Есть такой популярный голливудский фильм, «Проповедник с пулеметом». Человек приезжает в Африку вроде бы проповедовать Христа и служить людям, но там затяжная гражданская война, и он решает помочь хорошим людям, поубивав плохих. Он не собирается вникать ни в причины конфликта, ни в то, как можно было бы двигаться к миру — ему и так ясно, кто плохой и кого надо убить.
Это нам очень знакомо. Как сказал советский поэт Станислав Куняев,
Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро.
Но Евангелие не предлагает образа «добра с кулаками». Господь Иисус, Апостолы терпят насилие, но не чинят его. Христос — это не «добро с кулаками». И не «проповедник с пулеметом». Евангелие требует от христиан качеств, которые трудно назвать бойцовскими — терпения, смирения, любви, прощения… Не случайно революционеров и других людей насилия оно так раздражало. Христианин призван прощать врагов и молиться за них. Из Евангелия этого никак не выкинешь.
Да, Библия наделяет государство правом и обязанностью носить меч — и, при необходимости, пускать его в ход ради обуздания злодеев — но мне и Вам, как частным лицам, не состоящим на воинской или полицейской службе, меча не полагается.
Но иногда так хочется подраться за правое дело…. В самом деле, как же можно сокрушить мировое зло, если следовать Евангелию?
Дело в том, что слово Божие не вменяет христианам в обязанность сокрушать Мировое Зло. Поэтому сам вопрос «а как же разбить Мировое Зло, если тщательно придерживаться заповедей» есть признак недоразумения. На Церковь не возложено такой обязанности. Отделять плевелы от пшениц и ввергать их в огонь — не наше дело. Это дело суда Божия. На нас возложена обязанность свидетельствовать об Истине и хранить заповеди. А Мировому Злу наносит поражение Господь, а не мы.
А Господь действует через людей, тщательно хранящих заповеди. Зло терпит поражение, дьявол, скуля и воя, выбрасывается вон, не когда с кого-то «шерсть летит клоками», а когда грешники приходят к покаянию, а праведники возрастают в добре. Господь ищет не уничтожения плохих людей, а их спасения. «ибо Сын Человеческий — говорит Евангелие — пришел не губить души человеческие, а спасать».
Стойкое послушание Богу — это подвиг, и православная традиция так и называет христианских аскетов — подвижниками. Это трудно — намного труднее, чем махать кулаками. Но именно так обретается победа — когда напуганные и озлобленные грешники видят в христианах кротость и милость Господа, и обращаются от тьмы — к свету и от власти сатаны — к Богу.
30 октября. Об отношении к тем, кто не против Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова апостола Иоанна, обращённые ко Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».
Об отношении к тем, кто не против Христа — священник Родион Петриков.
Часто мы, подобно апостолам, склонны к созданию круга своих людей. «Вот этот — наш, это правильный, а все, кто за пределами этой группы, вызывают у нас подозрения». И апостол возмущается, что этот человек не из нашего круга, он не прошёл школу ученичества, и он, возможно, делает что-то не так. И прямо докладывает это своему Учителю Христу Спасителю.
Однако Христос видит главное: этот человек действует именем Его, именем Христа Божия. И он, этот человек, творит доброе дело, изгоняет духов тьмы. Слова «кто не против вас, тот за вас» — это призыв к широте сердца и к духовной рассудительности, что, возможно, мы часто слишком сужаем границы и выставляем жёсткие препятствия в общении с нами.
Господь не призывает нас к безразличию в вопросах веры. Однако напоминает нам, что благодать Божия может действовать не в тех кругах и не в тех границах, которые мы сами выставили в окружающем мире, а там, где мы сами того не ожидаем.
И вместо того чтобы запрещать и осуждать тех, кто творит добро не по нашим лекалам и не нашим способом, стоит сначала увидеть в них соратников, пусть и не вполне пока понятных. Ведь всякий, кто не против Христа и дел Его любви, тот за Него.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. Об истории Иконы Божией Матери «Избавительница»
Сегодня 30 октября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Избавительница».
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Этот чудесный образ был принесён в конце XIX века в Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе со святой горы Афон. Прежде он находился у одного из подвижников святой горы, иеромонаха Феодула. И этот подвижник молился перед этим образом. Впоследствии благоволил к тому, чтобы этот образ был перенесён в наш русский монастырь в горах Кавказа.
В этой обители празднование особое в честь этой иконы было установлено на 17 октября по старому стилю в благодарное воспоминание чудесного спасения Александра III со всем семейством в этот день. Оказалось, что накануне происшедшего железнодорожного происшествия катастрофического царская семья в полном составе заезжала помолиться пред этой иконой в Симоно-Кананитский монастырь и, в частности, этой святой иконе, и усердно молилась перед ней.
Потому вплоть до 1924 года эта икона Матери Божией «Избавительница» пребывала там, и память её свершалась в день чудного избавления царского семейства в этой катастрофе от смерти.
Икона эта напоминает канон образа Божией Матери «Одигитрия», когда свободной рукой Матерь Божия указывает на Божественного Своего Сына, а на левой руке Сам Господь располагается, обращая к Своей Пречистой Матери и благословляющую десницу, и взор Свой.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. О важности сохранения исторической памяти

Сегодня 30 октября. День памяти жертв политических репрессий.
О важности сохранения исторической памяти во избежание повторения трагических событий прошлого — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как такое могло произойти, когда дети одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию? В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войны. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром.
В чём была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни, и поставив нравственность в положение подчинённой идеологии, что и привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения светлого будущего?
Опасность отхода общества от нравственных норм ведёт к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий.
И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь, в стремлении к таковому будущему, уже под влиянием новых идеологий, станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия.
Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок. Ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь. А потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряжённости. А осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.
Все выпуски программы Актуальная тема







