
Жили в одном селе муж и жена, самые бедные в селе. Прожили они почти всю жизнь, и не было у них ни сына, ни дочки. Но уже под старость лет женщина родила ребёнка — прекрасного, здорового мальчика.
Прошёл день, другой, и стал думать бедняк, кого бы ему позвать, чтобы дать имя ребёнку. Кого ни зовёт, никто не хочет быть его сыну названным отцом или матерью.
Сидит как-то вечером крестьянин на завалинке, тяжело вздыхает, вдруг видит — входит во двор женщина в чёрном платье с косой на плече.
— Слышала я о твоей беде, что никто не хочет идти к твоему сыну в названные матери и дать ему имя. «Вот я и пришла к тебе», —говорит незнакомка.
— А ты кто такая?
— Я — Смерть.
Испугался старик: с такой гостьей спорить не будешь, да ведь и сына жалко отдавать. Подумал он и говорит:
— А какой у тебя есть подарок? Названной матери положено что-то подарить ребёнку, чтобы он рос и мужал.
— Я дарую ему вечный покой, —отвечает непрошенная гостья.
— Такой подарок нам не подходит, — замахал руками старик. – Я найду для сына другую названную мать.
Ушла со двора Смерть, а старик остался сидеть на завалинке и смотреть, как луна поднимается на небо.
Вдруг спустилась Луна с высоты, посеребрила дом, двор, дорожку перед домом и говорит:
— Может, меня возьмёшь, хозяин, в названые матери для твоего сына? Я одарю его красотой и богатством. Видишь, сколько у меня серебра?
Посмотрел человек на Луну, покачал головой и ответил:
— Твоё богатство ночь съедает, а красоту солнце расплавляет.
Вернулась Луна на небо и пошла своей дорогой.
До самого рассвета сидел бедняк, пригорюнившись, на завалинке.
Утром поднялось Солнце на небо, огляделось вокруг. Увидело солнце росу на листьях и траве, а ещё слёзы в глазах одного несчастного человека.
Скатилось Солнце с неба, подкатилось к дому бедняка и спрашивает:
— Отчего ты плачешь?
— Как же мне не плакать, — говорит старик. — Если я никак не могу названую мать для сына найти, чтобы она дала ему имя и одарила чем-нибудь на счастье.
— Не желаешь ли меня позвать? «Я одарю твоего сына всей красотой мира и радостью жизни», — говорит Солнце.
— Вот это – бесценный подарок! — обрадовался старик. — Я согласен.
Подошло Солнце к колыбели ребёнка, провело пучком лучей по его лицу, пробудило ото сна, и говорит:
— Я назову мальчика Фэт-Фрумос, что значит «прекрасный витязь», он будет вам опорой на старости лет. Пусть ваш сын радуется каждому новому дню жизни, как это делаю я – и он проживёт счастливую жизнь.
(по мотивам молдавской народной сказки)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер