Есть такой популярный голливудский фильм, «Проповедник с пулеметом». Человек приезжает в Африку вроде бы проповедовать Христа и служить людям, но там затяжная гражданская война, и он решает помочь хорошим людям, поубивав плохих. Он не собирается вникать ни в причины конфликта, ни в то, как можно было бы двигаться к миру — ему и так ясно, кто плохой и кого надо убить.
Это нам очень знакомо. Как сказал советский поэт Станислав Куняев,
Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро.
Но Евангелие не предлагает образа «добра с кулаками». Господь Иисус, Апостолы терпят насилие, но не чинят его. Христос — это не «добро с кулаками». И не «проповедник с пулеметом». Евангелие требует от христиан качеств, которые трудно назвать бойцовскими — терпения, смирения, любви, прощения… Не случайно революционеров и других людей насилия оно так раздражало. Христианин призван прощать врагов и молиться за них. Из Евангелия этого никак не выкинешь.
Да, Библия наделяет государство правом и обязанностью носить меч — и, при необходимости, пускать его в ход ради обуздания злодеев — но мне и Вам, как частным лицам, не состоящим на воинской или полицейской службе, меча не полагается.
Но иногда так хочется подраться за правое дело…. В самом деле, как же можно сокрушить мировое зло, если следовать Евангелию?
Дело в том, что слово Божие не вменяет христианам в обязанность сокрушать Мировое Зло. Поэтому сам вопрос «а как же разбить Мировое Зло, если тщательно придерживаться заповедей» есть признак недоразумения. На Церковь не возложено такой обязанности. Отделять плевелы от пшениц и ввергать их в огонь — не наше дело. Это дело суда Божия. На нас возложена обязанность свидетельствовать об Истине и хранить заповеди. А Мировому Злу наносит поражение Господь, а не мы.
А Господь действует через людей, тщательно хранящих заповеди. Зло терпит поражение, дьявол, скуля и воя, выбрасывается вон, не когда с кого-то «шерсть летит клоками», а когда грешники приходят к покаянию, а праведники возрастают в добре. Господь ищет не уничтожения плохих людей, а их спасения. «ибо Сын Человеческий — говорит Евангелие — пришел не губить души человеческие, а спасать».
Стойкое послушание Богу — это подвиг, и православная традиция так и называет христианских аскетов — подвижниками. Это трудно — намного труднее, чем махать кулаками. Но именно так обретается победа — когда напуганные и озлобленные грешники видят в христианах кротость и милость Господа, и обращаются от тьмы — к свету и от власти сатаны — к Богу.
«Жизнь со смыслом». Алексей Шириков и Наталья Кокорина

У нас в гостях были авторы православного просветительского проекта «Жизнь со смыслом» Алексей Шириков и Наталья Кокорина.
Разговор шел о том, как христианство наполняет жизнь смыслом, а также о том, как современному человеку можно интересно и доступно рассказывать о православной вере и помогать с пониманием входить в церковную жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к Богу через искусство»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алла Митрофанова, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, а также наш гость — настоятель Спасо-Преображенского Пронского монастыря в Рязанской области игумен Лука (Степанов) — поделились светлыми историями о том, как фильм или книга послужили перелому мировоззрения и обращению ко Христу.
Ведущие: Алла Митрофанова, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлые истории
Молчание тысячи стоит

Жил давние времена лев, который был королем тысячи лесов. Взял он себе в жены лису, и родился у них сын, да такой, что и на лиса не похож, и львом его не назовешь.
С виду — могучий как лев, да только вместо того, чтобы рычать по-львиному, он лаял по-лисьи. Но это ещё полбеды: характер у сына льва был лишён всякого благородства. Только и думал он, как бы кого обхитрить, да что-нибудь у других для себя урвать.
Когда сын стал подрастать, отец лев призвал его к себе и сказал:
— Сын мой! Ты велик и силён телом, но от своей матери лисы получил особенный голос. В твоем голосе нет величия, и он не подобает моему царственному отпрыску. Если звери услышат, как ты лаешь по-лисьи, они не будут с тобой считаться. Поэтому ты лучше всегда помалкивай и не подавай голоса. Тогда я смогу даровать тебе тысячу лесов.
Сын запомнил наставления льва, и старался всё время помалкивать. Недаром пословица гласит: «И глупец, когда молчит, может умным показаться». Вот и всем зверям в лесу казалось, что молчаливый сын льва достоин того, чтобы стать их правителем.
Наконец, пришёл день, когда царь-лев решил передать сыну в управление тысячу лесов. По этому поводу на главной поляне был объявлен большой праздник, на который собрались все лесные звери и птицы. Каждый принёс новому правителю какой-нибудь подарок, и по давней традиции дары складывали у ног нового повелителя. С важностью восседал сын льва на троне и молча кивал подданным.
Последней с опозданием на церемонию прискакала белка. Она была очень легкомысленной и забывчивой, вечно всё путала, вот и сейчас положила свой орех к ногам старого царя-льва.
Увидел это сын льва, и громко закричал:
— Эй, куда? Это моё! Это моё!
От жадности он забыл про отцовские наказы и залаял по-лисьи.
Когда звери услышали, как тонко пищит такой большой и сильный зверь, они стали дружно смеяться. А ещё больше их рассмешило, что новый правитель тысячи лесов пожалел для отца одного маленького орешка. Вот так царь зверей! Чего же тогда другим от такого владыки ждать?
Один за другим звери и птицы стали забирать свои дары и перекладывать к ногам старого льва, давая понять, что не будут подчиняться его сыну.
— Если бы ты молчал, как я тебе наказывал, — получил бы тысячу лесов, — сказал лев, когда они с сыном остались наедине. — Но теперь вижу, что не смог ты унять своей болтливости, не хватило тебе силы воли. Но, может, это и к лучшему. Правитель должен быть справедливым и щедрым, а твоя мелочная жадность не подобает царю...
Так и не получил сын льва тысячи лесов, и с тех пор в тех краях говорят: «Молчание — тысячи стоит».
(по мотивам бирманской сказки)
Все выпуски программы Пересказки