Отношения Российского Государства и Святой горы Афон известны издревле. Еще Царь Иоанн Грозный отправлял святогорцам шкурки белок для кисточек иконописцев. А в середине XIX века, когда Свято-Пантелеймонов монастырь стал по-настоящему русским, благодаря замечательным подвижникам, иеросхимонаху Иерониму Соломенцову, духовнику обители, и игумену монастыря схиархимандриту Макарию Сушкину, старцы отправили для сбора пожертвований в Россию иеромонаха Арсения Минина. Этот деятельный талантливый человек создал в Москве на Никольской улице рядом с Богоявленским монастырем первое Афонское подворье. Эта маленькая часовня не вмещала всех желающих приложиться к афонским святыням, и уже через 10 лет, на Лубянской площади, рядом с Владимирскими воротами Китайгородской стены, была возведена величественная часовня, посвященная святому Великомученику и Целителю Пантелеймону. Третье место для Афонского подворья было подарено монахам — афонитам благочестивой купеческой вдовой, ставшей впоследствии монахиней, Акилиной Смирновой, на Полянке. Но в бывшей усадьбе не было храма. Святогорцы, приезжавшие в Москву подлечиться, потрудиться над изданием книг, собрать пожертвования, ходили молиться и служить в храмы, расположенные в Замоскворечье. Один из них, — храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе. И вот на Полянке, трудами настоятеля Афонского подворья иеросхимонаха Аристоклия Амвросиева в начале XX века было построено новое здание, с домовым храмом, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». В наши дни в этом здании создан прекрасный «Музей Русского Афона», куда мы с вами и приглашены. Старец Московский Аристоклий здесь жил, принимал людей, молился в этом храме, и упокоился в подклете этого здания. Об этом удивительном святом, преподобном Аристоклии Афонском, о его молитвах, чудесах и наставлениях, о его прославлении, наша программа.





со Святой горы Афон

Преподобный Аристоклий Афонский

Святой Преподобный Аристоклий Афонский

Фотографии предоставлены «Музеем Русского Афона» Афонского подворья в Москве.
Все выпуски программы Места и люди
Анна Лепорская «Тётя Дуня. Блокада»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Простите, с вами всё в порядке? Вы так бледны, на глазах слёзы...
— Нет-нет, не волнуйтесь, всё в порядке. Вот увидела картину, что висит перед нами, прочитала её название... Да так распереживалась, что не смогла сдержать слёз...
— Вы говорите о картине Анны Лепорской «Тётя Дуня. Блокада»?
— Да-да, об этом портрете. Знаете, героиня картины напомнила мне нашу соседку, Евдокию Михайловну, тётю Дуню, как мы её называли. Те же ввалившиеся щёки, большой осунувшийся нос... А в глазах — то, что и высказать нельзя...
— Боль от пережитого горя... Этот портрет художница Анна Лепорская написала в Ленинграде, в 1944-м. В него она вложила весь ужас, который испытали ленинградцы в блокадном городе. Посмотрите, лицо пожилой женщины изображено резкими грубыми мазками. Тёмные контрастные линии буквально вычерчивают силуэт лица, подчёркивая худые скулы и ввалившиеся от голода глаза...
— Да, художница будто и вовсе не заботится о красоте и плавности линий. Вы не знаете, это портрет какой-то конкретной женщины?
— Точно сказать невозможно. Но мне кажется, портрет лишён детальной прорисовки не случайно. В нём себя смог бы узнать, пожалуй, любой переживший блокаду ленинградец. Если бы не название картины — мы бы даже точно не определили, женщина изображена или мужчина...
— Художница показала таким образом трагедию, коснувшуюся каждой ленинградской семьи в те годы. Блокада коснулась и моих родных... Моя мама девочкой пережила войну. Рассказывала, что чудом выжили здесь, в Ленинграде. Всю жизнь она болела, потому что здоровье было подорвано голодом и холодом.
— Выстояли и выдержали. Невероятными усилиями! И кстати, это тоже можно заметить на портрете. Необыкновенную силу духа.
— Да, прямой взгляд героини портрета, стать, какой-то внутренний стержень. То, что не позволило человеку сломаться в страшных обстоятельствах. Сразу вспоминаются героические защитники Ленинграда, благодаря которым город выжил. Одна из них — Нина Соколова, первая в стране женщина-водолаз, она руководила прокладкой топливного тоннеля по дну Ладожского озера.
— Мне вспоминается юный герой Юра Булатов, который рыл окопы под Петергофом; Даниил Кютинен, выпекавший хлеб и умерший от голода прямо на хлебозаводе; священник Михаил Славницкий, который во время бомбардировки города вытащил из-под обломков разрушенного здания несколько стариков и детей... И таких героев сотни и тысячи!
— И картина Анны Лепорской «Тётя Дуня. Блокада», что перед нами на стене — о каждом из них.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Церковные памятники, как книги памяти». Игорь Гарькавый
У нас в студии был историк, директор мемориального научно-просветительского центра Бутово Игорь Гарькавый.
Разговор шел о том, как благодаря церковным поминальным книгам и спискам удается сохранять память о жизни Церкви в 20-м веке и о людях, пострадавших в годы гонений.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Календарь «От Пасхи до Пасхи» — Новый Завет». Георгий Бежанидзе, Илья Рыбаков

В эфире «Светлого вечера» говорили о научно-просветительском проекте «Календарь от Пасхи до Пасхи».
Гостями программы стали Георгий Вениаминович Бежанидзе, руководитель проекта и доцент кафедры церковной истории ПСТГУ, и Илья Рыбаков, директор по развитию.
Календарь создавался как пасхальный подарок, а со временем стал масштабным просветительским проектом. «Календарь сочетает просветительскую и научную составляющую, его статьи написаны ясным и доступным языком», — отметил Илья Рыбаков. Сегодня его тираж составляет 120 –150 тысяч экземпляров, большая часть которых передаётся в храмы, монастыри и социальные учреждения.
Главной темой календаря 2025 года стало Священное Писание Нового Завета. В издании собраны богословские статьи, толкования, жития святых и исторический контекст. «Мы стараемся излагать сложные истины простым и доступным языком», — подчеркнул Георгий Бежанидзе.
В эфире затронули редкие жития святых, включая праведную Веронику, связанную с евангельской историей об исцелении, и Клавдию Прокулу, жену Понтия Пилата, которую православная традиция почитает как святую.
Этот выпуск напомнил слушателям, что чтение и изучение Писания — это путь к духовному росту, а такие проекты делают богословское наследие доступным каждому.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер