Снова и снова я натыкаюсь на вопрос о возможности быть хорошим без Бога. Разве для того, чтобы не совершать плохих поступков, человеку недостаточно совести, а нужен именно страх перед небесными карами?
Этот вопрос ставит, по крайней мере, три других.
Во-первых, по каким критериям мы определяем, какие поступки плохие, а какие хорошие? В книге Марка Твена «Приключения Гелькебери Финна» главный герой очень переживает, что помогает спрятаться беглому чернокожему рабу. С точки зрения общества, в котором он живет, он совершает безнравственный поступок, кражу. С точки зрения Библии он, напротив, поступает хорошо: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего» (Втор.23:15).
Кто прав в этих конфликтах между различными представлениями о хорошем и плохом? На каком основании мы будем это решать? Чисто человеческих представлений о совести и порядочности вскоре окажется недостаточно ― нам понадобится какой-то источник морального авторитета, чтобы разобраться, что правильно, а что нет.
Второй вопрос связан с тем, для чего мы не совершаем плохих поступков? В чем цель нашей жизни? Прекрасно быть хорошим соседом и порядочным гражданином, но есть ли в нашей жизни что-то большее? Евангелие ― это не только и не столько книга о том, как быть хорошим соседом; это возвещение о Вечной Жизни. Бог предназначил нам дар, ценность которого мы не в состоянии представить, нам уготована вечная радость. Мы можем навсегда обрести или навсегда утратить этот дар ― и вот чтобы обрести его, недостаточно быть просто порядочным по меркам своего общества гражданином. Надо установить определенные отношения с Подателем жизни ― а устанавливают их через покаяние и веру.
Третий вопрос связан с мотивацией христианского поведения. Почему-то неверующие нередко полагают, что главным мотивом для воздержания от зла для нас является страх перед наказанием. Впрочем, еще английский писатель Честертон обращал внимание на то, что люди часто высказывают христианству взаимоисключающие упреки. Так и здесь ― христиан, с одной стороны, упрекают в том, что они ведут себя нравственно «из-под небесной палки», с другой ― в том, что евангельское обещание прощения грехов ― любых грехов ― нравственно расслабляет и поощряет грешить.
На самом деле, страх наказания не играет определяющей роли в христианкой жизни. Господь Иисус говорит о другом: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан.14:15).
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.