
Ирина Собыленская
Комфорт, расслабление, отдых — то, о чем мечтают многие современные люди. Я тоже люблю читать советы, как сэкономить время на уборке, готовке, кому перепоручить несложную рабочую рутину, чтобы освободить несколько часов.
Существует много вещей, которые сегодня помогают сделать жизнь человека комфортнее, вольготнее, не переживать о бытовых заботах. Воспользовавшись доставкой еды, поручив уборку роботу-пылесосу, можно получить больше свободного времени. Это не плохо само по себе, другой вопрос — как этим временем распорядиться?
Часто рука сама тянется к пульту телевизора, телефону с приложениями соцсетей — трудно сопротивляться вещам, которые предлагает нам виртуальный мир.
Нет-нет, да проскальзывает мысль, что я сижу в кресле, пока ум и сердце находятся совершенно в другом месте, по ту сторону экрана, где происходит более интересное действие. Но как же трудно отказаться от такого досуга! Как ни крути, а телевизор и соцсети учат нас пассивности, отнимают желание действовать и принимать решения, усыпляют мозг красивыми, быстро меняющимися картинками.
Такое расслабление очень похоже на пограничное состояние между сном и реальностью, на сладкое забытье, от которого предостерегал нас Господь. Помните евангельскую притчу о десяти девах: лампады, масло, сон, ожидание Жениха? Расслабленность в ней предстает как препятствие в духовной жизни — заснув, можно растерять то, что приобрел и чему научился ранее, а также пропустить что-то очень важное, судьбоносное — например, встречу с Богом.
Притча заканчивается повелением Христа. Сказано: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».
И ведь это не только напоминание о том, что наша жизнь может прерваться в любой момент. Бодрствование, о котором говорит Христос — это противоположность мирской расслабленности, которая овладела современными людьми, христианами в том числе. Господь наставляет, чтобы мы не спали духовно, не были беспечны, чтобы были внимательны к своей духовной жизни, помнили, что взор христианина должен быть больше обращен вовнутрь, а не во вне. Как в пост, так и вне поста.
Потому так важно отслеживать, оставляем ли мы в своей жизни место для общения с Богом, для молитвы, чтения духовной литературы, участия в богослужениях. Или мы ищем, как освободить часы, а после забываемся перед экраном?
То, как мы проводим время, на что тратим драгоценные минуты жизни, рано или поздно принесет свои плоды. Постараемся сделать так, чтобы наши плоды были добрыми и обильными.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица