
Жил-был один бедный юноша. У него ничего не было, кроме огорода, что достался в наследство от родителей. Но парню упорно не везло: никак ему не удавалось собрать на своём участке хороший урожай овощей.
Однажды юноша услышал, что в соседней деревне живёт мудрый старик, который даёт дельные советы, что лучше всего по весне сеять. Отправился юноша к старцу, которого нашёл в бедной хижине на окраине села.
— Достопочтенный и мудрый отец, помоги мне наладить мою жизнь, — с поклоном обратился к нему юноша. — Никак я не могу выбиться из нищеты. Будь так добр, подскажи, что посеять на своём огороде, чтобы хоть что-то выручить с продажи?
Поглядел на него ласково старец, подумал-подумали сказал:
— Не горюй, сынок. Иди домой и посей на своём огороде семена дыни. Судя по всему, лето будет жарким.
Посеял парень дынные семена и, действительно, урожай получился на славу — самые крупные и сладкие дыни в округе. Продал их юноша на рынке, деньгами обзавёлся.
Следующей весной, едва сошёл снег, он опять отправился к старцу в соседнюю деревню. Пришёл в его хижину и спрашивает:
— Скажи, что мне лучше посеять?
Помолчал немного старец и ответил:
— Посей, сынок, на своём огороде капусту. Похоже, лето будет дождливым.
Так всё и вышло, как он сказал. Летом беспрерывно лили дожди, и другие овощи, кроме капусты, вымокли. Зато капуста на огороде у парня выросла знатная: каждый кочан размером с колесо. Отвёз он на базар свой урожай, с большой выгодой продал. А как только разбогател, сразу важным сделался, зазнался.
Пришёл он весной к старцу и говорит:
— Ну-ка, старик, пошевели мозгами, да говори скорее, а то я спешу: что мне в этом году посеять?
Вздохнул старец и, помолчав, сказал:
— Чеснок сей.
Посеял парень чеснок. Осенью собрал урожай, разложил чеснок сушить на солнце, но тут зарядили дожди, и весь его урожай погиб.
Прибежал парень к старцу и говорит в сердцах:
— Ты дал мне плохой совет! Смотри, больше так не ошибайся!
— Разве ты собрал плохой урожай чеснока?— удивился старец.
— А что толку, если я за ним не доглядел? Говори, что мне теперь посеять?
Помолчал старец, а потом говорит:
— Явившись сюда в первый раз, ты назвал меня достопочтенным и мудрым, во второй раз уже не высказал никакого почтения, а в третий и вовсе нагрубил. Вот что я тебе скажу: прежде всего посей в своём сердце семена почтительности, дождись урожая, а потом приходи ко мне за советом. Земля, как и человек, любит уважительных и благодарных. Иди — и как следует над собой потрудись.
(по мотивам курдской народной сказки)
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер