе, а в тех ценностях, которыми он живёт...
— О, Фред...
— Добро, любовь, и прочие нематериальные вещи.
— О, Фред, ты говоришь, как ребёнок, а мы живём в реальном мире. Эти твои ненормальные вещи уже не ценятся так, как прежде. С этим далеко не уйдёшь.
— Всё зависит от того, куда ты идёшь.
— Когда-нибудь ты почувствуешь, что твой реалистический взгляд на этот мир не работает. И тогда вспомни об этих нематериальных вещах.
Именно об этом — любви, доброте, вере — заставляет вспомнить замечательный нестареющий фильм «Чудо на 34-й улице». Кстати, в нём заняты голливудские звёзды первой величины тех лет — Морин О’Хара, сыгравшая мисс Уолкер, Джон Пейн в роли адвоката Гейла. А роль маленькой Сьюзан, не верящей в Санта Клауса, исполнила юная Натали Вуд. Актриса признавалась, что сама она всегда верила в Санту и во время съёмок улучала момент, чтобы потрогать за бороду исполнителя главной роли Эдмунда Гвенна. К слову, борода была самая настоящая — чтобы максимально соответствовать образу, Гвенн её отрастил.
Описывая атмосферу на съёмочной площадке, режиссёр картины «Чудо на 34-й улице» Джордж Ситтон признавался: «Мы все чувствовали, что создаём нечто особенное». Именно таким — особенным — и получился этот фильм.
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 октября. О божественной благодати в Православной Церкви

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати».
О божественной благодати в Православной Церкви— священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в послании к филиппийцам пишет очень трогательные вещи, потому что он бесконечно любит (это видно из послания) свою филиппийскую общину. Это его последнее обращение к ним, он чувствует, что скоро разрешится от плоти этой земной, и даже говорит о том, что уже желает скорее увенчаться в Царстве Божьем.
И вот он призывает в этом послании ко многим вещам, которые нам следовало бы перечитывать и применять к себе и к своей духовной жизни. В частности, он говорит: «Несмотря на мои узы, на моё заключение, я имею вас всех в своём сердце и с любовью о каждом из вас думаю, и также призываю быть соучастниками той благодати, которую я сам получил».
Это означает, что мы должны жить единой церковной общиной, что не бывает так: вот есть батюшки, пастыри или архипастыри, а есть мы. В сознании апостола Павла мы все — одно целое, и мы все едины.
Помоги Господь всем нам не растерять это чувство.
Апостол Павел драматично перед своей смертью как бы призывает, в том числе и нас с вами, братья и сестры, воспринимать себя внутри большой семьи, которая есть Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема