— Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе!
— Прошу прощения, если помешала. Мы не знакомы. Но, знаете, в старину так было принято: на Светлой седмице — неделе после Пасхи — обращаться с пасхальным приветствием и к знакомым, и просто к прохожим.
— Что вы! Всё правильно, и я очень рад! Действительно, это замечательная традиция. Кстати, именно ей посвящено полотно, возле которого мы с вами находимся. Это картина художника Бориса Кустодиева «Пасхальный обряд. Христосование».
— Одна из моих самых любимых. Она пронизана пасхальным настроением: светом, торжеством. А ещё домашним уютом. Ведь Пасху традиционно отмечали в кругу семьи. Кустодиев изобразил хозяйку, накрывшую традиционный пасхальный стол. Здесь и высокие освящённые куличи, и творожная пасха, и целая тарелка с горкой «крашенок» — разноцветных яиц. Всё яркое, праздничное.
— Мужчина с длинной седой бородой — наверное, муж хозяйки. Ночью и утром они были в храме. А теперь настало время праздничного обеда. Но сначала — христосование. Супруги обменялись крашеными яйцами с теми же самыми словами, с которыми вы ко мне недавно обратились: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». За этим часто следовал троекратный поцелуй. Считается, что традиция пришла к нам от самих апостолов.
— У писателя Александра Куприна есть небольшая зарисовка «Московская Пасха». Мне она очень нравится. Я даже помню наизусть один фрагмент — в нём как раз идёт речь про обряд христосования.
— Прочтите, пожалуйста!
— «Непоколебим и великолепен обряд пасхального поцелуя. Вот двое осанистых степенных бородачей издали приметили друг друга. Наотмашь опускаются картузы, обнажая головы. "Христос воскресе!" — "Воистину воскресе!" Головы склоняются направо — поцелуй в левые щеки, склоняются налево — в правые, и опять в левые».
— Замечательное описание! Кустодиев запечатлел героев картины как раз в такой момент. Лицо мужчины светится трогательной, немного наивной детской улыбкой. Светлая пасхальная радость так и льётся с картины на зрителя.
— Вроде бы, незамысловатый сюжет. Но как откликается в душе! Так передать атмосферу самого главного праздника мог только настоящий мастер и человек, который сам переживал пасхальную радость.
— В своих мемуарах Борис Михайлович Кустодиев не раз вспоминал Пасху своего детства. Когда после великого и радостного ночного Богослужения на залитых утренним солнцем улицах Москвы тот тут, то там слышалось «Христос воскресе!». Дочь художника рассказывала, что в последние годы жизни, будучи уже прикованным к инвалидной коляске, Кустодиев на Пасху всегда открывал форточку — чтобы слышать пение, доносящееся из храма рядом с домом.
— Я только сейчас обратила внимание на год написания картины — 1916-й. Подумать только: Первая мировая война, умы людей будоражат революционные идеи, а Кустодиев пишет «Христосование» — картину с сюжетом из жизни патриархальной Руси!
— Более того — именно в эти годы — с 1915-го по 17-й — Борис Михайлович создал целый цикл полотен, посвящённых Празднику Праздников.
— В те непростые годы людям, наверное, было особенно необходимо кустодиевское радостное ощущение жизни, чистосердечная красота, простота.
— Да, работы Бориса Михайловича всегда пользовались большой народной любовью.
— Потому что душу не обманешь. Она в любые времена стремится к свету и радости. А полотна Бориса Кустодиева — это и есть свет и радость.
— А ещё — возможность не забывать добрые традиции. Такие, например, как христосование, которое мы видим на одноимённой картине художника.
— Что ж, спасибо вам за интересную беседу! Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе!
Картину Бориса Кустодиева «Пасхальный обряд. Христосование» можно увидеть в доме-музее Кустодиева в Астрахани.
Все выпуски программы: Краски России
Елена Антипова
«Донна Элена. Бразильянка из Санкт-Петербурга. Апостол, ниспосланный нам из русского поднебесья. Конструктор детских душ...» Такими словами бразильский журналист и писатель Отто Лара Резенде описал в середине ХХ века Елену Владимировну Антипову — педагога и специалиста по детской социальной и коррекционной психологии. Антипова первой в мире стала называть ребят с ограниченными возможностями «исключительными», а не «отсталыми». И сделала всё, чтобы в обществе изменилось отношение к таким детям.
Психологией 17-летняя Елена заинтересовалась в Париже. Девушка несколько лет жила в столице Франции, куда на лечение её привезла мать. Елена посещала занятия в Сорбоннском университете. Однажды она попала на лекцию знаменитого швейцарского психолога, доктора Эдуарда Клапареда. И вскоре стала одной из самых способных его студенток. Доктор даже предложил Елене работу в своей швейцарской клинике. Но девушке нужно было возвращаться в Россию. В 1916-м она приехала домой, и вскоре вышла замуж за писателя Виктора Ирецкого. А через год к власти пришли большевики. Многие представители творческих профессий тогда бежали за рубеж. Казалось бы — самое время и Елене вспомнить о предложении швейцарского доктора. Но ни Елена, ни её супруг не хотели покидать родную землю. Они остались в советской России. Елена стала работать психологом в исправительных детских учреждениях для беспризорников. Антипова как могла, обогревала своим душевным теплом несчастных, брошенных ребятишек, у которых семьи отобрала революция и гражданская война.
А в 1922-м трагедия пришла в семью женщины. Мужа Елены Владимировны арестовали и выслали за границу как неугодного советской власти. Куда только Елена не писала письма, прошения, жалобы! Но не смогла добиться его возвращения. Оставалось одно — ехать следом за супругом. Так началась её вынужденная эмиграция. Антиповы осели в Швейцарии, где Елена начала работать со своим давним учителем, доктором Клапаредом, в его Институте детской психологии. В 1929-м году институт посетила делегация из Бразилии. Елене предложили контракт на работу в одной из школ города Белу-Оризонти. Антипова согласилась.
Первое, что поразило её в Бразилии — огромное количество бездомных, одиноких, брошенных детей. В Петербурге, охваченном войною и революцией, это было объяснимо. Но здесь не происходило таких социальных потрясений. Елена убедила городские власти Белу-Оризонти открыть специальную школу-интернат для беспризорников, детей из неблагополучных семей, а кроме того — детей, отстающих в развитии. Учреждение заработало в 1932-м году и получило название «Институт Песталоцци» — в честь знаменитого швейцарского педагога. Для подростков с уровнем развития малолетних детей Антипова подбирала занятия, которые максимально развивали их способности. Так, например, один из её учеников, 11-летний мальчик с речевым и зрительно-мото́рным отклонением, разговаривал как 4-летний малыш. При этом он знал буквы, но не мог писать. Тогда Елена Владимировна дала ему печатную машинку. И случилось чудо — мальчик научился печатать, и так смог выражать свои мысли и постепенно повышать интеллектуальный уровень. По настоянию Антиповой, в «Институте Песталоцци» ребятам преподавали и основы христианства. Специально для этого вместе с местным священником, падре Негромонте, Елена Владимировна разработала новый учебник, написанный максимально простым языком, доступным для особенных воспитанников школы. Дети искренне любили свою учительницу. «Она открывала нам те стороны нашей души, о которых мы даже не догадывались», — признавалась бывшая ученица Антиповой, Имэне Гимараэс.
В 1974-м президент Бразилии наградил Елену Антипову медалью «За заслуги в сфере образования». В том же году, в возрасте 79-ти лет, Елена Владимировна ушла из жизни. За три дня до своей кончины она написала в дневнике: «Сегодня по православному календарю — День Преображения Господня. Призвание преображает человека. Оно даёт ему силу и моральную стойкость, возвышает дух, приближает к Господу». В настоящее время в Бразилии продолжают работать учреждения, которые когда-то основала там Елена Антипова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 ноября. О формализме иудейских законников
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О формализме иудейских законников, — игумен Лука Степанов.
14 ноября. О трудах апостола Павла
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно».
О трудах апостола Павла, — священник Родион Петриков.