
Сергей Комаров
Еду как-то в метро. Рядом — пьяный. Рослый дядька. Явно ищет, к кому прицепиться. То попытался пошутить с девушкой, то прокомментировал рекламный плакат на стенке вагона. Неспокойный товарищ.
Все молчат. Пьяных у нас боятся. От русского пьяного всякого можно ждать. И я молчу. Читаю Библию с телефона.
Мне с детства мама говорила, что ко мне прилипают какие-то нестандартные ситуации. Вот и сейчас — читаю, краем глаза наблюдаю за пьяным, и понимаю — она начинает прилипать, такая ситуация.
Сначала выпивоха просто посматривал на меня. Потом явно заинтересовался. Подошел поближе — со спины. Справа, через плечо стал заглядывать в мой телефон. Делаю вид, что не замечаю. Листаю страницы, уже не воспринимая текст.
Сзади вдох, затем меня всего обдает перегаром. Звучит балагуристый голос: «Так что, верующий, значит?» — Началось, думаю я.
— Ну, верующий. А что?
— А то, что слабенько ты веруешь.
Вот такого не ожидал. Оборачиваюсь, смотрю на него. Что значит «слабенько верую»? Увидев мое замешательство, верзила удовлетворительно крякнул.
— Ты голову свою видел?
— А что с ней не так?
— Да то, что ты наполовину лысый — вот что. Молодой парень, а лысина, как у Ленина.
Люди вокруг заулыбались. Я в ступоре. Что он от меня хочет? А тот смеется, торжествует.
— Посмотри, — говорит, — на мою голову.
Смотрю. Густые, кучерявые копны. Ну, и что?
— А теперь сюда глянь.
Вытаскивает из-за пазухи какую-то фотографию. На карточке — он, только полностью лысый. Пафосно произносит:
— Лысину видишь? Каким я был?
— Ну, вижу.
— Откуда волосы, знаешь?
Снова лезет за пазуху и победоносно извлекает потертый... молитвослов! Помахивая книжкой перед моим лицом, рассказывает:
— У меня волос ни осталось — ни одного! А я не хотел лысым быть. Я Бога просил, чтобы Он дал чудо. И — веришь — как начали расти! И выросли снова! Все волосы! И еще гуще выросли. А все почему? Потому, что у меня вера сильная. Я если молюсь, то молюсь крепко. А у тебя вера слабенькая, и молишься ты слабенько, как салага — потому и лысый. Понял?
Люди хохочут. Мне немножко неудобно, но все же и я смеюсь. Выхожу из вагона. Настроение веселое. Ум начинает собирать какие-то библейские пазлы на тему «волосы»: Самсон и его космы, обет назорейства, запрещающий стричься; толстая коса Авессалома, причина его гибели; обет апостола Павла в Кенхреях, сопровождающийся острижением волос. Что-то в этом есть.
Но не в волосах дело, конечно. А в том, что этого пьянчугу Господь, образно говоря, за волосы тянет в Царство Небесное. Может, и дотянет, кто знает? Достоевский рассказывал, как ангелы из ада женщину тянули за луковку, которой она в нищего швырнула. А тут Сам Господь, если можно так сказать, за волосы человека в Царство Небесное потянул.
Каждого из нас Христос пытается привлечь к Себе, старается найти в нас то, за что Он может зацепиться. И если человек ничего другого не может Богу сказать, кроме: «Господи, верни мне волосы» — Господь не обидится. Ради того, чтобы человек к Богу обращался, Господь и на такие просьбы способен откликнуться. На тебе волосы — только молитвослов купи и в храм приди. А там, глядишь, и до исповеди с причастием недалеко.
Еще долго после случая, когда я видел какую-либо лысую мужскую голову, мне вспоминался нетрезвый голос: «Молишься ты слабенько, потому и лысый. Поэтому и говорю я, что ты плохо веруешь. Понял?» И всякий раз, улыбнувшись, я отвечаю про себя: «Понял». И благодарю Бога за прекрасный жизненный урок.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер