Адрес: 1-й Голутвинский переулок, дом 14.
Название храма связано с историческим названием Голутвино, происхождение коего весьма темно и запутано.
По одной версии «голутва» - суть лесная просека. По другой же – Голутвино происходит от слова «голытьба», которое, если идти ее еще дальше в глубь веков, обозначало разбойное племя «голядь».
По мне так скорее от просеки. Ибо еще в 1504 году стоял здесь маленький Коломенско-Голутвинский монастырь, а Москва размерами тогда была более чем скромна.
Храм же Святителя Николая построили здесь в самые последние годы 17-века. В 1772 году его частично переделали в стиле барокко. В 1823 году к трапезной пристроили северный придел в стиле ампир.
В целом же считается, что архитектура типична для московского посадского храма. Хочется подчеркнуть: «типична» совершенно даже не означает, что храм сер и неинтересен. Как раз наоборот. Стиль храма уже самим своим названием говорит о красоте здания – русское узорочье. Это нарядный огненный белокаменный храм с уникальными пятью главами, которые покрыты цветными керамическими кровельными пластинами, в архитектуре их называют лемехом.
В 1923 году храм закрыли. Немного позже разрушили колокольню.
А в 1933 году в Третьяковскую галерею перенесли иконостас, иконы Спаса Вседержителя и Иоанна Богослова работы знаменитого иконописца Тихона Филатьева. Иконы датировались концом XVII века. Икона Благовещения работы того же Филатова отдали в музей «Новодевичий монастырь».
Жаль, конечно. Но хорошо уже то, что эти уникальные иконы не пропали бесследно.
Богослужения в храме возобновились только в 1992 году.
Немногим позже храм отреставрировали за счёт городского бюджета.
Все иконы для трех иконостасов были написаны иконописцами — прихожанами храма.
Контакты: храма Николая Чудотворца (Рождества Богородицы) в Голутвино
Адрес: 1-й Голутвинский переулок, дом 14
Как проехать:
От ст. метро «Полянка», «Октябрьская», трол. 7, 33, 62, 84, ост. «Магазин Гименей», проехать в сторону центра до ост. 3-й Голутвинский переулок, перейти на противоположную сторону, к гостинице «Президент – Отель», за которой находится Церковь Николая Чудотворца в Голутвине.
Адрес сайта: http://st-nicholas.ru/
Схема проезда:
14 сентября. О церковном календаре

Сегодня 14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие.
О церковном календаре — протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О творчестве Юлии Вознесенской

Сегодня 14 сентября. В этот день в 1940 году родилась прозаик и поэтесса Юлия Вознесенская.
О её творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов