
«Боги, наверное, сошли с ума», студия C.A.T. Films, режиссёр Джейми Юйс
— И вот, однажды что-то упало с неба. Ки ничего подобного в жизни не видел. Похоже на воду, но твёрже всего на свете. Он удивился: зачем боги отправили эту вещь вниз на землю?
Ки — так зовут мужчину из племени бушменов. Он и его семья обитают посреди дикой, выжженной солнцем африканской саванны. Носят одежду из звериных шкур и охотятся с луком и стрелами. Эти люди никогда не видели другой жизни и даже не представляют, что где-то есть города, дороги, супермаркеты и прочие блага цивилизации. Их жизнь счастлива и безмятежна. Но однажды над лесом, где охотился Ки, пролетела большая птица. Она не махала крыльями и громко шумела. А потом с неба на землю упал очень странный предмет... Так начинается фильм, который называется «Боги, наверное, сошли с ума». Фрагмент из него мы сейчас услышали.
Картину в жанре комедии снял южноафриканский режиссёр Джейми Уйс. Она появилась на экранах в 1980 году, а в 1984-м была отмечена национальной французской кинопремией «Сезар» как лучший фильм на иностранном языке. Лента вышла в широкий мировой прокат и стала самой кассовой в истории южноафриканского кинематографа.
По признанию Джейми Уйса, он долго не мог решить, каким образом связать несколько сюжетных линий, которые придумал для фильма. Но однажды у него в руках оказалась бутылка из-под газированного напитка и режиссёр воскликнул: «Эврика! Вот то, что лучше всего характеризует нашу так называемую цивилизацию». Да-да, именно пустая бутылка свалилась с неба на ничего не подозревающего героя картины — бушмена Ки. Её выбросил пилот спортивного самолёта, пролетая над саванной. Во вселенной Ки бутылок просто не существовало. Вот почему бушмен решил, что удивительную вещь послали на землю боги.
Оказалось, что с её помощью можно вязать верёвки, шлифовать змеиные шкуры и много чего ещё. Одно плохо — каждый в бушменской деревне захотел иметь у себя чудо-вещицу. И в племени, где прежде не знали слов «моё» и «твоё» начались ссоры и конфликты. Тогда Ки решил отправиться на край света, чтобы вернуть вещь раздора обратно богам.
Стоит заметить, что Ки и его племя ничего не знали о христианстве. В их представлениях, сродни первобытным, где-то обитали могущественные существа. Но кто они, бушмены и сами толком не представляли. Может быть, боги — это странные белокожие, светловолосые создания, которых Ки неожиданно повстречал по дороге на край земли? В африканской саванне пересекутся пути очень разных людей: учительницы из христианской миссии по имени Кейт Томпсон, зоолога Эндрю Стейна и целой банды повстанцев-мятежников. В жизни каждого из них бушмен Ки сыграет свою роль.
Скажу сразу: будет смешно. Режиссёр, по его собственному признанию, не ставил задачи, чтобы зрители хохотали над каждым кадром. Но в комичных эпизодах действительно смеёшься от души, и этот смех — светлый. Юмор и ирония в картине мягкие и добрые. Присутствует и романтическая сюжетная линия. А порой за героев приходится всерьёз переживать. Например, за беднягу Ки, который по пути на край света проголодался и подстрелил чью-то козу. Ки понятия не имел, что животные могут кому-то принадлежать. Бушмена поймали и посадили в тюрьму. Зоолог Эндрю Стейн и его коллега в одном из эпизодов обсуждают это событие.
— Ему вынесли смертный приговор.
— За убийство козы?!
— Нет. Три месяца тюрьмы для него одно и то же, он умрёт там, это точно.
Удастся ли узнику выбраться и что будет дальше — узнаем, посмотрев добрую и оригинальную комедию Джейми Уйса «Боги, наверное, сошли с ума». А я бы хотел сказать несколько слов об актёре, потрясающе исполнившем в картине роль Ки. Им стал самый настоящий бушмен по имени Нкъхау. Режиссёр познакомился с ним во время экспедиции в африканскую саванну. «Нкъхау просто оставался таким, какой есть и гениально справился с задачей», — говорит Джейми Уйс. В одном из интервью режиссёр признавался, что не собирался вкладывать в свою картину какой-то манифест или послание. Но когда посмотрел окончательный монтаж, то сам удивился: получилось так, что фильм в какой-то степени интерпретирует события, произошедшие в Эдемском саду. «Он о том, как важно сохранить в себе хотя бы частичку того изначального чистого состоянии души, какой она была, когда её вдохнул в нас Бог», — говорит режиссёр.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица