«Что делать, если не получается встретить спутника жизни?» Протоиерей Алексей Батаногов, Ия Батаногова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Что делать, если не получается встретить спутника жизни?» Протоиерей Алексей Батаногов, Ия Батаногова

* Поделиться

Нашими гостями были настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов и его супруга Ия.

Мы говорили о том, как духовное состояние человека может влиять на построение счастливой семьи, почему не стоит отчаиваться, если не получается найти спутника жизни и о чем стоит не забывать желающим вступить в брак.


Александр Ананьев:

— Добрый, светлый, предпраздничный, а, впрочем, и вовсе праздничный вечер. Вспоминаю, как однажды наши друзья проходили мимо сторожа недалеко от храма. По-моему, они проходили мимо сторожа в школе, проходя мимо сторожа, сказали: «С праздником вас!» А он так посмотрел на них из-под косматых бровей, сказал: «У вас, православных, что ни день, то праздник». И это правда. Так что добрый светлый праздничный вечер. Это программа «Семейный час» на Радио ВЕРА. С вами ведущая Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— И ведущий Александр Ананьев.

Александр Ананьев:

— И какие у нас сегодня фантастические гости. Это люди, которые живут служением, милосердием, радостью, любовью и красотой, причем красотой с заглавной буквы, красотой в самом широком христианском смысле этого слова. Настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоирей Алексей Батаногов. Отец Алексей, добрый вечер.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Добрый вечер.

Александр Ананьев:

— И матушка Ия. Вот этого достаточно, чтобы все сразу прицепились. Все знают матушку Ию, а кто не знает, обязательно наберите в Ютюбе «Алла Митрофанова и Ия Батанагова». Их разговор в рамках подкаста «Женский клуб». По-моему, это лучшее, что я видел, матушка.

Ия Батанагова:

— Добрый вечер.

Александр Ананьев:

— Добрый вечер. Как вы красиво рассказывали, вы знаете, образ красивой женщины с внучкой, и женщина учит внучку слышать пение соловья и понимать, как это красиво, это очень сильный образ. Спасибо вам большое.

Ия Батанагова:

— Большое вам спасибо за добрые слова.

Александр Ананьев:

— И на этом добрая часть нашей программы заканчивается. Дальше начинается очень сложный разговор. Дай Бог, что полезный, дорогой отец Алексей. Я не думаю, что в результате сегодняшней программы «Семейный час» мы придем к какому-то однозначному ответу, дадим какой-то однозначный совет, предоставим какой-то однозначный рецепт.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— А мне кажется, что полезность меряется не однозначностью, а тем, что люди задумываются.

Александр Ананьев:

— Ваша правда. И так тоже можно.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Потому что однозначность не бывает однозначна для всех.

Александр Ананьев:

— А давайте попробуем. Я вам сейчас задам три вопроса, и вам, и матушке. И предлагаю сыграть вот в такую игру. На эти вопросы я предлагаю вам ответить коротко: да или нет. Вопрос первый. Жизнь христианина — это жизнь по правилам? Правила четко сформулированы в Священном Писании, этим правилам учит нас Церковь.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Нет.

Александр Ананьев:

— Матушка?

Ия Батаногова:

— Нет.

Александр Ананьев:

— Поясните, пожалуйста, у меня было здесь жирное «да» написано.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Правила необходимы для воспитания. А цель христианской жизни — это любовь. Любовь выше правил. Если кратко.

Александр Ананьев:

— А как же те заповеди, в которых однозначно чёрным по белому говорится: «Этого не делай, этого не делай, это делай»?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Вы говорите про заповеди закона Моисея, про десять заповедей.

Александр Ананьев:

— Я, скорее, даже про Заповеди блаженства.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Почему? Блаженны, счастливы, милостивые, алчущие, жаждущие правды. Смотрите, если мы возьмем даже заповеди Ветхого Завета, даже Ветхого Завета, большая заповедь, об этом мы знаем и из Ветхого Завета, и из евангельской истории: «Возлюби Господа Бога своего и ближнего своего», все равно выше всего эта заповедь любви. А все остальное ради того, чтобы возрасти до этой любви. Цель все-таки любовь, а не исполнение правил. Поэтому, если одним словом, то ответ: нет.

Александр Ананьев:

— Благодарю вас. Этот вопрос у меня не указан в числе трех моих сакраментальных вопросов. Я его просто задам так уточняющий. Но разве можно научиться любви, если нарушать эти правила?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Нельзя.

Александр Ананьев:

— Получается, что надо жить по правилам?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Если сказать, что надо жить по правилам, то мы очень сильно ограничим нашу жизнь.

Ия Батаногова:

— Нашу человеческую свободу мы ограничим. Самое главное — это свобода.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Мы ее обесценим и обесцелим. Мы тогда скажем, согласимся с тем, что правила доминируют. Это не так.

Алла Митрофанова:

— В Евангелии есть блестящие примеры людей, которые жили по правилам.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Сам Христос — нарушитель правил.

Алла Митрофанова:

— Фарисеи — это те, кто книжники и фарисеи.

Александр Ананьев:

— Он нарушал неправильные правила.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Он пришел закон не нарушить, а исполнить. То есть наполнить новым смыслом. Если мы соглашаемся, что христианская жизнь — это жизнь по правилам, ну, конечно, правила существуют, конечно, они нужны. Но если мы просто скажем, да, христианская жизнь — это жизнь по правилам, мы ограничим любовь, мы ограничим человеческую свободу, мы ограничим смыслы.

Алла Митрофанова:

— Вот люди, которые в притче о милосердном самарянине прошли мимо избитого и израненного, и лежащего на обочине человека, первый был священник, второй был левит, и тот, и другой поступили по правилам. Потому что они шли в Иерусалим, очевидно, им предстояло какое-то участие в богослужении, они не могли оскверняться перед этим, то есть дотрагиваться до кровавого человека, а тем более, а вдруг он умрёт у них на руках, это вообще тогда, ну то есть требуется ритуальное омовение, что-то там ещё, то есть они идут ради более высоких задач, понимаешь? Вот, они поступили по правилам. А милосердный самарянин поступил не по правилам. Поступил по любви.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Одним словом, любовь выше всего, выше правил.

Александр Ананьев:

— Мало того, что ты, жена, сидишь за стойкой микрофона, украшенной новогодней мишурой, и я тебя абсолютно не вижу, так ты ещё и выступаешь не на моей стороне. Я негодую и с тобой дома поговорю. Ты должна была говорить, муж прав.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Алла, мы ведь в течение вот этого вечера постараемся так всё обсудить, что вечером будет счастье.

Алла Митрофанова:

— Спасибо.

Александр Ананьев:

— Хорошо. Мне приходится признать, что следующие два вопроса... Хорошо, второй вопрос. Я вычеркиваю. Чтобы спастись, мы должны жить по этим правилам. Вы уже ответили на этот вопрос. Чтобы спастись, мы должны научиться любви. А чтобы научиться любви, в общем, надо жить по правилам, но правила не главные. Я это услышал. А вот последний вопрос я задам и, опять же, попрошу вас по возможности ответить на него: да или нет и пояснить. По этим правилам жить решительно невозможно.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Он так сформулирован, что, отвечая хоть да, хоть нет, непонятно, что ты имел в виду.

Александр Ананьев:

— Невозможно жить по этим правилам.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Нет, это невозможно? Или да, это невозможно?

Александр Ананьев:

— Да, невозможно.

Алла Митрофанова:

— Нет, возможно.

Александр Ананьев:

— Вот же ж поперечина.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Так, значит, я прошу прощения за тугоумость. Значит, ещё раз вопрос.

Александр Ананьев:

— Скажите, по этим правилам возможно жить? Вот вы встречали человека, который жил бы чётко по этим правилам?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Нет.

Александр Ананьев:

— То есть невозможно по этим правилам жить?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Невозможно.

Александр Ананьев:

— Спасибо. Это был эпиграф к нашему сегодняшнему разговору, а вот сейчас я знаю, что мы не практикуем включать музыку в программе «Семейный час», но я всё-таки хочу, чтобы вы представили себе звучание Адажио Альбинони или чего-то подобного. Нам написала с Алечкой слушательница. Написала очень длинное письмо. Мы такие длинные письма тоже не читаем. Сегодня, видите, день исключительный. Программа исключительная. Я подумал, что будет правильно прочитать его целиком, потому что это живое письмо живого человека. А письма, написанные от руки, они бесценны. Допустим, девушку зовут Таня. Это будет единственная неправда во всем, что сейчас прозвучит. «Церковь в этом вопросе тверда, — пишет она, — внебрачные связи недопустимы и ведут к погибели. Я устала быть одна. Бог не дает мне желаемое. Неужели и здесь работает принцип: «отпусти и забей», и оно придет само? В Писании столько противоречий на наш неумный взгляд, ведь явно сказано: «просите, стучите, и дано будет», либо по неотступности, чтобы, простите, отстали уже, «Я дам вам». Мне хочется жить здесь и сейчас, а не через десять-пятнадцать лет. И недавно со мной случилась история, она меня просто возмутила. Мне очень горько, я не нахожу ответа. Понятно, что мы должны доверять Богу, но есть у меня такое противное ощущение, будто Господь от меня мужчин отводит как нарочно. Стоит мне только ощутить прилив радости и взаимности. Конечно, я молюсь, благодарю и прошу Бога. Если это искренне, пусть останется, если нет, пусть человек уходит из моей жизни. И в итоге получается, что он уходит. Почему? А раньше я думала: Господь послал дочь, слава Богу, здоровую, простите, которую я нагуляла, это подарок мне. Но будучи нормальной женщиной, я не хочу быть одна. А такое ощущение, что, если я с Богом, в моей жизни все спокойно и размеренно, все на своем месте, а появляется мужчина, сразу беспорядки, сразу разлад, и через некоторое время Господь его отводит. Я не понимаю, как в 37 лет можно строить непорочные отношения. Ну как? Недавно говорила с двумя священниками. С одним на исповеди он, конечно, говорит, неважно, тридцать семь или семнадцать женщины должны источать целомудренность и неоткрытый сосуд, который привлекает мужчину. А второй, достаточно известный батюшка, довольно жёстко отрезал, что да, это всё ужасно, что, наступив на грабли в первый раз, я наступаю снова и показываю дочери дурной пример. Даже страх отлучения от Чаши меня не сильно пугает. Эти истории, что выходят замуж с маленькими детьми в формате безгреховности, для меня просто фантастика какая-то. Да, мы живем плохо и не церковно. Да, чаще всего вне храма. Да, я не знаю, как всё это совместить. Надеюсь, вы поняли меня. Если есть какие-то реальные истории или ответы не теоретические, а практические, я буду рада«. Ну, такое вот живое, сумбурное, очень настоящее письмо. Тридцать семь лет, дочь одна. Как построить отношения, если делать всё правильно? Как доверять Богу в этом вопросе? Как, вообще, что делать? И как это работает?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Можно отвечать?

Александр Ананьев:

— Да, отец Алексей, можно попробовать.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Попробовать. Конечно, письмо живое, видно, слышна в нём боль, и ни в коем случае не хочется осуждать, подозревать или ещё что-то. Но всё-таки, тем не менее, имея в виду, что мы не знаем автора этого письма, просто поговорим вот на эту тему. Что мы хотим от брака? Вот у нас типичная совершенно история, что девушки, женщины, молодые там или молодые, но чуть постарше, хотят выйти замуж. Возьмем статистику наших браков. А сколько у нас людей счастливы в браке? Я же не говорю, что разводов там зашкаливает. Сейчас разводов 130 процентов. То есть как это понимать? Что за год разводов больше, чем браков.

Александр Ананьев:

— Я бы сформулировал вопрос еще шире. А сколько людей счастливых?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Так вот, да. Сколько счастливых, сколько несчастливых. Что мы хотим от брака? Просто, чтобы были отношения с мужчиной? И сколько женщин говорят о том, что это ужас ужасный, лучше мне было быть одной, пока я вот не вышла замуж. И там дальше какая-то история измен, пьянства, инфантильности и там чего угодно.

Александр Ананьев:

— Просто нелюбви.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Да, просто нелюбви. Почему-то вот я с пониманием отношусь к каждому человеку, к его желаниям, и письмо такое искреннее, откровенное, подкупает своей откровенностью, конечно. Но какая наша цель? Просто выйти замуж, я хочу жить сейчас и здесь, а дальше: сейчас я несчастлива вне брака, а потом я буду несчастлива в браке. Ну, скорее всего, с большой вероятностью. У меня вот глубокое есть убеждение, что человек, который счастлив вне брака, он сможет быть счастлив в браке. Человек, который несчастлив один — плохая компания. Он и в браке будет плохой компанией, будет тоже несчастлив. Конечно, это теоретический разговор. Я понимаю, что есть разные ситуации, разные обстоятельства жизни, но, тем не менее, вот эта история про то, чтобы мне бы лишь бы мужа, и все будет хорошо, не работает. Вот на моем примере, как священника, я имею в виду людей, которые мне рассказывают истории, я не вижу, что человек, создавая семью, уходит от своих проблем.

Александр Ананьев:

— На Радио ВЕРА Алла Митрофанова и Александр Ананьев, очень непростой, но прекрасный разговор, который захочется переслушать, я это уже понимаю. Разговор с нашими сегодняшними дорогими собеседниками, настоятелем храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиреем Алексеем Батаноговым, и его замечательной супругой-матушкой Ией, которые не только служат, занимаются делами милосердия, но еще и создают посольство рая на земле в виде одного из самых любимых мест в Москве. Вот это вот чудесное, теплое, живое антикафе «12 Узлов». Если вы там не были, вы многое теряете, друзья. Отец Алексей говорит, что надо быть счастливым. Вот хотите стать чуть счастливее, обязательно туда загляните. Нам там нравится. Матушка, к вам вопрос. Женщина создана Богом, чтобы быть замужем. Да или нет?

Ия Батаногова:

— Ну, скорее всего, мне, конечно, очень сложно рассуждать на такую глубокую тему, потому что я очень рано вышла замуж, и я практически всю свою жизнь прожила с мужем и в семье. Поэтому... Конечно, если опираться только на наш опыт, то для женщины, я могу сказать, что самое главное — это её семья, её любимый муж, её дети, где она в полной мере себя может реализовать и раскрыться, и как мать, и как любимая женщина, и как жена. Но я вполне допускаю, что есть женщины, которые не смогли создать семью по каким-то причинам, и это не приговор. И я действительно согласна с отцом Алексеем, что самое главное — это твой внутренний мир, твое содержание, и я ни в коем разе не умаляю тех женщин, которые приняли такое решение, например, уйти в монастырь. Почему нет? Это тоже некое такое...

Александр Ананьев:

— Мы же сейчас не советуем...

Ия Батаногова:

— Нет, я не советую, но я говорю, что нельзя быть категоричным в этом вопросе. Потому что я знаю много женщин, которые приняли решение, что они не будут создавать семью и что они уйдут в монастырь, и там они тоже реализовываются во всей своей красоте и находят себе место и служение. Поэтому мне кажется, что Божий промысел благой о каждом человеке. И женщина может быть счастливой и в семье, и вне семьи. И я вот сейчас вспоминаю слова отца Дмитрия Смирнова, который говорил тоже много на эту тему, и что, ну, найди себе духовную семью, усынови, удочери, иди в приход, делай добрые дела, реализовывайся. Поэтому, слава Богу, если у тебя есть семья, и нельзя унывать и расстраиваться, если у тебя по какой-либо причине нет семьи или пока нет семьи, потому что действительно очень важно это твоё внутреннее состояние.

Алла Митрофанова:

— Есть у меня кое-какие соображения на этот счёт, если позволите. Я как раз тот человек, который своей кожей очень хорошо узнал, что такое нехорошо человеку быть одному. Поскольку и в отличие от тебя, Ия, замуж я вышла довольно поздно, и долгое время была во многом в похожей ситуации. К сожалению, детей у меня нет пока, но вот ситуация, о которой пишет Татьяна. Знаете, должна сказать, в моём случае сложность была не в том, что, как Татьяна пишет, да, может быть, Господь от меня отводит мужчину или, ну, как-то отвергает для меня этот путь, ну и что ж такое, неужели это невозможно для меня, неужели в 37 там невозможно выйти замуж, на самом деле, возможно всё. И ты правильно говоришь, что Божий промысел благой есть о каждом человеке. В моём случае ситуация была такова. Я сама этот промысел не готова была принять.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Да.

Алла Митрофанова:

— То есть у меня планка была в представлении о семье, ого-го, какая, там, размером с Арарат. Высотой с Арарат.

Александр Ананьев:

— Осторожно, сейчас очень обидно звучит.

Алла Митрофанова:

— Почему?

Александр Ананьев:

— А потом планку понизила и появился я...

Алла Митрофанова:

— Нет, мне предлагали, кстати, много раз: «Ты понизь планку, ты чего, ты вот это...» Я понимала, что если я начну понижать планку, мне придётся скручивать себя в пружину, рано или поздно... эту пружину как-то утрамбовывать внутри себя, и она взорвётся рано или поздно, да, просто выстрелит. Вот. Но я трезво оценила ситуацию после продолжительных поисков и размышлений в этом вопросе, да, поиска ответа, почему я до сих пор одна, и поняла, что у меня представление о семье на уровне, условно говоря, Арарата, да, там Эвереста, ну, чего угодно, вот. А я сама... В этом плане мой уровень развития умения отдавать и принимать он, ну, как вам сказать, не подземная шахта, конечно. Да, то есть...

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Но далеко не Эверест.

Алла Митрофанова:

— Вообще ни разу. Понимаете, в лучшем случае равнина. В лучшем случае. То есть я сама к отношениям не готова. Не готова и не приспособлена никак.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Абсолютно.

Ия Батаногова:

— Вот как раз я как раз, простите, я хочу просто немножко дополнить. А что, если нам действительно принимать нашу жизнь с истинным смирением, и жить сегодня и сейчас, не унывать и роптать на то, что вот я хочу вот это, а в жизни моей не получается того, что я хочу, а просто принимать свою жизнь со смирением. И я знаю, что я сейчас вспомнила, я очень много лет назад читала воспоминания баронессы Мейндорф, которая никогда не была замужем, но прожила прекрасную счастливую жизнь, спасала своих племянников, полностью всю свою жизнь посвятила их образованию, это была война, она очень много проводила с ними времени, действительно помогала выжить в этих непростых условиях. И насколько её была красивая жизнь. И я помню конец её жизни. Это было, конечно, удивительно. Это уже писали о ней племянники, которые были благодарны ей тем, что они выжили, то, что она их прокормила. Она была в окружении, на смертном одре, она была в окружении огромного количества племянников, внуков уже, детей, семей. Понимаете, вот эта полнота жизни, когда человек живёт искренне, честно, служа Богу и людям, Господь никогда не оставляет. Даже если ты вне семьи. Твоя семья может быть вот всё, что, пожалуйста, только умей увидеть.

Алла Митрофанова:

— Очень хорошо понимаю, о чём ты говоришь. Однако, вот сейчас тебе ответит Алла Митрофанова из того времени, когда у меня вот эта открытая рана внутри болела, и мне говорили ровно те же самые слова. Мне говорили: ну подумаешь, ну ты не замужем, ну и что, ну можно и так реализовываться, и прочее. И вот приводили разные примеры, посмотри вот сюда, вот сюда, ну в конце концов действительно можно прийти в монастырь. Я про себя внутренне понимала, что на данном этапе жизни монастырский вариант я даже не рассматриваю, и это не для меня.

Александр Ананьев:

— Хотя предлагали, даже настаивали.

Алла Митрофанова:

— Да, даже настаивали. Нет, не суть, неважно. Просто это не для меня. Ну это как, я не знаю, я люблю тепло, а мне, например, сказали бы, переезжай куда-нибудь в Магадан, вот, жить постоянно, да, и найдется тебе там работа, и все будет хорошо. Это не для меня. Я в этом климате просто буду, ну, чахнуть, да. Есть люди, для которых это хорошо, для меня нет. Второй момент. Ну, оставаясь в миру, можно прекрасно, вот смотри, там, о ком-то заботиться, вот волонтерить и так далее, и так далее. И я понимала, что я могу всё это делать, ну даже где-то там по мере силы в чём-то принимаю участие, но это всё в моём случае были подмены. Потому что я таким образом пыталась заткнуть дыру внутри себя. Какими-то добрыми делами, там что-то вот кому-то, я не знаю, помочь и прочее-прочее. Не от щедрот я отдавала, а пыталась таким образом помочь самой себе оправдать свое существование, ответить себе на вопрос, для чего я живу, имею ли я право на то, чтобы жить и быть любимой. Вот, может быть, я сейчас сделаю то-то, то-то, то-то, и тогда, да, вот в моей жизни что-то случится. И до тех пор, пока вот эта внутренняя дыра у меня не была пролечена и восполнена, ничего не получалось.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Но вы же встретили Александра.

Алла Митрофанова:

— Конечно. По милости Божьей.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Поэтому ваш опыт, о котором вы говорите, он имеет положительный итог.

Алла Митрофанова:

— Да, да. Так я надеюсь, что и для Татьяны это тоже может быть возможно, потому что, когда я просто вспоминаю себя, мне тогда говорили, ну вот посмотри, вот такая прекрасная женщина, такая, вот она не в семье, она не замужем, но как многим она помогла. Мне бы это тогда, меня бы это не утешило. Я бы в этом услышала примерно такую же перспективу, как вот: иди в монастырь, но только в профиль, условно говоря. Мне именно что семью хотелось, мне хотелось именно вот...

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Мне кажется, я вот, позвольте, я скажу, да, что всё-таки каждый человек, и мужчина в том числе, и женщина, он должен хотеть не семью, а хорошую семью. Потому что, помните, мы вначале же сказали, сколько у нас разводов и сколько людей несчастных в браке. И вот, Алла, вы правильно сказали, вы осознали себя неготовой: запрос на Эверест, а на самом деле, в лучшем случае равнина. И вот это, я думаю, что очень общая позиция. Многие люди находятся в таком состоянии неготовом. Им кажется, что они в браке раскроются. На самом деле, как мы знаем, в браке раскрывается не только хорошее, но прежде всего плохое. Наши недостатки, все пороки, они вскрываются в браке. И поэтому цель-то создать хорошую семью, а не просто встретить человека и расписаться, и повенчаться. Поэтому мне кажется, что вот это первое, что ты сказала, я повторю просто еще раз. Нужно самому к себе относиться критически и работать над собой духовно. Духовная жизнь необходима. Без этого ничего хорошего не получится. И мы с тобой вот вчера вечером говорили, готовясь, так сказать, к передаче, обсуждая эту тему, и ты потрясающий пример привел. Вот смотри, у нас, допустим, нам нужен спонсор. И отсутствие спонсора в храме нам мешает реализовать вот этот, этот, этот, этот проект. Как было бы хорошо, если бы был спонсор. И молись, не молись, если нет спонсора, ничего не получается. Отличный пример. Я ночью подумал, утром еще раз подумал, у меня есть ответ на этот счет. Если ты будешь ждать в нашем случае спонсора, просто думая, что когда он появится, ты сделаешь то, то, то и то, ничего не будет. Спонсора давать нельзя такому человеку. Нужно, чтобы ты делал без спонсора. Нужно... Вот когда Господь увидит, что вот этот проект, это начинание, нуждается в помощи извне, Господь устроит таким образом, что это случится.

Алла Митрофанова:

— Конечно.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Поэтому, казалось бы, связь есть. Нужно жить полноценной жизнью.

Ия Батаногова:

— Нужно жить полноценной жизнью, но по совести. Больше всего меня расстраивает, что, будучи верующими людьми, ходящие в храм, люди не готовы терпеть, смиряться и ждать. И самое большое моё расстройство — это когда женщины просто вступают в отношения, ради бы вот только бы вступить в отношения, не ждут, не ждут. Вот ты же ждала, ты молила, ты делала добрые дела, ты ждала, вот тебе, слава Богу, Господь дал. Многие, к сожалению, девочки, они сразу вступают в отношения, и они готовы перестать ходить в храм, они готовы не причащаться, но вот лишь бы только кто-то был со мной рядом.

Александр Ананьев:

— Называется продать душу дьяволу.

Ия Батаногова:

— Да, и для меня я очень из-за этого расстраиваюсь, потому что это действительно идёт от недоверия Богу. От недоверия.

Александр Ананьев:

— Я предлагаю через минуту полезную информацию, у нас сейчас будет короткая пауза, поговорить, в частности, о том, что такое целомудрие. Казалось бы, простая штука целомудрие, но когда тебе 37, у тебя ребёнок и, в общем, в глазах отчаяние, о каком целомудрии и, цитирую: «Женщина должна источать целомудренность и неоткрытый сосуд, который привлекает мужчину». Как это вообще? Мы лично знаем немало женщин, которые находятся в такой же или подобной ситуации. Что делать в этой ситуации? Об этом мы поговорим через минуту.

Александр Ананьев:

— «Семейный час» на Радио ВЕРА. Острая, актуальная, болезненная в чем-то и очень при этом светлая программа сегодня благодаря нашим сегодняшним гостям. Настоятелю храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерею Алексею Батаногову и его прекрасной супруге, матушке Ие. И говорим сегодня даже не вчетвером, а впятером практически. Пятый участник — это Татьяна. Пусть будет она называться Татьяной, которая написала письмо, озвученное в начале программы. И, собственно, мы пытаемся найти, нащупать, ощутить ответ Татьяне, а еще тысячам наших слушательниц, которые, может быть, тоже находятся в подобной ситуации. Что такое целомудрие отец, Алексей?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— А, можно я всё-таки вернусь немножко к предыдущему?

Александр Ананьев:

— А, конечно, конечно.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Прежде чем отвечу на этот очень важный вопрос. Вот, Алла, ты говорила о том, что ты занималась волонтёрством, пыталась то сделать, то, ну, как бы закрывая дыру, такие некие вот подмены. А я как раз хотел сказать вот о чём. Что пока я, любой человек, относясь к себе, не стану счастливым, не научусь жить полнотой жизни, со мной никто не хочет иметь серьёзных отношений, строить семью. Зачем мне чужая проблема, чужое уныние, чужая депрессия? Это состояние отпугивает и мужчину от женщины, и женщину от мужчины.

Алла Митрофанова:

— Может притянуть, но только человека со схожей какой-то сложностью, болью, и это тогда...

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Да, и вряд ли это ещё хорошим закончится. Ну да. Слепой... слепого куда-нибудь не туда уведёт или там...

Алла Митрофанова:

— Такое бывает, к сожалению.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Поэтому путь волонтёрского движения, не знаю, театр, увлечения, добрые дела, какое-то саморазвитие, литература, чтение — это не путь для того, чтобы закрыть дыру, это путь для того, чтобы свою жизнь наполнить. И если ты будешь наполненным, тебя не будут обходить стороной люди.

Алла Митрофанова:

— Вот для этого сначала, отец Алексей, надо разобраться с дырой.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— И путь в храм. Путь в храм. Это путь именно исцелить себя. Исцелить себя духовно, прежде всего. Преодолеть ту пустоту, ту дыру, как хотите называйте, тот грех, который... По поводу... Тут надо тоже понимать, понимаете? И ни в коем случае, ни в коем случае никого не осуждаю. Знаю, что разные ситуации бывают и всё прочее. Но грех имеет последствия. И с этим ничего нельзя сделать. Это не фатально, это не приговор. Но, тем не менее, это факт.

Александр Ананьев:

— Это усложняет?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Ну, автор письма честно признался, я ни в коем случае не осуждаю, как бы я сочувствую, что дай Бог покаяния и всего лучшего, благословения Божия. Но и тот факт, что, ну, как она сама выразилась, так сказать.

Александр Ананьев:

— Нагуляла ребёнка и всё прочее.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Да, ну, это не может быть совсем без последствий. То есть здесь всё-таки надо понимать, что определённые духовные состояния человека, они так или иначе влияют на жизнь.

Александр Ананьев:

— Конкретно какие последствия?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Ну вот в том числе и это. Если такое случилось, значит, надо потерпеть, надо как-то исправить эту ситуацию. Постараться... мы к целомудрю возвращаемся.

Ия Батаногова:

— Мне кажется, что мне очень понравились слова нашего патриарха, который сказал, что в нашу жизнь вошёл грех, и он считается уже абсолютной нормой. И на самом деле, действительно, мы очень часто себя оправдываем и не видим, насколько мы сами себя разрушаем, что больше всего навредить мы можем сами себе. Никто вокруг, только сами себе. Потому что действительно любой грех ведёт за собой серьёзные последствия. Вот этот шлейф, который будет тянуться за тобой всю жизнь. Поэтому мне кажется, что в жизни каждого человека, и особенно женщины, очень важно себя не разрушить, не разрушить, а созидать. И мы просто очень нетерпимы к своей жизни. Да я сама такая.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Но покаяние — это перемена. Господь силен простить. Он силен исправить прошлое человека, благословить его, если есть искреннее покаяние. Поэтому, опять же, путь — это преображение через добрые дела, через молитвы, через Причащение Святых Тайн Христовых. То есть человек должен наполниться, чтобы его стороной не обходили.

Алла Митрофанова:

— Но всё-таки, вы знаете, по поводу вот этой внутренней дыры, мне кажется, то, что было в моём случае, да, сколько ни наполняй себя, сколько ни читай, ни смотри, ни ходи в театры там, не путешествуй, ничего, всё как будто бы, всё, чем ты пытаешься наполнить, в эту дыру сливается. И пока не разобраться в причине этой дыры, в её природе, Господь, опять же, я помню, я тогда прям попросила: «Господи, ты мне прям помоги, подскажи, направь и пошли мне людей, которые помогут с этим со всем разобраться». Всё получилось, понимаете?

Ия Батаногова:

— Вот это очень ключевое слово, что ты действительно попросила Божьей помощи. А я знаю из своего даже общения с людьми, что люди стараются свою жизнь построить без Бога, надеясь только на себя. Они будут ходить к психологам, потому что вот именно психолог им помогает разобраться в своём состоянии, и не идут в храм, не просят Бога, не причащаются. Сами, вот мы сами построим свою жизнь. Так не получается.

Александр Ананьев:

— Матушка, но это не случай Татьяны. Татьяна, она церковный человек.

Ия Батаногова:

— Татьяна церковный человек, да.

Александр Ананьев:

— И она ищет прощения у Бога и ответов у священников.

Алла Митрофанова:

— А мне, кстати, психологи помогли. Господь-то мне психологов послал в итоге. С которыми мы и разобрали эту ситуацию.

Александр Ананьев:

— Вот поэтому тебе достался я, а не хороший человек.

Алла Митрофанова:

— Нет, поэтому у меня все... У меня лучший на свете муж.

Ия Батаногова:

— Алла, и все равно, смотри, ты продолжала ходить в храм.

Алла Митрофанова:

— Нет, ну конечно.

Ия Батаногова:

— Молилась и причащалась.

Алла Митрофанова:

— Ну, естественно, да.

Ия Батаногова:

— Это очень важный фактор, потому что я действительно знаю, что многие женщины они перестают ходить в храм, они живут вне брака и решают свои проблемы у психологов. Не с Богом, а у психологов.

Алла Митрофанова:

— Это другое. Для меня еще важно было, чтобы эти специалисты-психологи, чтобы они были христианами.

Ия Батаногова:

— Вот это очень важная позиция.

Алла Митрофанова:

— Ну да, и в итоге...

Александр Ананьев:

— Прежде чем мы коснёмся того, что такое целомудрие, мне в мои сорок девять очень важно тоже найти...

Алла Митрофанова:

— Какой сорок девять? Что ты всё наговариваешь на себя?

Александр Ананьев:

— Будем считать это проявлением не целомудрия, Алечка. Я хочу подвести свой собственный итог вот уже состоявшемуся разговору. Как я себе его услышал? Ну вот, чтобы было понятно, нарисую такую картину. Живёт ёжик в лесу, и он очень любит яблоки вот с той яблони. Он их так любит, что страсть как, просто жить не может без них, и, в общем, но не дотягивается, потому что он ёжик, лапки короткие, яблоки высоко. Ему говорят: «Ёжик, пойми одну простую штуку, чтобы дотянуться до яблок, ты должен стать оленем. Тогда ты точно дотянешься до яблочек. Олени дотягиваются, поэтому становись оленем». Ёжик говорит: «Класс, отличный совет. Вот только как мне стать оленем? Никто не подскажет?» Говорят: «Ну, работай над собой, да». Как стать счастливым? Как стать независимым от отсутствия вот этих яблок на той яблоне? Это порочный круг для этого конкретного человека, и я, в принципе, его понимаю. Чтобы встретить своего человека, чтобы построить семью, ей надо стать счастливой. Но чтобы стать счастливой, ей нужно встретить своего человека и построить семью. Вот это из этого письма так и следует.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Это заблуждение. Это так кажется, что я буду счастлив, когда встречу кого-то. Человеку для счастья дано всё. И это такое некое оправдание себя, что я вот не могу быть счастливым, потому что... и так далее.

Александр Ананьев:

— А я не совсем понимаю, что она делает не так. Смотрите, она занимается спортом, мы это знаем, мы с ней знакомы лично. Причём спортом на очень серьёзном уровне, не чтобы медали, а чтобы чувствовать себя хорошо и выглядеть здорово, и она находит в этом какую-то радость. Она ходит в церковь, делает это регулярно, исповедуется, причащается.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Возможно, как Алла, у неё запросы на Эверест, а внутренняя готовность пока не соответствует запросам.

Александр Ананьев:

— Так, а что делать?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Внутрь себя посмотреть,

Ия Батаногова:

— Принять свою жизнь и понять, что у нас для радости в жизни есть очень много.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— А у меня есть одно наблюдение, Иечка, прости, пожалуйста, я перебил тебя, нет?

Ия Батаногова:

— Нет-нет-нет.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Я знаю несколько людей, включая себя. Но мой пример, может быть, неубедителен покажется, но начну с себя. Как только я решил для себя, что я жениться не собираюсь, ну, мне, правда, было всего 20 лет, поэтому не очень убедительно это звучит, я встретил Июшку и понял буквально через две недели, что просто я обязан жениться. Я не могу этого не сделать, потому что я полюбил, влюбился, и это было взаимно. Я знаю других людей, более взрослых, уже ближе, так сказать, к автору сегодняшнего письма, о котором мы говорим, которые как-то для себя принимали решение, что нет, вот, я не стремлюсь замуж. Не то чтобы... Нет, вот нет цели такой вот с сегодняшнего дня, просто Бог даст — даст, не даст — не даст. Я живу сейчас и сегодня. Я сейчас счастливый человек. Я сейчас христианка. У меня сейчас интересная жизнь, работа, учёба, увлечение, семья, родители, братья, друзья. Мне кажется, вот это решение... Знаете, то же самое часто бывает, когда люди очень хотят ребёнка. Прямо вот хотят так, что просто сил нет, как хотят. Доверятся Богу. Бог даст — даст. Когда даст, тогда слава Богу. И тоже результат бывает. Мне кажется, когда мы очень чего-то хотим, мы больше надеемся не на Бога, а на себя. Вот в этом смысле, мне кажется, нужно как-то внутренне довериться Богу всё-таки.

Александр Ананьев:

— Что удивительно, отец Алексей, вот вы сейчас сказали, я с ужасом понял, мы с тобой на этом никогда не концентрировались, не обращали внимания. В день нашего знакомства я же тоже считал, что дверь для меня закрыта навсегда, и я тогда получил права категории А, присматривал себе мотоцикл, уже купил шлем. И хотел странствовать одиноким рыцарем, чтобы борода развевалась на ветру, и ничто не держало меня на грешной земле. И в этот самый момент...

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Я не преувеличиваю. У меня есть такие примеры.

Александр Ананьев:

— Ну вот, пожалуйста...

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Нет, и другие примеры, которые говорят, что, слушай, нет, супер, я замуж не хочу. Всё.

Александр Ананьев:

— Вот, да, да.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Это не моё. Я смотрю туда-там, туда-там. Я не хочу этого. И находится человек, которого Господь послал.

Ия Батаногова:

— А мне очень, прости, пожалуйста, я тебя перебила, очень жалко, что мы не умеем жить в моменте. Что мы всегда находим причину, почему бы нам не расстроиться бы? Вот у меня нет этого. Например, я ёжик, а не олень. Это же тоже причина для того, чтобы расстраиваться. А почему нельзя принять свою жизнь и действительно жить в моменте?

Александр Ананьев:

— А яблочки?

Ия Батаногова:

— А есть еще и морковка.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Поднять, которые упали.

Александр Ананьев:

— Падшие яблоки — это не то, отец Алексей.

Алла Митрофанова:

— Это самое спелое и самое вкусное.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— По моему маленькому опыту, у нас есть несколько яблонь на участке, вот если яблочко упало, это значит оно готово.

Ия Батаногова:

— Да. А у меня ещё есть пример девочек, которые переживали и очень страдали по поводу того, что они не могут создать семью, и мы даже переписывались очень часто на эту тему. Я всегда говорила девчонкам, что всё Господь даст в своё время, только надо уметь ждать. А мы не умеем ждать, к сожалению. И действительно потом мне девчонки пишут, что вот, матушка, вот так вот я уже как-то даже и не ждала, и вот встретила своего суженого, своего любимого. Поэтому надо просто уметь доверять Богу.

Александр Ананьев:

— Фантастический разговор в программе «Семейный час» у нас сегодня, с вами Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— Александр Ананьев.

Александр Ананьев:

— И наши гости: настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоирей Алексей Батаногов, матушка Ия. Мы перед тем, как включились наши микрофоны, сокрушались по поводу темы нашего разговора и говорили: "Ох, тяжелый будет разговор, прямо мрак и ужас, а на выходе получается очень светлый, очень правильный, очень хороший разговор, и у меня есть ощущение, что очень у многих, кто этот разговор проживет вместе с нами, вот этот час, очень у многих он останется в сердце, и в конечном итоге как-то Господь изменит жизнь в результате вот этого разговора, потому что сместятся какие-то акценты в глазах, в голове, в сердце, и второстепенное отступит на второй план, а главное выступит вперед. Ну, я надеюсь, у меня сейчас такое ощущение. Очень хочется поговорить о целомудрии. Цитирую вот этот фрагмент письма, который написала нам наша слушательница Татьяна. "Я не понимаю, как в 37 лет, с ребенком, можно строить непорочные отношения. Ну как? Недавно говорила с двумя священниками, с одним на исповеди, и он, конечно же, сказал, неважно, 37 или 17, женщина должна источать целомудренность и неоткрытый сосуд, который и привлекает мужчину. «Целомудренность, непорочность и неоткрытый сосуд. Это актуально не только для нашей героини, но и для Аллы, для меня и даже нашего звукорежиссера Саши. Это актуально для каждого. Весь вопрос в том, правильно ли мы понимаем, что такое целомудренность и непорочность. Матушка?

Ия Батаногова:

— Ну я убеждена, что, конечно, если мы говорим о верующих людях, то здесь нужно понимать, мы уже об этом говорили, что любой грех ведёт за собой серьёзные последствия. И мало того, он разрушает человека. Я прекрасно понимаю, что в нашем современном обществе вот эти вот сожительства, как сейчас говорят «гражданские браки», что это уже считается нормой. Но если мы говорим про верующих людей и тех людей, которые ходят в храм, я всё-таки считаю, что очень важно сохранить своё сердце, сохранить свою душу, сохранить свою жизнь в нравственной чистоте, как бы это ни было тяжело. И я уверена в том, что если человек живёт по совести, то Господь его щедро награждает. И у меня есть такие примеры, когда люди немножко поступаются своей совестью и пытаются строить такие отношения, уговаривая себя, что это нормально, и нам, взрослым людям, тяжело жить вот такой жизнью, к которой нас призывают в церкви.

Александр Ананьев:

— И все так делают.

Ия Батаногова:

— Многие так делают. Я убеждена, что это путь в никуда. Это путь в никуда. Жить надо, всё-таки соизмеряя свою жизнь с заповедями Божьими, с тем, чему нас учит Церковь, и наша вера никогда не будет поругана.

Александр Ананьев:

— Отец Алексей, нет у вас ощущения, что наша героиня, допустим, я обожаю парадоксальные примеры и иллюстрации, наша героиня, обладая талантом играть в шахматы, прекрасно играющая в шахматы, умеющая играть в шахматы, оказывается на футбольном поле, где все играют в футбол. И со своим талантом играть в шахматы она оказывается в некотором недоумении, понимает, что здесь все играют в другое и по другим правилам. И у нее есть выбор, либо остаться там на трибунах, либо все-таки пытаться пинать мяч, как это делают все.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Такой образный у вас, Александр, вопрос. Тут, говоря о возможно ли в 37 лет строить, имея ребёнка, строить целомудренные отношения, ну, как бы, вроде бы, возникает очевидный ответ, что это невозможно. Ну, вроде как, к этому нас подводят. Я полностью согласен с тем, что сказала Ия, но я хочу добавить вот что. Что тут очень важный момент, он прям принципиально важный. Если ты пытаешься построить с человеком неверующим, не церковным отношения, вообще большой вопрос, а получится что-либо хорошее, если один человек, воцерковленный, для него закон Божий, нравственные нормы имеют ценность, а для другого не имеют? Это есть некий маркер, на самом деле. Если есть серьёзные разногласия, так сказать, в таких ключевых вопросах, как вопрос веры, то вообще большой вопрос, зачем это всё? Я думаю, что сейчас это жестко прозвучит, но, тем не менее, некие комментарии дам по этому поводу, что церковные каноны запрещают брак верующего человека с неверующим, потому что невозможно единство духовное, если нет просто веры у одного из людей.

Александр Ананьев:

— Невозможно в одну плоть.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Нет, это просто... сейчас это большая тема, которая, ну, многие вопросы порождает, как бы мы... не хотелось бы уходить от нашей темы. Вот поэтому вопрос, кто твой избранник? Если речь идёт о том, что это оба верующих человека и оба церковных, то у них есть общее понимание вот этой ситуации. И тогда это возможно. Если так случилось, вот, ну, так случается, так случилось, что не совсем верующие, не до конца понимают, и, так сказать, пример извне, осуждения, какие-то вот такие порушенные нравственные ценности в обществе приводят людей к греху. Все равно, если они хотят создать христианскую семью, то через покаяние они могут вернуться в церковь. Да, эпизод, когда они отлучаются от церкви, они перестают причащаться. Но если у них действительно есть стремление к единству, к вере, к жизни христианской, праведной, даже если они совершили эту ошибку, они через покаяние могут вернуться в Церковь. Но одобрить такой путь никто не может. Что есть такая ошибка, да, что я не осуждаю, я призываю людей к исправлению этой ошибки, да.

Александр Ананьев:

— Быть целомудренным — это не делать чего-то? Или быть целомудренным — это делать что-то определённое?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Ну, целомудрие — это по-разному толкуют это слово. Ну, конечно, гораздо шире, чем вот тот аспект, который мы сейчас рассматриваем. Ну, такая вот мудрая цель. Вот давайте... Вокруг этого подумаем, поговорим. Какая моя цель? Удовлетворить какие-то свои желания физиологические или там сделать... Какая цель? Создать семью хорошую, полноценную, с надежным, верующим, глубоким, верным, искренним человеком. Тогда заповедь, так сказать, помогает. Если какая-то цель другая, немудрая, то и целомудрия нет.

Алла Митрофанова:

— А мне почему-то казалось, что целомудрие, это скорее про не цель, а цельность внутреннюю.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Это одно другое не исключает. Ведь знаете, человек цельный имеет цель, а человек, который не цельный, у него и цели нет.

Александр Ананьев:

— Предложение стать цельным, мудрее, это ещё сложнее, чем ёжику стать оленем, на мой взгляд. То есть да, очень красиво сказано, но как это работает, непонятно. Друзья, у нас осталось три минуты, я за эти три минуты хочу поговорить вот о чем. А что, если нашей Тане, это уже такая, знаете, здесь уже вместо Адажио Альбинони звучит что-то, знаете, сказочное такое, очень мажорное такое, радостное. А что, если нашей Тане морозным зимним вечером прийти в антикафе «12 Узлов», там она сможет встретить свою судьбу? И это вопрос-предложение. А может быть, может быть, собирать по четвергам одинокие сердца в антикафе, чтобы они могли увидеть друг друга, познакомиться. Там же не будет случайных людей. Все будут наши, все будут хорошие. Плохие люди туда не ходят. Их туда просто не пускают. Там проверка на входе. Да, как металлоискатель такой.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Рекомендация от духовника.

Александр Ананьев:

— Да-да-да. И справка. Матушка, может быть, у вас есть... Я понимаю, что у вас сейчас нет ответа на этот вопрос, но есть ли у вас истории удивительных знакомств в этом месте?

Ия Батаногова:

— Ой, кстати, есть прекрасная история, но она очень длинная.

Александр Ананьев:

— Но они поженились?

Ия Батаногова:

— Да.

Александр Ананьев:

— Ну вот, видите, короткая, прекрасная история. Действительно, прекрасная история.

Ия Батаногова:

— Это как раз о том, что верующие люди умеют ждать и всё в жизни своей ценить. Хотя все мы прекрасно понимаем, что в жизни любого человека не бывает лёгких путей. И бывают и испытания, и серьёзные искушения. Но когда ты с Божьей помощью их преодолеваешь, то Господь тебя, опять же говорю, очень щедро утешает.

Александр Ананьев:

— Я главного не понял. А мужчины-то туда ходят одинокие?

Алла Митрофанова:

— Да. А то отец Алексий сказал уже, что желательно, конечно, чтобы человек был верующий, церковный. А я вспоминаю себя. Ну вот, когда была не замужем, обращала на это внимание. Сейчас уже не обращаю, а вот тогда обращала. Какие мужчины в храме, если они там есть? Семейные. В основном-то. Вот, понимаете?

Александр Ананьев:

— А еще есть... Ой, простите, что я скажу это вслух, но мне ужасно понравилось это наблюдение. Одна из барышень, как раз таких же, которая хотела, вот и хочет, наверное, выйти замуж по сей день, сделать это правильно, целомудренно. Она говорит: слушай, я уже смотрю на не церковных людей. Церковные парни, одинокие, они такие душные, вот прям, прости меня, Господи.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Я не знаю, что сказать по этому поводу.

Александр Ананьев:

— Никто не знает, отец Алексей.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Действительно, что это вообще общий вопрос, мне кажется, серьезная проблема, что взрослый человек, если мы не говорим о молоденьких студентах до 28, до 30, до 25 лет, то взрослый мужчина, который не женился, вызывает большой вопрос, что с ним не так. Впрочем, как и женщина. Поэтому тут, конечно, много сложных тем, которые, я думаю, выходят за рамки нашей сегодняшней темы, но, возможно, я уверен, что так оно и бывает, что просто тот человек, которому за 30, просто пока не встретил свою спутницу, которой за 30, и есть одинокие сердца, которые могут быть вместе, и они недушные.

Александр Ананьев:

— Последний-последний вопрос, опять же, да или нет. Можно наша Таня придёт к вам, отец Алексей, матушка Ия, и просто обнимет вас, поговорит с вами?

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Прийти можно.

— А мы всегда открыты к общению, и я очень люблю, когда люди собираются, и ты видишь и чувствуешь живую эмоцию. И не сидим мы в телефонах и в соцсетях, а вот так смотрим друг на друга и поддерживаем. Мне кажется, что это самое замечательное, такое живое, искреннее, глубокое общение.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Полностью поддерживаем, потому что, мне кажется, все-таки теоретически разговор на тему, который задан даже искренним письмом, все-таки это человек, но человека-то мы не видим. Поэтому личное общение всегда предпочтительнее.

Александр Ананьев:

— Ну в двадцать первом веке это так сложно, отец Алексей. Столько дел ведь. Вот. Спасибо вам огромное за этот разговор. Вот, правда, спасибо. Благодаря вам он получился лёгким, светлым, глубоким и радостным. Настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов был сегодня у нас в гостях. Спасибо вам, дорогой отец Алексей. И матушка Ия — красавица, умница и воплощение красоты. Спасибо.

Протоиерей Алексей Батаногов:

— Спасибо вам.

Ия Батаногова:

— Спасибо большое.

Александр Ананьев:

— С вами была Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— Александр Ананьев.


Все выпуски программы Семейный час

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем