
«Боги, наверное, сошли с ума», студия C.A.T. Films, режиссёр Джейми Юйс
— И вот, однажды что-то упало с неба. Ки ничего подобного в жизни не видел. Похоже на воду, но твёрже всего на свете. Он удивился: зачем боги отправили эту вещь вниз на землю?
Ки — так зовут мужчину из племени бушменов. Он и его семья обитают посреди дикой, выжженной солнцем африканской саванны. Носят одежду из звериных шкур и охотятся с луком и стрелами. Эти люди никогда не видели другой жизни и даже не представляют, что где-то есть города, дороги, супермаркеты и прочие блага цивилизации. Их жизнь счастлива и безмятежна. Но однажды над лесом, где охотился Ки, пролетела большая птица. Она не махала крыльями и громко шумела. А потом с неба на землю упал очень странный предмет... Так начинается фильм, который называется «Боги, наверное, сошли с ума». Фрагмент из него мы сейчас услышали.
Картину в жанре комедии снял южноафриканский режиссёр Джейми Уйс. Она появилась на экранах в 1980 году, а в 1984-м была отмечена национальной французской кинопремией «Сезар» как лучший фильм на иностранном языке. Лента вышла в широкий мировой прокат и стала самой кассовой в истории южноафриканского кинематографа.
По признанию Джейми Уйса, он долго не мог решить, каким образом связать несколько сюжетных линий, которые придумал для фильма. Но однажды у него в руках оказалась бутылка из-под газированного напитка и режиссёр воскликнул: «Эврика! Вот то, что лучше всего характеризует нашу так называемую цивилизацию». Да-да, именно пустая бутылка свалилась с неба на ничего не подозревающего героя картины — бушмена Ки. Её выбросил пилот спортивного самолёта, пролетая над саванной. Во вселенной Ки бутылок просто не существовало. Вот почему бушмен решил, что удивительную вещь послали на землю боги.
Оказалось, что с её помощью можно вязать верёвки, шлифовать змеиные шкуры и много чего ещё. Одно плохо — каждый в бушменской деревне захотел иметь у себя чудо-вещицу. И в племени, где прежде не знали слов «моё» и «твоё» начались ссоры и конфликты. Тогда Ки решил отправиться на край света, чтобы вернуть вещь раздора обратно богам.
Стоит заметить, что Ки и его племя ничего не знали о христианстве. В их представлениях, сродни первобытным, где-то обитали могущественные существа. Но кто они, бушмены и сами толком не представляли. Может быть, боги — это странные белокожие, светловолосые создания, которых Ки неожиданно повстречал по дороге на край земли? В африканской саванне пересекутся пути очень разных людей: учительницы из христианской миссии по имени Кейт Томпсон, зоолога Эндрю Стейна и целой банды повстанцев-мятежников. В жизни каждого из них бушмен Ки сыграет свою роль.
Скажу сразу: будет смешно. Режиссёр, по его собственному признанию, не ставил задачи, чтобы зрители хохотали над каждым кадром. Но в комичных эпизодах действительно смеёшься от души, и этот смех — светлый. Юмор и ирония в картине мягкие и добрые. Присутствует и романтическая сюжетная линия. А порой за героев приходится всерьёз переживать. Например, за беднягу Ки, который по пути на край света проголодался и подстрелил чью-то козу. Ки понятия не имел, что животные могут кому-то принадлежать. Бушмена поймали и посадили в тюрьму. Зоолог Эндрю Стейн и его коллега в одном из эпизодов обсуждают это событие.
— Ему вынесли смертный приговор.
— За убийство козы?!
— Нет. Три месяца тюрьмы для него одно и то же, он умрёт там, это точно.
Удастся ли узнику выбраться и что будет дальше — узнаем, посмотрев добрую и оригинальную комедию Джейми Уйса «Боги, наверное, сошли с ума». А я бы хотел сказать несколько слов об актёре, потрясающе исполнившем в картине роль Ки. Им стал самый настоящий бушмен по имени Нкъхау. Режиссёр познакомился с ним во время экспедиции в африканскую саванну. «Нкъхау просто оставался таким, какой есть и гениально справился с задачей», — говорит Джейми Уйс. В одном из интервью режиссёр признавался, что не собирался вкладывать в свою картину какой-то манифест или послание. Но когда посмотрел окончательный монтаж, то сам удивился: получилось так, что фильм в какой-то степени интерпретирует события, произошедшие в Эдемском саду. «Он о том, как важно сохранить в себе хотя бы частичку того изначального чистого состоянии души, какой она была, когда её вдохнул в нас Бог», — говорит режиссёр.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема