
Ирина Собыленская
Комфорт, расслабление, отдых — то, о чем мечтают многие современные люди. Я тоже люблю читать советы, как сэкономить время на уборке, готовке, кому перепоручить несложную рабочую рутину, чтобы освободить несколько часов.
Существует много вещей, которые сегодня помогают сделать жизнь человека комфортнее, вольготнее, не переживать о бытовых заботах. Воспользовавшись доставкой еды, поручив уборку роботу-пылесосу, можно получить больше свободного времени. Это не плохо само по себе, другой вопрос — как этим временем распорядиться?
Часто рука сама тянется к пульту телевизора, телефону с приложениями соцсетей — трудно сопротивляться вещам, которые предлагает нам виртуальный мир.
Нет-нет, да проскальзывает мысль, что я сижу в кресле, пока ум и сердце находятся совершенно в другом месте, по ту сторону экрана, где происходит более интересное действие. Но как же трудно отказаться от такого досуга! Как ни крути, а телевизор и соцсети учат нас пассивности, отнимают желание действовать и принимать решения, усыпляют мозг красивыми, быстро меняющимися картинками.
Такое расслабление очень похоже на пограничное состояние между сном и реальностью, на сладкое забытье, от которого предостерегал нас Господь. Помните евангельскую притчу о десяти девах: лампады, масло, сон, ожидание Жениха? Расслабленность в ней предстает как препятствие в духовной жизни — заснув, можно растерять то, что приобрел и чему научился ранее, а также пропустить что-то очень важное, судьбоносное — например, встречу с Богом.
Притча заканчивается повелением Христа. Сказано: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».
И ведь это не только напоминание о том, что наша жизнь может прерваться в любой момент. Бодрствование, о котором говорит Христос — это противоположность мирской расслабленности, которая овладела современными людьми, христианами в том числе. Господь наставляет, чтобы мы не спали духовно, не были беспечны, чтобы были внимательны к своей духовной жизни, помнили, что взор христианина должен быть больше обращен вовнутрь, а не во вне. Как в пост, так и вне поста.
Потому так важно отслеживать, оставляем ли мы в своей жизни место для общения с Богом, для молитвы, чтения духовной литературы, участия в богослужениях. Или мы ищем, как освободить часы, а после забываемся перед экраном?
То, как мы проводим время, на что тратим драгоценные минуты жизни, рано или поздно принесет свои плоды. Постараемся сделать так, чтобы наши плоды были добрыми и обильными.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема