«...Нам целый мир — чужбина; \ Отечество нам Царское Село» — эти строки Александра Сергеевича Пушкина из знаменитого стихотворения, которое называется «19-е октября». Именно в этот день в 1811-м году был открыт Императорский Царскосельский лицей — легендарное российское учебное заведение XIX-го столетия. Поэт был в первом наборе воспитанников. А вместе с ним — и многие другие, прославившие впоследствии своими делами Отечество. Воспитать людей блестяще образованных, готовых самоотверженно служить своей Родине — таков был замысел создателей Царскосельского лицея.
Инициатором его основания стал император Александр Первый. А воплотили его замысел в жизнь известные государственные и общественные деятели граф Алексей Разумовский и Михаил Сперанский. За короткий срок им удалось собрать мощный коллектив преподавателей, в который вошли такие известные и заслуженные педагоги того времени, как профессор права Александр Куницын, историк, член Императорской Академии наук Иван Кайданов и другие. Пост директора Лицея занял Василий Малиновский —публицист и просветитель. Лицеистами могли стать юноши дворянского происхождения, получившие для этого рекомендацию от какого-либо высокопоставленного лица. Отдать сыновей на обучение в Царскосельский лицей мечтали представители многих дворянских фамилий. Однако конкурс был чрезвычайно строгим. В том первом наборе из 50-ти претендентов лишь 36 мальчиков допустили до вступительных экзаменов. И только тридцать счастливчиков стали первыми воспитанниками Лицея.
Возраст лицеистов разнился. Например, Александру Пушкину к моменту поступления исполнилось уже 16 лет, а барону Модесту Корфу — всего 11. В основу философии лицейского воспитания легла идея коллективной общности — лицей должен был стать для воспитанников домом, семьёй, особым объединением единомышленников. Неудивительно, что впоследствии выпускники вынесли из его стен крепкую дружбу, которая продолжалась всю жизнь. По своему статусу в системе отечественного образования Лицей приравнивался к университету. Программа обучения была рассчитана на шесть лет. Лицеисты изучали грамматику, историю, право, математику, словесность, закон Божий, этику, изящные искусства. Дисциплина и распорядок дня были строгими: в шесть часов утра воспитанники шли на молитву. Затем завтракали. В семь утра звонил колокол, призывая учеников к занятиям. Они продолжались до 9-ти и возобновлялись после небольшого перерыва на чай. После уроков юноши отправлялись на прогулку. Потом — обед, приготовление уроков. После вечерней молитвы, ровно в 22 часа, воспитанники отходили ко сну. Жили лицеисты на полном пансионе. У каждого была своя отдельная комнатка — с железной кроватью, комодом, умывальником, стулом и зеркалом. С лёгкой руки Пушкина лицеисты называли эти свои жилища «кельями».
Первый выпуск Императорского Царскосельского лицея, который состоялся 9 июля 1817-го года, историки называют «золотым». Он подарил России не только великого поэта, но и таких верных ей сынов, как дипломат Александр Горчаков, мореплаватель и полярный исследователь Фёдор Матюшкин, поэт Антон Дельвиг. Лицей просуществовал 32 года — с 1811-го по 1843-й. Каждый год, 19-го октября, в день открытия Лицея его выпускники собирались вместе. И каждый из них, вспоминая о лицейских годах, от всего сердца вторил Пушкину: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Все выпуски программы Открываем историю
- Полки иноземного строя: история гусарства в России
- Русские в итальянском Сопротивлении
- «Метеор» — первый русский паровой корабль
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема