Как редкие крупные драгоценные камни разбросаны по нашей уральской земле всего несколько храмов XVIII века, которые не подвергались разорению и не закрывались в годы советской власти. В этих храмах особая атмосфера. Стоя в них, очень остро чувствуешь дыхание прежних веков. Как правило, в них сохранен уклад церковной жизни, сложившийся двести с лишним лет назад и неизменившийся под воздействием исторических катаклизмов.
Один из таких храмов расположен в селе Быньги рядом с Невьянском, чуть меньше, чем в ста километрах от Екатеринбурга. Храм Николая Чудотворца.
Заложен он был в 1789 году согласно желанию и на средства владельца невьянских заводов Петра Саввича Яковлева. Глядя на этот храм абсолютно не верится, что построен он был всего за 7 лет. Освящение состоялось за три года до наступления XIX века.
Место под постройку было выбрано, можно сказать, идеальное. Храм расположен посреди села и имеет кругом большую церковную площадь. Форма его – крест с пятью главами и колокольней. Архитектура – византийский стиль, со множеством карнизов и лепных украшений над окнами, с часами на колокольне, отбивающими часы, получасы и четверти. Высота главного купола и колокольни около 57 метров. Храм хорошо виден со всех сторон села и придает ему значительность.
Помимо удивительной красоты, храм Николая Чудотворца обладает не менее удивительной прочностью, о которой нужно сказать особо. В фундаменте его под углами заложены чугунные стулья весом около 5 тонн. Все стены перевязаны железными связями. Верхние и нижние подушки окон чугунные. Оконные рамы в куполе и стропила из железа. Особенной прочностью отличается колокольня: вся внутренняя часть ее состоит из чугуна и железа. Да и крыша храма первоначально была из кованого листового железа.
В 1819 году был освящен северный придел в честь Успения Божией Матери, при этом храм был разделен на две части. Новый придел был отделен от главного сплошной стеклянной рамой и сделан теплым. Главный же храм оставался холодным и богослужения в нем совершались только летом.
В 1856 году епархиальное начальство и владельцы невьянских заводов решили сделать ремонт. В результате, была аннулирована стеклянная перегородка между центральным и северным приделами, и весь храм стал теплым. Помимо этого, уникальный полукруглый иконостас украсили резьбой и позолотили. Чуть позже и уже на деньги прихожан был устроен южный придел в честь Сретения Господня. Храм обрел свой законченный вид.
Остается только напомнить, что храм не переставал действовать с самого момента своего открытия. Всё, что вы в нем увидите – это и есть живая история нашего края. Осталось только доехать в село Быньги. Точный адрес говорить нет смысла. Храм Николая Чудотворца виден отовсюду.
29 марта. О духовном смысле Соборования
Сегодня 29 марта. Великий пост. В храмах Великим постом проводится Таинство Соборования.
О его духовном смысле, — священник Алексий Дудин.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница