
Фото: Piqsels
Некоторые православные праздники имеют свои ветхозаветные прообразы, но христианство наполняет их новым содержанием и смыслом. Торжество Преображения Господня содержит в себе отсылки к древнеиудейскому Суккоту или празднику кущей. Так называются шалаши из веток и подручных материалов. Праздник кущей отмечался неделю, примерно в начале сентября, и был посвящён воспоминанию о странствовании иудеев, вышедших из Египта.
В это время всем жителям Израиля надлежало покинуть на время дома и ночевать в палатках по примеру предков. Впрочем, в жарком климате Иудеи это было несложным требованием. В это время как раз заканчивался сбор винограда и урожая с плодовых деревьев, и шалаши разбивали прямо среди фруктовых садов. Одним из обязательных обрядов было освящение плодов нового урожая.
Праздник кущей отмечался после окончания основных земледельческих трудов, он символизировал время заслуженного покоя, тихого и радостного отдыха. Это и имел в виду апостол Пётр, когда став свидетелем Преображения Господня на горе Фавор обратился к Христу: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии".
В христианстве сохранилась традиция освящать на Преображение плоды нового урожая. На Руси по традиции это были яблоки. Церковь благословляет их, потому что благословляет всякий честный труд человека. Но кроме того, освящение даров природы именно в день Преображения имеет глубокое символическое значение.
Сладкие плоды напоминают нам, что когда-то вся природа была дружелюбна человеку. Всё в мире было задумано и устроено как дар ему, он ни в чём не нуждался и мог не прилагать усилий для того, чтобы обеспечить себе пропитание. И звери, и птицы были послушны человеку, мир не знал бурь и катаклизмов.
Но Адам ослушался, от этого поступка пострадал не только он сам и его потомки, но и вся природа. Общим законом для мира стали тление и смерть. Как писал апостол Павел: "Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне". Человек, венец Творения, был отныне слабой песчинкой. Землетрясения, наводнения и другие природные катастрофы угрожают ему и несут страдания и разрушения.
Но Преображение Спасителя даровало надежду, что человек и вся природа однажды вернутся к прежнему, безгрешному состоянию. Благодаря Воскресению Христову это стало возможным.
Церковь учит, что, преображаясь сам, обретая святость и чистоту, человек одновременно способен преобразить и материальный мир. И природа радостно откликается на зов таких людей: лев приносит воду из реки Иордан святому Герасиму, медведь лежит у ног преподобного Серафима Саровского, птицы беззаботно садятся на плечи и руки святого Павла Обнорского.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.