«Что мы знаем о Богородице и о её рождестве?». Иеромонах Макарий (Маркиш) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Что мы знаем о Богородице и о её рождестве?». Иеромонах Макарий (Маркиш)

* Поделиться

У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).

Мы говорили о том, что и из каких источников нам известно о Богородице, было ли чудом её появление на свет от стареющих родителей Иоакима и Анны, почему именно праздниками Рождества и Успения Девы Марии начинается и заканчивается церковный год, а также с чем связано особенное почитание Божьей Матери в христианстве.

Ведущий: Александр Ананьев


А.Ананьев:

- Добрый вечер, дорогие друзья!

Меня зовут Александр Ананьев.

Завтра, 21 сентября, в день праздника Рождества Богородицы, начинается церковный год. И, собственно, именно этому будет посвящена наша сегодняшняя беседа с дорогим моему сердцу священником – председателем епархиальной комиссии по защите семьи, материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонахом Макарием Маркишем.

Добрый вечер, отец Макарий! С Наступающим Вас…

О.Макарий:

- Добрый вечер, дорогой Александр, дорогие слушатели!

Ну… как бы сказать… почти вспоминается история генерала Драгомирова, который послал Императору телеграмму: «Третий день пьём здоровье Вашего Императорского Величества!» – на что Император ответил, что пора бы уже и прекратить.

Новый год, всё-таки, начинается 14 сентября, по новому стилю ( 1 сентября – по старому ).

А.Ананьев:

- А разве он начинается не с праздника Рождества Богородицы?

О.Макарий:

- Ну, будем говорить, праздник Рождества Пресвятой Богородицы – первый двунадесятый крупный большой церковный праздник в церковном календаре, начиная с Нового года. Но сам Новый год – 1 сентября, по старому стилю ( 14 сентября – по новому ).

А.Ананьев:

- Как хорошо быть неофитом! Ты всегда можешь этим оправдать свои ошибки…

О.Макарий:

- Да не надо оправдывать…

А.Ананьев:

- Тем не менее… церковный год начинается с праздника Рождества Пресвятой Богородицы, а заканчивается, если я правильно понимаю, Успением…

О.Макарий:

- Да… 15 августа, по старому стилю.

А.Ананьев:

- … и это – яркий пример того… даже не пример, а доказательство того, что почитание Пресвятой Богородицы Церковью – оно безмерно. И… вот… прямо хочется даже сказать… почитают Её, едва ли не больше, чем Спасителя – потому, что церковный год строится на жизненном пути Богоматери.

И, по сути, сегодня… мой вопрос будет очень простой – почему?

О.Макарий:

- Так, ведь, понимаете… как сказать… разгадка этой шарады состоит только в одном единственном факте – что мы не можем сравнивать.

Вот, «больше»… ну… дети малые знают… «Кого ты больше любишь – маму или папу?»…

А.Ананьев:

- Мы можем сравнивать количество икон.

О.Макарий:

- Можем. Можем сравнить количество икон. Можем сравнить даже количество литургических строф – тропарей канона, например… стихир, которые посвящены Богородице – «Богородичных», так называемых… и… конечно, будет вывод в пользу Пресвятой Богородицы – это факт.

Ну, и что? Тем не менее, сравнивать «больше-меньше» не получается, невозможно.

Что больше – водород или кислород? Нет, газы не сравниваются по размерам. Они сравниваются атомным весом… там… чем угодно…

Но факт… будем так говорить… присутствия Пресвятой Богородицы в литургическом сознании верующих… или даже – в повседневном сознании верующих – вот, он заслуживает внимания, и веса, и объяснения… ну… иногда, в некоторых случаях, и поправок каких-то.

Поправки у нас очень любят всегда списывать на каких-то других… таких… неразумных людей. Ну… не знаю, вот… знаменитый святой нашего времени архиепископ Иоанн Шанхайский. У него есть статья… заметка… или статья, по-нашему говоря… о почитании Пресвятой Богородицы, где определённая доля посвящена… ну… римо-католическим… значит… заблуждениям. Без обид. Вот, у нас была передача об обидах… Мы не должны ни на кого там обижаться, но поправки должны давать. Что не стоит впадать в ошибки и заблуждения, которые мы наблюдаем.

Конечно, у нас ошибок нет, мы это знаем – мы безошибочные, мы святые все… а, вот, все кругом – они, бывает, впадают в разные заблуждения. И, поэтому, лучше ткнуть пальцем на сучок… как это сказать… соломинку в глазу ближнего…

А.Ананьев:

- Но… бесспорно то, отец Макарий, что почитание Пресвятой Богородицы – оно особое.

О.Макарий:

- Да… да…

А.Ананьев:

- Почему? И – вопрос сразу – не противоречит ли это словам Спасителя ( Ев.от Луки, гл.11, ст.27-28 ), помните? «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» А Он сказал… Он её, буквально, осёк: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Не надо почитать женщину – почитай слово Божие» – говорит Спаситель.

О.Макарий:

- Ну… Он не сказал «не надо»… Он сказал: «темже убо»… значит… «тем более»… можно сказать «тем более блаженны»… вот… «кроме того»… «помимо того»… и «в особенности»… ну, как переводить. Я уж не помню, как на русский переведено, а по-славянски мы все, священники, знаем эти слова наизусть очень хорошо, поскольку это Евангельское чтение, посвящённое Пресвятой Богородице.

«Темже убо блажени слышащие слово Божие и хранящие е».

Ну… значит… вот это почитание Пресвятой Богородицы – оно неотъемлемо, и совершенно фундаментально для именно христианского сознания.

Я не буду сейчас говорить даже… ну… об ошибках, может, мы ещё поговорим потом, если Вы зададите вопрос… но у нас некоторые деятели совсем уж дикие. Они пытаются почитание Пресвятой Богородицы возвести куда-то… такое… к каким-то там языческим верованиям. Это уже просто липа прямая!

А, вот, не липа состоит вот в чём: что Бог стал Человеком.

Вот, когда вы, уважаемые слушатели, говорите слово «христианство»… Христос Бог и христианство-религия… вспоминайте вот этот фундаментальный… как сказать… фундаментальный столб, или опору в нашем сознании, на чём держится восприятие Христа и христианской веры – Бог стал Человеком. Три слова всего – можно запомнить.

Но раз Он стал Человеком, то – как Он стал Человеком? Что произошло? Он родился, как Человек. Он родился Человеком. А если Он родился, значит, есть Богородица.

И, вот… понимаете, да… поясняется, что земная природа, человеческая природа Христа, человеческая природа Богочеловека – это природа… это то, что дала Ему Пресвятая Богородица. Это – одна сторона дела.

Вторая сторона дела становится очень понятной, и легко воспринимается людьми, если мы не будем обрывать… вот… «Пресвятая Богородице, спаси нас!» – хорошо, правильно, такая фраза… несколько для человека нецерковного странная: «А как же… разве не Бог спасает? А почему Пресвятая Богородица должна спасать?» Ну, это… отдельно сейчас объясню…

Вот этот возглас, которым заканчивается едва ли не большинство… все, по-моему… ну, не помню сейчас… наших ектений, то есть, наших молитвенных призывов, в ходе Богослужения – будь то вечерня, утреня или Литургия: «Пресвятую Пречистую Преблагословенную славную Владычицу нашу Богородицу со всеми святыми помянувше… – вот, тут это вот неотрывно, –… сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим!» Поминаем, то есть, мы держим в сознании, не Её одну личность, а – со всеми святыми.

Пресвятая Богородица становится, или является… ну… так бы сказать… такое слово употребить… олицетворением Земной Церкви, земного состава.

А.Ананьева:

- Во главе всех святых.

О.Макарий:

- Во главе – потому, что Она начинает её, эту Земную Церковь, Земную сторону Церкви. Церковь – Богочеловеческий организм. Хорошее такое понимание Церкви. Тело. Тело Христа. Христос – Богочеловек. То есть – Богочеловеческий организм.

Этот Богочеловеческий организм имеет Божественный состав свой, и человеческий. И, вот, этот человеческий состав олицетворён Ею, как давшею Богу человеческую природу.

Вот, Вам, пожалуй, в таком… конспективном, что ли, виде…

А.Ананьев:

- Это прекрасный ответ на вопрос, почему церковный год начинается, и заканчивается, главными Богородичными именно праздниками.

О.Макарий:

- Это вопрос… понимаете… уже не совсем ко мне, а к серьёзным церковным историкам – почему именно Рождество Пресвятой Богородицы – это начало… оказалось в начале церковного года, а Успение – в конце. Это надо смотреть историю этих праздников, которая, к сожалению, у меня сейчас… ну… не укладывается… я не помню просто, каким образом оказалось, что начало сентября стало Рождеством Пресвятой Богородицы.

Понятно, никто… там… метрических книг-то не вёл… но… вот… тем не менее. И я ничуть не удивлюсь, если выбор этих дат имел какую-то, вот… такую… богословскую интерпретацию.

А – интересный вопрос… может быть, кто-то нам подскажет. Но это надо смотреть книги «История христианских праздников», называемая «Эортология».

А.Ананьев:

- Да, они тоже, как… книга какая-то! Если уметь читать… и неслучайную последовательность праздников, смысл праздников, почему именно этот следует за этим… из этого тоже можно получить немало очень полезных знаний.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Ананьев:

- «Вопросы неофита».

На них отвечает сегодня председатель епархиальной комиссии по защите семьи, материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий Маркиш.

Я – Александр Ананьев.

Вы сейчас, отец Макарий вскользь упомянули, что иногда почитание Богородицы в христианском сознании скатывается в язычество. Мне стало интересно, где проходит граница между благочестивым почитанием Пресвятой Богородицы, и – когда уже начинается язычество?

О.Макарий:

- Ну… вопрос-то не простой, честно говоря… поскольку требует… ну, когда кто-то нам… вот, хорошо… давайте, как я сказал в начале, саркастически так… хорошо тыкать в глаз… соломинку в глазу искать у другого…

Ну… когда наши римо-католические партнёры по религиозному диалогу, так скажем, начинают утверждать, что Богородица – соискупительница рода человеческого, что Пресвятая Богородица была зачата каким-то особым способом ( римо-католический догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы )…

Кстати… может быть, в скобочках замечание… этот термин «непорочное зачатие» – люди малоцерковные думают, что речь идёт о Благовещении – нет. «Непорочное зачатие» – этот термин фигурирует, как характеристика рождения… так сказать, особого способа, которым была рождена Пресвятая Богородица… как раз, смысл нынешнего праздника.

Когда утверждают, что Она была живой… что Она не умерла, что Она была живой вознесена на Небо – это тоже один из догматов римо-католической церкви – новый совершенно, вновь он утверждён папским указом.

Но, вот, эти явления, эти суждения мы отвергаем… Православная Церковь отвергает их. И там, где они начинают… так сказать… пытаются втискивать в Православие, там мы говорим – нет, это неправильно, это неверно, это ошибочное… так сказать… это заблуждение при почитании Пресвятой Богородицы.

Но… проблема здесь немножко иная. Такая… будем говорить… пастырская. Не богословская, а пастырская. Богословской проблемы нет – никто нас не заставит изменять христианское понимание Воплощения Спасителя, и место Пресвятой Богородицы. А проблема есть в ошибках, которые испытывает массовое сознание – то, что говорят у нас «простые верующие». Ну… нехорошее слово – «простые»… все мы – простые… у нас хитрых-то и не должно быть.

Все мы – простые. Но есть люди малообразованные, которые компенсируют отсутствие просвещения избытком въедливости и… так сказать… напористости.

Ну, что сделать? Вот, я могу Вам воспроизвести такую небольшую притчу. По-моему, тоже это у меня такое «дежавю»… смутная память… но если я… я уже говорил эту притчу, рассказывал… ну… простите меня… но, может, не все слышали.

Прилетают марсиане на Землю. Прилетели. Религиоведческая экспедиция на Землю. Прилетели, изучают разные религии. Пришли в православную церковь. Там – кого они встречают? Ну… вот… то самое… «простые верующие». Она им говорит: «Тут, вы знаете, всё дело в том, какой Богородице вы поклоняетесь… какой Богородице вы свечку поставите. Вот, если этой Богородице поставите – тогда у вас зубная боль, может быть, утишится. А вот этой Богородице поставите свечку – у вас тут расход горючего может быть сокращён…»

В это время из Алтаря выскакивает священник, и кричит: «Вы не слушайте её… давайте, я вам всё-всё расскажу, как на самом деле всё…» Они всё записывают в книжечку.

Потом пишут отчёт по экспедиции. «Православие имеет два направления. Одно – народное, где есть такое почитание разных Богородиц… да… разных икон, которые приносят разную пользу. А другое – академическое. Там… что-то… рассказывают какие-то непонятные вещи…» – и передают себе на Марс для религиозной энциклопедии.

Но, вот, сила Церкви, как раз, в том, что Церковь способна обоснованно опровергнуть эту бабушку, которая рассказывает о разных иконах, и разных Богородицах. Это не во всех религиях существует. Там, где нету… такого… догматического центра, там это несколько сложнее.

У нас в Православии это легко делается. Но – не все люди это воспринимают. Не все воспринимают. Некоторым свойственно… как это сказать… те же самые «простые верующие»… ещё раз прошу прощения за такое выражение… Вам ещё подскажут: «Вы… если священник будет Вам говорить что-то, Вы с ним не спорьте. Но Вы ему не верьте – он ничего не знает. Вы слушайте меня – я Вас не обману. Вот, тут у нас всё… всё у нас здесь предусмотрено…»

А.Ананьев:

- А я вот сейчас задумался – а, может быть, бабушка не так и не права… Поясню свой вопрос.

Допустим, мы с Вами знаем одного и того же человека – ну, например, нашего прекрасного звукорежиссёра…

О.Макарий:

- Да.

А.Ананьев:

- И, рассказывая о ней, Вы, отец Макарий, скажете одно – ну, потому, что Вы с ней… вот… знакомы. Вот, так, вот, Вы говорили с ней об этом. А я – расскажу, может быть, совершенно другое. Но это не значит, что мы говорим о разных людях. Ну, просто, мы по-разному её знаем – обладаем разным знанием о ней, и имеем разное к ней отношение.

О.Макарий:

- Хорошо…

А.Ананьев:

- Но, при этом, это не значит, что у нас существует два разных звукорежиссёра, и мы знакомы с разными людьми.

О.Макарий:

- Верно, верно… но здесь-то вопрос… понимаете, в чём отличие – здесь у нас концентрация на личности, которую можно… уточнить, узнать, понять, получше узнать, а в нашем случае – в случае религиозном – здесь мы затрагиваем Церковь, а Церковь – организм Богочеловеческий, а не просто человеческий.

Когда человеческий – ну, да, понятно… и даже и недостатки какие-то… мало ли, у кого свои… кто-то их начинает акцентировать очень сильно, преувеличивать, и, грубо говоря, ругаться, а кто-то совершенно спокойно к ним отнесётся, скажет: «Ну, все люди – разные… что Вам тут… больше всех надо, что ли?»

А когда мы говорим о Церкви, здесь уже всё сложнее. Потому, что ошибки в восприятии Богочеловеческой природы Церкви, и Богочеловеческого начала, которое в ней существует, ведут к уклонениям, тем самым… уклонениям, уходу от Христа, уходу от Бога. Поэтому, эти ошибки гораздо опаснее, что и доказывается историей Церкви.

Если мы вспомним Третий Вселенский Собор, когда, в общем-то говоря, зафиксировалось слово «Богородица»… но там – дело-то было нешуточное! Я уж не буду Вам сейчас всё вспоминать, но… бой шёл по полной программе. И… да, да, да, да…

Четвёртый век, и половина пятого… ну, на самом деле, два века, может быть… это были времена очень напряжённые для Церкви, и они… опять-таки… напряжённость…

Вот, там… мы знаем, что в Александрии толпа просто разорвала православного епископа… они были, там, чем-то недовольны, и – разорвали, да, они его убили. И не одного его. И мы это встречаем даже в монашеских текстах. А и в том, на… каков был… так сказать… что было поставлено на карту, если Вы мне позволите такую фразу, в отношении христианской веры. И подвиг Церкви, подвиг её исповедников позволил сохранить христианскую веру в том виде, как она имеется.

Ну, вот… а, с другой стороны, мы только что… это я говорил про кидание… как сказать… сучков в глаза ближних… есть несториане, существуют. Существуют и монофизиты, противоположные в полюс. Ну… мы не хотим… не надо нам их… так сказать… здесь никого осуждать, но надо помнить и о православном сознании, православном церковном сознании.

Вот, я Вам так скажу. Почитание Пресвятой Богородицы – это православное церковное сознание. И… ну, не знаю… мы, наверное, будем дальше об этом говорить ещё…

А.Ананьев:

- Да, у меня есть вопрос, отец Макарий, связанный с этим.

Вот… как Вы говорите… есть, что называется, объективная реальность, о которой говорит Церковь, и есть наше благочестивое, наполненное любовью… ну… кто как умеет, тот так и любит… периодически сваливающееся в язычество, почитание. Ну… наше представление об этой объективной реальности.

А объективная реальность – это что? Это слово Божие. Это Евангелие.

Я попытался вспомнить сейчас, есть ли где-нибудь в Евангелии указание почитать Богородицу, наряду с Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом?

О.Макарий:

- Нету такого указания, разумеется, и нету такой странной мысли «наряду с Богом» – на ряду с Богом, вообще, ничего нет! Здесь надо поставить жирный плюсик. А другой плюсик – подправить понятие объективной реальности.

Объективная реальность – это не текст. Это – Церковь. Это то, что мы называем – духовное наследие Церкви. Это – духовное наследие Церкви.

Слова… мы вспоминали Феофана Затворника недавно… очень верно передающие вот ту вот… что такое церковное духовное наследие, или церковное Предание? Предание – это παράδοση – то, что передаётся.

Святитель Феофан кому-то пишет: «Вы думаете, что Предание – это передача из уст в уста…» – ну, или из слова в слово… то есть, мы прочитали – и кому-то что-то передали: «Вот, написано, видите, вот так вот…»

А Феофан пишет: «Нет, неправильно. Это – передача из жизни в жизнь. То, что живёт в Церкви».

Конечно, сразу спросят: «А разве… что, в Церкви разве не Священное Писание живёт?» Конечно, живёт Священное Писание, но им не исчерпывается церковная жизнь. Хотя бы, потому, что Священное Писание было написано после того, как возникла Церковь, и это «после» измеряется десятилетиями. Большими десятилетиями. Если Евангелие от Иоанна – это уже начало II века, или конец I – самое раннее.

А.Ананьев:

- А почитание Богородицы началось, я так понимаю, где-то в веке IV?

О.Макарий:

- Ну… почитание – опять, разного характера, и разное… понимаете, почитание Богородицы – это, всё-таки…

А.Ананьев:

- Ну… обретение пояса… вот… оно же в IV веке, по-моему…

О.Макарий:

- … это – Литургика, это – Богослужебная практика, это – народное благочестие. То есть, мы… хорошо… почитание праведного Иоанна Кронштадтского началось в ХХ веке – от этого Иоанн Кронштадтский не стал хуже, не стал менее православным. Почитание Иоанна Шанхайского… там… и так далее. Ничего тут удивительного нету! Абсолютно. Важно – понимание, кто Она, Её места. Понимание Её места в христианской жизни Церкви, как родоначальницы ( вот, слово совершенно правильное: начальницы рода ) Земной Церкви.

Почитание святых, как мы с Вами говорили – это того же совершенно ряда явление.

Мы знаем, что есть некоторые группы, в той или иной форме, называющие себя христианскими, которые отрицают почитание святых. Ну… простым образом ответим… это – их проблемы. Это – их проблема, их ошибка. Если придётся кому-то что-то объяснять, значит, объясним, но из-за того, что кто-то верит по-другому… ну… как сказать… грубо говоря, нас это не особо волнует. Вот.

Дальше, возвращаясь к Священному Писанию. В Священном Писании, действительно, основной эпизод, который связан с Пресвятой Богородицей – это начало Евангелия от Луки – это Благовещение. Он-то и даёт нам все необходимые подкрепления, поддержку... я не говорю основания… поддержку той веры, той степени почитания, той степени понимания места Пресвятой Богородицы в Православной Церкви. Помните, друзья, что мы не выводим богословских фактов из Священного Писания – мы находим в Священном Писании поддержку тем богословским фактам, которые Церковь имеет. Я близко к тексту цитирую так называемое Послание Восточных Патриархов, их дискуссии… ну… полемики отчасти… дискуссии с протестантами. Это XIX век.

А.Ананьев:

- Вот, очень важное замечание! Оно предвосхитило мой вопрос.

Ведь, Богородице в Священном Писании посвящено… ну… совсем немножко текста. А, при этом… ну… как минимум, треть праздников церковных – они Богородичные.

О.Макарий:

- Потому, что это… один Богочеловек – Глава Церкви, и – неисчислимое количество людей из плоти и крови составляют… входят в этот Богочеловеческий организм – я уже не говорю про нас… так сказать… простых людей… если можно так выразиться – тех, кто причислены к лику святых.

А.Ананьев:

- Вопрос. Так, если не из Священного Писания, откуда мы знаем о… и, причём, у нас довольно комплексные эти знания… о Рождестве Пресвятой Богородицы, о родителях, о их истории? Ведь, это ж… такое впечатление, что где-то… вот… целые тома вот этих вот биографий… но это не так!

О.Макарий:

- Верно, верно, верно… здесь есть немножко, о чём, так сказать, поломать голову.

Помимо Священного Писания, существуют документы, которые называются церковными, или околоцерковными источниками… иногда – просто церковными… неправильно я сказал опять… христианскими, или околоцерковными источниками, которые имеют разную степень авторитетности, разную степень доверия к ним. Причём… если позволите такое… тоже… церковный немножко каламбур… не каламбур… а шутку.

К одному священнику… на обеде у епископа, поставили перед ним тухлое яйцо, и он с печалью смотрит на это яйцо. И епископ спрашивает: «Что, батюшка, Вам яйцо не нравится?» Тот говорит: «Что Вы, Ваше Высокопреосвященство, яйцо, местами, превосходно!»

Так, вот… также и эти некоторые христианские, или околохристианские сочинения первых двух веков – вот, местами они превосходны. Местами – нет.

Священное Писание – никто не может сказать, что оно – «местами». Оно – не «местами». И то даже… в так называемых второканонических книгах Ветхого Завета ( ну, скажем, Третья книга Ездры ), мы там находим какие-то более-менее сомнительные высказывания, но… Третья книга Ездры – она уже… на грани… так сказать… на главной грани апокрифа находится.

А тот апокриф, о котором я говорю – так называемое, Протоевангелие Иакова. Вот, оно содержит всякого рода рассказы благочестивые – о детстве Спасителя, и, в том числе, история о Рождестве Пресвятой Богородицы. Вот, это – часть, которую Церковь сохранила, и рассматривает их, как подлинные.

А.Ананьев:

- Сейчас мы прервёмся на секунду… отец Макарий, у нас – полезная информация на радио «Вера»… а через минуту, мы продолжим потрясающе интересный разговор… вот… в частности… о том, откуда мы знаем о Пресвятой Богородице, о Её родителях Иоакиме и Анне, и о чуде Её рождения.

Вот, короткий вопрос – да или нет – это было чудо, или нет?

О.Макарий:

- В общем… скажем… нет. Если совсем коротко… почему…

А.Ананьев:

- И я опять удивлён! Потому, что я был уверен, что Вы скажете…

О.Макарий:

- А почему? Это, скорее, уклонение в римо-католическое заблуждение.

А.Ананьев:

- Хорошо. Тогда мы продолжим разговор через минуту. Видите – будет интересно. Так, что – не отходите далеко!

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Ананьев:

- «Вопросы неофита» на светлом радио продолжаются. На них сегодня отвечает председатель епархиальной комиссии по защите семьи, материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий Маркиш.

Завтра, 21 сентября – первый большой праздник нового церковного года Рождество Пресвятой Богородицы. Именно Ей посвящена наша сегодняшняя беседа – Её рождению, которое, не далее, как минуту назад – я неожиданно услышал это от отца Макария – отец Макарий назвал Её рождение, скорее, не чудом, а…

О.Макарий:

- … событием… важным событием…

А.Ананьев:

- … важным событием.

О.Макарий:

- Оно произошло полностью в рамках нормальных супружеских отношений. Единственно, только – родители был пожилыми. Но это мы видим не в первый раз. Авраам и Сарра, как Вы помните, наверное, может быть, из книги Бытия – родился Исаак… в ещё более… так сказать… странных обстоятельствах.

Почему Вы считаете, что это чудо? Вот, мне интересно.

А.Ананьев:

- Потому, что… как я понимаю… Иоаким и Анна долгое время не могли дождаться ребёнка. Для них это было не просто ожиданием – для них это было молитвенным подвигом…

О.Макарий:

- Да.

А.Ананьев:

- … они вымолили этого ребёнка, будучи сами благочестивыми людьми. И, когда… как я понимаю… Богородица появилась на свет, они приняли решение… или ещё до Её рождения… что эта девочка – не им принадлежит. Эта девочка принадлежит Богу и Церкви.

О.Макарий:

- Ну… видите… это – вторая часть. Уже… в каком-то смысле, может быть, даже… обычная была, когда… вообще, ветхозаветное требование о том, что просто первенцы отдаются Богу.

Ну… помните… когда мы говорим… в Сретении Спасителя, когда Богородица и Иосиф приходят в Иерусалимский Храм – для чего они приходят? Это некий ритуальный выкуп – можно сказать так. Вместе того, чтобы приносить Богу младенца своего… каким-то образом… не знаю уж, как бы они его принесли… они отдают… там… несчастную эту птичку, отрубают ей головку, и получается жертва… пожертвование за младенца… выкуп этого младенца.

Так, что… в каком смысле это было? Понимаемо, в тогдашних условиях. Потому, что они были пожилыми людьми.

Читаем факт рождества Иоанна Предтечи, который тем же самым апостолом Лукой описан в деталях – и то можно сказать, что рождение Предтечи было чудом. Ну… Ангел… там… Захарии возвестил нечто в Иерусалимском храме… но самое-то главное, дорогие друзья, что… это были – муж и жена, которые имели свои нормальные, обычные супружеские отношения, в результате которых рождается ребёнок. То, что это произошло в пожилом возрасте – ну… слава Богу, благодарим Господа!

Вот. И… что сказать… римо-католический взгляд – противоположен.

А.Ананьев:

- Богородица была – святая?

О.Макарий:

- Да. Как-то тут уж сомнений никаких нет. Была, и остаётся.

А.Ананьев:

- Но, тем не менее, рождена Она была во грехе?

О.Макарий:

- Вот, это пошла история уже, действительно, неправославная! Почему Она рождена во грехе? Почему? По какой причине?

А.Ананьев:

- Потому, что каждый земной человек рождается во грехе…

О.Макарий:

- Ну… не очень точное выражение… он рождается с последствиями прародительского повреждения.

Когда мы говорим «рождается во грехе», то, тем самым, этими словами, мы бросаем тень обвинения на супружескую близость, на супружеское совокупление. Эта ошибка достаточно распространённая была в IV веке. Её, в какой-то мере унаследовал Августин Блаженный, и дальше – дело покатилось туда… на Запад… и я уж и не знаю… даруй мне зрети моя прегрешения… я не большой специалист по сравнительному богословию, и… римо-католики там свои имеют какие-то дела, в этом отношении… но, так или иначе, догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, принятый римо-католической церковью в XIX веке свидетельствует о том, что у них сохранилось вот такое вот… негативно-ошибочный взгляд на деторождение.

Вот, приведу удивительное совершенно свидетельство. В наше время, если Вы откроете Богослужебные наши… календари… там… не знаю… Месяцеслов… будет написано: Рождество Пресвятой Богородицы – праздник… прекрасно… прекрасно…

Если мы возьмём аналогичные источники начала XIX века, до того, как возник… вот это вот… прямо скажем – конфликт между Православием и римо-католицизмом, там будет написано ( в православных книжках ): Непорочное Зачатие Пресвятой Богородицы…

А.Ананьев:

- Серьёзно?

О.Макарий:

- Абсолютно! То есть… я прошу прощения… не Рождество, а там… где-то… за девять месяцев до Рождества, соответственно… в июне… не помню… в мае… за девять месяцев до 7 сентября. Православные называли это Непорочным зачатием Пресвятой Богородицы.

Оно – непорочное, в точности так же, как любое нормальное благочестивое зачатие любого нормального ребёнка благочестивыми супругами.

Когда римо-католики вынесли отсюда какую-то особенность – ну, значит, было решено, чтобы люди не путали, это слово убрать.

А.Ананьев:

- А я, мне кажется, догадываюсь, откуда идёт это отношение.

Для меня всегда было загадкой, и… я слышал, и читал немало ответов на этот вопрос, но так и не нашёл того, который бы для меня… уложился в мой мозг, и в мой ум, и стал бы для меня понятен.

Богородица, на протяжении всего своего земного пути, сохранила девство – как самый ценный дар. И это является следствием Её чистоты. То есть, Богородица, и в сознании – чистота. Свет, тишина и чистота.

Ну… по логике вещей, несохранение девства = нечистота…

О.Макарий:

- Ну… верно… это заблуждение…

А.Ананьев:

- И, опять же… вот, Вам ли мне объяснять, что люди, стремящиеся прожить свою жизнь в чистоте, посвящают свою жизнь Богу, и избирают монашеский путь.

О.Макарий:

- А те – в грязь ложатся лицом… Вот, это и есть ересь Евстафианства, осуждённая Гангрским Собором, и абсолютно однозначно отторгнутая Православием. Римо-католицизм опять… не знаю… ну… что-то у них, значит…

На Первом Вселенском Соборе… ещё, видимо, до Гангрского… или, может быть, в те же годы… я не помню… это 325 год… западные епископы… не помню, кто именно… предложили Собору принять, в качестве пастырского определения, что священник не должен быть женат – и это было отвергнуто. В том числе, и Осией Кордовским, одним из западных архиереев, очень уважаемым. Кордуб… Кордова… Испания. Нет, не надо так делать! Хотя, и противоположное суждение – потому, что на западе уже в то время духовенство было небезбрачным – ну… хотите, друзья – пожалуйста, живите, как умеете, но не надо из этого делать догмат. Не надо это догматизировать.

И – действительно… вот, мы с Вами говорим о Священном Писании… Спаситель превозносит девство, да, это факт. Тут… как говорится… удивляться нечему. Да, не каждый может вместить. Но кто может вместить, да вместит.

И апостол Павел – то же самое повторяет. «Желаю, чтобы…» – говорит. Как у нас говорят: «Желаю вам всего хорошего!» – не то, что я желаю… вон… как полиция, чего-то требую – нет. Я вам добра желаю! Значит, Церковь – пожалуйста… вот… такой путь безбрачия. Путь безбрачия.

Заметьте… ну, в общем, понятно… «безбрачие» означает «девство». Так скажем себе: в нормальных условиях, «безбрачие» означает «девство»…

А.Ананьев:

- Чистоту.

О.Макарий:

- Ну, понимаю Вас… Действительно, тут… такой… лексический… значит… выход. Если безбрачие – чистота, значит, отсутствие безбрачия – нечистота… а нечистота – это бяка…

А.Ананьев:

- … как следствие – рождение во грехе.

О.Макарий:

- Ну, вот это вот… это – ошибка. Это – ошибка.

Будем говорить так, что безбрачие – один из добрых путей сохранения чистоты. Вот, так вот.

Но, ни в коем случае, нельзя полагать – и это догмат… ну… догматом назвать нельзя… канон – что те, кто вступил в брак – ни в коем случае нельзя им приписывать нечистоту. В том числе и Иоакиму и Анне. На чём римо-католики бедные и споткнулись.

А.Ананьев:

- Учитывая количество храмов, посвящённых Богородице… учитывая количество прекрасных икон, посвящённых образу Богородицы… учитывая то, что… ну… любой человек, и я, в первую очередь, могу долго рассказывать о своём отношении к Богородице, о Её жизни, насколько я знаю… но, при этом, затруднюсь долго, и так же упоенно, рассказывать о Святом Духе. Можно ли Богородицу – раз уж мы поставили их в один смысловой ряд, в одно предложение – Богородицу и Святой Дух – считать четвёртой ипостасью?

О.Макарий:

- Боже избави! Я даже… и даже… мне… как это говорят… сейчас провода у нас перегреются от такой ереси!

А.Ананьев:

- Но… Она же неотрывно в нашем сознании… со Спасителем, со Христом…

О.Макарий:

- Ну… знаете… Она неотрывна в сознании, то это… как раз… неотрывна в сознании...

А.Ананьев:

- … Она – неотъемлемая часть земная…

О.Макарий:

- Она – земная часть… но Богочеловек – это Богочеловек. Потому, вот, у нас… вот… всё это… то, что Вы… с чего начали… более грубо говоря, начали во здравие, а кончили – за упокой…

Изобилие храмов, изобилие икон, Её место в сознании людей объясняется элементарнейшим образом – Она человек, как мы с Вами. Спаситель, Иисус из Назарета – Иисус Христос – Богочеловек. Он – не такой, как мы с Вами. А Она – такая, как мы с Вами. Вот, здесь-то и причина, и простейшее понимание основания того, почему Она – близка людям, почему они Её помнят, почему Она входит в литургический строй постоянно. Потому, что Она и мы – это одно. Христос и мы – это ещё бабушка надвое сказала. Так я… ну… не совсем хорошо высказался… Это – процесс, это – борьба, чтобы нам стать подобными Христу. А подобными Пресвятой Богородице – да, мы Ей подобны. Мы и Она – одно. Как сказать… одного рода… человеческого.

А.Ананьев:

- В качестве… такого… робкой попытки извиниться и… хоть как-то… объяснить своё это дерзкое, неумное предположение…

О.Макарий:

- Нет, ну… не Вы один…

А.Ананьев:

- … Она же – воскресла!

О.Макарий:

- Тайна. То, что Она умерла – это Церковь подтверждает. Что произошло потом – известно Господу.

А.Ананьев:

- Но… я был уверен, что это – факт, и что Фома, пришедший уже после Успения Богородицы, и потребовавший показать Её, увидел пустую гробницу…

О.Макарий:

- Здесь мы переходим на достаточно зыбкую почву… таких… ну… свидетельств – агиографических… А не все агиографические свидетельства имеют равную достоверность и равную верность.

Я, ни в коем случае, не отрицаю – избави Боже отрицать! – какие-то… там… входящие в Церковное Предание истории, но… тем не менее, это остаётся, всё-таки, под прикрытием тайны… что же там произошло, и как.

А, вот… Вы сказали… оправдаться – и я хотел Вас немножко поддержать. Не Вы первый такие идеи высказываете. Целый ряд наших, достаточно известных… с разной стороны… деятелей – особенно, среди римо-католиков… не буду тоже говорить… даже среди русских – что-то в этом роде… как-то они Богородицу пытались отождествить… там… с чем-то ещё… короче говоря, это в воздухе носилось. Ну, что сделать… на чужой роток не накинешь платок. Важно, чтобы этот роток лишнего… значит… нам не вносил расстройства в наше христианское сознание.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Ананьев:

- «Вопросы неофита» на радио «Вера» посвящены сегодня главной Женщине в истории человечества – Пресвятой Деве Марии, Рождество которой мы отмечаем завтра, 21 сентября. И о Ней мы сегодня говорим с председателем епархиальной комиссии по защите семьи, материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонахом Макарием Маркишем, который доступно… и иногда даже не обидно… отвечает на мои неумные вопросы…

О.Макарий:

- Иногда не обидно… а иногда – обидно! Это нехорошо…

А.Ананьев:

- Вы знаете, я иногда пугаюсь сам… вот, этих вот своих… предположений…

О.Макарий:

- Не надо… не пугайтесь…

А.Ананьев:

- … потому, что… ну, они, действительно… как-то… немножко не дают покоя…

Богородицу окружали апостолы. Апостолы, задача которых была – донести до нас всё, что связано со Христом. При этом, прямая речь Спасителя зафиксирована точно, и не единожды. Прямой речи Богородицы – почему-то нету.

О.Макарий:

- Ну… правильно…

А.Ананьев:

- Почему?

О.Макарий:

- Это – чисто социальная сторона жизни тогдашней. Не Она одна…

Ну, возьмём, вот… знаете… возьмём всё Священное Писание Нового Завета. А, может быть, даже и Ветхий сюда подключим. Ну, хорошо… И – вычислим всю прямую речь мужчин, и всю прямую речь женщин. Начиная… там… с Евы, из книги Бытия… начиная, там… Сарра, из книги Бытия… там… может быть… Дебора, в книге Судей… там… ещё кто чего… Юдифь, которая с Олоферном поступила жестоко… ну, кто там ещё… и – вот, посмотрим, по количеству… ну… будет, наверное, 1:1000… что-нибудь… так, если не больше. Почему? Социальная обстановка. Место женщины в древнем мире было гораздо более… скрытым, я бы сказал… отстранённым, чем сегодня, где у нас есть госпожа Меркель, госпожа Сиримаво Бандаранаике… я уж не помню, кто ещё… какие у нас выдающиеся лидеры… госпожа Маргарет Тэтчер… кто ещё… госпожа Матвиенко, почему нет? Я её очень уважаю, и всегда читаю внимательно её высказывания. Госпожа Захарова, в конце концов – в Министерстве иностранных дел. Прекрасные женщины! Но это – другой социальный климат, другой социальный строй, другое социальное устройство. Здесь к религии нет ни малейшего отношения.

А.Ананьев:

- В чём заключалось воспитание юного Спасителя Богородицею, и было ли оно?

О.Макарий:

- Ну… было… как же не быть? Он рос, как мы знаем… до тридцати лет юный Спаситель, практически, или почти ничем не выделялся из своих сверстников.

Евангелист Лука приводит один лишь эпизод, когда юный Иисус…

А.Ананьев:

- Да, Он убежал в храм… остался в Иерусалиме…

О.Макарий:

-… остался в Иерусалиме, и там беседовал с какими-то старцами.

А, в остальном… рос в послушании – опять же, Лука пишет – в послушании у родителей Своих.

И – «Не сын ли Он…» – опять косвенное свидетельство из Евангелия – «Не сын ли Он плотника, в конце концов… не Его ли здесь сёстры среди нас? В чём дело?» – они изумлялись, окружающие, что с Ним произошло, после того, как Он пошёл к Иоанну и принял Крещение.

Ибо, если бы было что-то… как говорится… особенное – ну… было бы заметно по реакции окружающих.

И, опять-таки, разного рода псевдо-христианские секты пытаются выдумать какие-то выдумки, что, якобы, Он сел в самолёт, поехал-полетел в Индию, там беседовал с Рерихом, или с кем-то ещё…

А.Ананьев:

- Почему я спрашиваю? Ведь… это в обычной земной жизни мама не знает, кем вырастет её сын – будет ли он инженером, врачом… он сам изберёт себе путь. Но Мария – знала.

О.Макарий:

- Вот, это очень серьёзное, действительно, рассуждение, которое характеризует Её личность. А рассуждение состоит в том – в Её опоре, или уверенности в Боге, в Божьей воле.

Ведь, вы вспомните, друзья, самый главный эпизод, а именно – эпизод Благовещения. И, когда мы превозносим Богородицу: «Вот, Она так послушна Божьей воле!» – мы, сплошь и рядом, не отдаём себе отчёт в том, что же там произошло.

Божья воля… вот, Ей сказали: «Знаешь, вот, родится у Тебя Сын Божий!» – ну, и, вот, Она должна была радоваться… хорошо… слава Богу… там… руки потирать от радости… Друзья, но это немножко близоруко!

Она ж… Она готова была на смерть. Прежде всего… вот, тут два соображения… прежде всего, Она должна была остаться без супружеских отношений. Как это доказывается? Элементарно. Ей Ангел возвещает: «Родишь Сына…» Она отвечает: «Как это возможно, когда мужа не знаю?» Ну… ты же выходишь замуж… извини… сейчас ты не знаешь, а через неделю – узнаешь… родится ребёнок… что тут удивительного-то? Нет. Она такого варианта не предусматривала. Но, тем не менее, Она должна была забеременеть. А что это означало? Это означало, в лучшем случае, на который Она не могла рассчитывать – изгнание. Причём, это прямо говорится… Иосиф об этом узнал – хотел её… перевод наш, русский, очень сдержанный… отпустить. На самом деле – выгнать.

А.Ананьев:

- Вообще, за это полагалось побить…

О.Макарий:

- А, вообще, полагалось – побитие камнями, естественно. Вот. Полагалось… ну… как у нас… я не знаю… понимаете, да? И, вот, Она принимает это – спокойно, смиренно. Без вопросов, без недоумений: «Ну, так – значит, так… будь, что будет… будь, что Ты, Господи, хочешь». Ну, и, с этой позиции, Она и провела, очевидно совершенно, всю оставшуюся жизнь.

Когда в наших песнопениях церковных – прежде всего, пасхальных… в Постной Триоди… плач Пресвятой Богородицы… где Она какие-то пророчества произносит – ну, это… конечно… так сказать… будем говорить, христианская поэзия. Но не христианское свидетельство о фактах.

Вот… значит… «знала – не знала»… что Она знала? Мы не можем это сказать. И можем только сказать, что Её… ну, как сказать… того знания, которое мы сегодня найдём в книге «Учебник догматического богословия», безусловно, не было. А какое было, и насколько оно было ясным – мы не можем судить.

А.Ананьев:

- Насколько я понимаю… вот, как я себе это понимаю… непостижимым образом – ведь, Она общалась не с человеком, Она общалась с Ангелом – непостижимым образом, Она… не предвидела, но увидела… увидела всё, что Её ждёт, и всё, что уже… вот… собственно… случилось – и Страдания Её любимого Сына, и Смерть Её любимого Сына у Неё на глазах…

О.Макарий:

- Это Она пережила! Это Она увидела, как Вы правильно сказали…

А.Ананьев:

- … Она увидела в тот самый момент…

О.Макарий:

- Да. А… в тот самый момент – при Благовещении?

А.Ананьев:

- … и в тот самый момент – приняла это.

О.Макарий:

- Трудно сказать… это не… как же… интерполяция… не могу быть уверенным в этом… что, вот, прямо… знаете, вот… пророчески так… какое-то Вы сейчас приписываете Ей пророческое откровение, о котором, в общем-то, свидетельства в Священном Писании не…

А.Ананьев:

- Я его услышал в словах Ангела, который, обращаясь к Ней, сказал – Кем будет Её Сын.

О.Макарий:

- Ну… да… даже можно понимать и… там… слова Симеона Праведного, который встретил Её в Храме Иерусалимском, при принесении туда Спасителя. Мы видим эти предсказания… но они… я не могу быть уверенным, что они в Её восприятии, в Её сознании сложились в некую стройную картину пророческую. А её – вообще ни у кого не было! Этой пророческой картины – не было вообще ни у кого! В том числе, и у апостолов. Если апостол Пётр, который… в самом деле, Пётр – первый из апостолов… если он таким, вот, образом вёл себя с отречением от Спасителя… и, вообще, все до единого… «все, оставивше Его, бежаша вон» – читаем мы… ну… трудно представить себе, что Пресвятая Богородица как-то знала всё это… весь этот ход событий, в том числе, и Воскресения. Не уверен. То есть, не нахожу этому твёрдого подтверждения, твёрдого основания в христианском… так сказать… в христианском взгляде на Пресвятую Богородицу.

Скорее… чувством…

А.Ананьев:

- … смиренно принимала всё, что происходит…

О.Макарий:

- Абсолютно верно. Абсолютно верно.

А.Ананьев:

- И, на протяжение, фактически, всего вот этого трёхгодичного служения… вот… активного… Спасителя, Она была рядом. Потому, что…

О.Макарий:

- Она была рядом. Вот, это мы видим в первом чуде…

А.Ананьев:

- … что тоже необычно для того времени.

О.Макарий:

- Ну, как – рядом? Мы ж не знаем, насколько рядом. Насколько близко.

Понятно, в это время уже Иосиф Праведный скончался – это совершенно ясно из последних слов Спасителя на Кресте, Который поручил Её апостолу Иоанну. Зачем это надо было делать, если у Неё был муж… или даже дети другие, как некоторые неправославные сектанты пытаются утверждать… то зачем Её было передавать… то есть, Она бы просто не передалась бы! «У меня есть свой дом – прости, дорогой…» Вот. У Неё никого не было, кроме Него. Вот… значит, вот так.

Насколько Она… мы читаем у Луки, по-моему, что женщины, которые следовали за Спасителем, служили… там… нуждам каким-то… ну… понятно… финансировали… Была ли, среди них, Пресвятая Богородица, или нет? Евангелие умалчивает. Трудно сказать. Ну, да и не так, в общем-то, и существенно. Мы знаем, что Она была при Кресте. Это мы знаем.

Вот. Ну, что касается дальнейшего… опять, Евангелия – они об этом, особо-то, и не говорят ни о чём.

А.Ананьев:

- Пожалуй, последний вопрос на сегодня.

В молитве Богородице мы говорим, буквально, следующее: «Радуйся, посрамившая любопытных, бесстыдных, безумных, всезлобных изыскателей…»

О.Макарий:

- Где это… откуда такая? Это, наверное, из какого-то акафиста… нестандартного акафиста…

А.Ананьев:

- Да… это из акафиста… я, вот, как раз подумал… а разве, каким-то образом, у Неё была цель… вот… что называется – посрамить?

О.Макарий:

- Вряд ли… опять, это всё – агиография уже… а агиография – несколько сложнее. Потому, что события происходили… там… в первом веке, а сочиняли эти сочинения – ещё через тысячу лет. Поэтому, тут…

Нет… просто – мне незнакомая формулировка… «Радуйся, яко обуяша лютии взыскатели…» – это из акафиста Пресвятой Богородице. Собственно говоря, даже не… слушателю надо понимать, что акафист – один в уставе церковном. Именно – Акафист Пресвятой Богородице. А потом – помимо, на его базе, что называется, по его образцу – и греки, и русские, кто угодно – сочиняли всякие другие акафисты, которые уже имеют, опять-таки, разную литургическую ценность, и разную степень…

А.Ананьев:

- А автор акафиста Богородице?

О.Макарий:

- Неизвестно. Тут разные есть допущения, предположения… в силу, действительно, его очень большого поэтического… ну, и литургического… литургической и поэтической ценности.

Покойный Сергей Сергеевич Аверинцев о нём писал очень много, я не могу припомнить, чтобы я всё прочитал это, но, во всяком случае, если кто сумеет посмотреть, хотя бы взглянуть одним глазком, на греческий оригинал – увидит, что это… ну… своеобразная очень, но поэзия... поэтический строй всех этих строф акафиста.

А.Ананьев:

- Ну, что ж… с наступающим Вас праздником, отец Макарий! Спасибо Вам большое за этот разговор.

О.Макарий:

- И Вам – спасибо! Вас всех – с праздником, дорогие друзья!

А.Ананьев:

- Председатель епархиальной комиссии по защите семьи, материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий Маркиш сегодня был ответственным за ответы на вопросы неофита.

Я – Александр Ананьев.

Услышимся в следующий понедельник, в то же самое время.

Всего доброго!

О.Макарий:

- Всего доброго!

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем