Босоногое детство на холсте Иллариона Прянишникова «Ребятишки-рыбачки» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Босоногое детство на холсте Иллариона Прянишникова «Ребятишки-рыбачки»

* Поделиться

Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Илларион Прянишников написал много картин о жизни крестьянских детей, одна из них — «Ребятишки-рыбачки».

В этой работе художнику удалось передать не только живописный пейзаж и атмосферу рыбалки, но характеры босоногой детворы.

«Ребятишки-рыбачки» Илларион Прянишников, 1882г., из собрания Третьяковской галереи

— Ванечка, как хорошо, что ты частенько приходишь к нам, в Третьяковскую галерею!

— Это всё благодаря Вам, Маргарита Константиновна. Просто в какой-то момент я увлёкся живописью и теперь каждый раз здесь, в галерее, что-то новое для себя нахожу. Вот, например, смотрите, какая работа интересная — мальчишки рыбу ловят. Я на неё раньше внимания не обращал, а сегодня вдруг увидел.

— Это картина Иллариона Прянишникова «Ребятишки-рыбачки». Художник написал её в восьмидесятых годах девятнадцатого века.

— Кажется, детали не прорисованы, а изображение живое, яркое. В погожий летний денёк деревенские ребятишки ловят рыбу. Один стоит прямо в воде с удочкой, ждёт клёва. Другие заглядывают в деревянную кадку — оценивают улов, похоже. А ещё две девочки стоят немного поодаль.

— Они внимательно наблюдают за происходящим. И у каждого персонажа прослеживается свой характер. Посмотри, внимательно, что мы можем сказать о героях этого полотна?

— Вот, например, мальчуган с удочкой в руках — серьёзный и настойчивый. Мальчишка в жёлтой рубахе, что смотрит в кадку — любопытный товарищ, а девочки, что издалека смотрят — робкие, несмелые...

— Верно рассуждаешь, Ваня. Такие выводы можно сделать лишь по каким-то едва уловимым деталям. Помнишь, первое, что ты сказал, увидев картину? Что детали её не прорисованы. Конечно, ведь это эскиз, созданный художником перед написанием финального полотна, где уже чётко определена композиция и прописаны детали.

— А где же финальное полотно?

— Оно хранится в Ивановском художественном музее. И название у него такое же — «Ребятишки-рыбачки». Надо сказать, что жизнь крестьянских девчонок и мальчишек очень волновала Иллариона Прянишникова. У художника очень много работ, посвящённых детской теме.

— Да, уж, видно, что изображать детвору — это его конёк.

— А всё благодаря уникальным творческим способностям мастера — он был весьма наблюдательным и чутким к настроениям окружающих людей. И старался использовать свои наблюдения при создании героев.

— А ещё, судя по всему, он был добрым и светлым человеком.

— Ты прав, Ваня. Он прекрасно ладил с детьми, хотя своих детей они с супругой не имели. Воспитывали приёмную сироту. И вообще жизнь художника была непростой, он много трудился. Даже для того, чтобы закончить обучение в художественном училище, ему пришлось долго работать «мальчиком» (то есть, официантом) в чайной лавке.

— Целеустремлённый человек! И талантливый живописец. Смотрите, как он мастерски изобразил пейзаж, на фоне которого ребята рыбачат.

— Ты хорошо подметил, Ваня! Это ещё одна сильная сторона художника Иллариона Прянишникова. Помимо того, что он чутко примечал и изображал характеры героев, он их помещал в полноценное пейзажное пространство. Иными словами, окружающий ландшафт в его работах — не фон, а значимый художественный элемент.

— Природа на картине мне очень нравится. Сочная зеленая листва на деревьях, лужок, залитый солнцем, и вода! Прозрачная, переливающаяся всеми красками.

— И всё выглядит таким живым и радостным!

— Точно! Таким радостным, что мне захотелось присоединиться к этой босоногой детворе на картине Иллариона Прянишникова «Ребятишки-рыбачки» и вместе порыбачить.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем