Пока мои молодые родители строили свою жизнь, меняли работы, строили карьеры, я мирно росла в небольшом городе Подмосковья под крылом очень любящих дедушки и бабушки. Дедушка ушел в иной мир довольно рано, а бабушка до самого конца школы была моим самым близким человеком, помощником в домашних школьных заданиях, самым сокровенным собеседником не только для меня, но и для всех моих друзей, которые у нас гостили. Хранителем моего детства. А потом школа закончилась, и началась университетская бурная московская жизнь. Я стала редко бывать дома. Приезжала поздно, уезжала рано, ночевала у друзей, путешествовала. Как это оказалось ново и по-взрослому: ходить на лекции, читать в библиотеках книги, находить ошеломляющих новых друзей, праздновать окончание сессий и новые годы, пить кофе с булочками в московских кофейнях, спорить у ног памятника Ломоносову или даже изредка в доме журналиста!
Один новый год оказался для меня очень памятным. Я открыла для себя очень интересную, необычную компанию однокурсников, с которыми раньше пересекалась только на лекциях и семинарах. Они собирались у одного парня в его квартире в центре, но не просто, а как-то очень изобретательно: устраивали тематические вечеринки, приглашали музыкантов, поэтов, пели, читали стихи. Яркие, остроумные, модные. Под новый год, тридцатого декабря, пригласили старенького баяниста. Пели старые советские песни. Засиделись допоздна. Мне далеко и поздно было возвращаться, поэтому мне постелили в одной из комнат и решили, что я остаюсь праздновать новый год с ними. От радости обретения новой компании и предчувствия праздника я долго не могла заснуть. Ну надо же, как повезло!
А утром тридцать первого я проснулась и почуяла неладное. Голова раскалывалась, я дотронулась до лба – он горел. Градусника в доме я не нашла, будить ребят было неудобно, на такси денег не было, и я дала себе как говорят установку: добраться до дома. Не упасть по дороге, бережно донести себя больную – сначала до метро, потом до электрички, потом до нашей с бабушкой квартиры. Бабушка ахнула, когда увидела на градуснике 39 и даже больше. Сходила за аспирином и лимонами, заварила чай. К полудню телефон стал звонить: мои новые друзья проснулись и уговаривали меня вернуться, обещали заехать на машине, отвезти меня к ним. Я почти не могла оторвать голову от подушки и перестала отвечать на их настойчивые звонки. Весь день накануне нового года прошел в жарком тумане, к ночи стало немного проясняться. Бабушка вошла в комнату с пакетом томатного сока. «Ну как ты, милая? Отметим со страной?» - бабушка улыбалась, мы традиционно включили телевизор с речью президента и боем курантов. После двенадцатого удара мы чокнулись бокалами с томатным соком, от души обнялись и разошлись спать. Утром я проснулась, как ни странно в голове было кристально ясно, в окно светило солнышко нового года, бабушка что-то жарила на кухне. Я чувствовала себя как в детстве, очень-очень дома. Очень по-родному. А в мою проясневшую голову ворвалась неожиданная пронзительная мысль.
Ни одного слова за множество новых годов без меня не обронила моя бабушка, оставаясь дома одна, ни слова упрека, ни просьбы остаться. Да не только новогодних праздников: возвращаясь поздно вечером из своей «новой взрослой» жизни, заходя в наш маленький двор, я видела бабушку: она стояла на балконе или у кухонного окна и вглядывалась в темноту. (Да, мобильных телефонов не было, и следить за моими перемещениями бабушка не могла). Вижу до сих пор свой балкон, на нем мою Ба, вглядывающуюся в темный двор в ожидании меня, и в ее ногах – квадратик, который вырезал в балконе дедушка, чтобы наш песик Винька мог тоже высунуть свою белую лохматую голову. Бабушка в ожидании. Бабушка на страже. Бабушка хранительница. Много лет спустя, уходя в лучшую, вечную жизнь, моя Ба как оказалось – захватила с собой большую часть моего детства: тот покой, который всегда воцарялся в душе в ее присутствии. Знания о том, болела ли я краснухой или это была аллергия на антибиотики. И многиe другие знания - обо мне, о детстве моего папы, о дедушке, о наших предках. Ощущение дома, как если бы бабушка везде носила на себе мой дом, как улиточка, и в этом нашем с ней доме всегда было по-детски весело, ладно, уютно…
В тот новый год Господь на одну праздничную ночь остановил мой стремительный полет, чтобы я с бокалом томатного сока в руке осознала, как драгоценно: просто обнять свою старую любимую бабушку.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 96. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Избавиться от языческих представлений о Боге довольно непросто, а потому отголоски таких представлений мы можем найти и в Священном Писании. К примеру, в 96-м псалме, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Конечно, в только что прозвучавшем псалме нет того, с чем мы не могли бы согласиться, он абсолютно корректен со всех точек зрения, в том числе и с богословской. Однако вместе с этим мы услышали, что псалом говорит о Боге как о Том, перед Кем «идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его». Услышали мы про «облако и мрак окрест Его», а также про то, что «молнии Его освещают вселенную», земля же «видит и трепещет». Одним словом, картина весьма устрашающая, и христиане не могут воспринимать её буквально, ведь мы верим, что полнота Божества была явлена в Лице Господа нашего Иисуса Христа, а Он не был окружён ни огнём, ни облаками, ни мраком, и трепет ужаса Он тоже ни у кого не вызывал. Впрочем, про Него тоже было сказано в услышанном нами сегодня псалме: «Правда и суд — основание престола Его». И эти слова, конечно же, не нуждаются в каком-то особом способе понимания, их буквальный смысл совпадает с реальным положением дел.
Но вот что любопытно: нам зачастую хочется видеть Единого Истинного Бога подобным языческим фантазиям о божестве, то есть как некое грозное существо, окружённое устрашающими и в высшей степени убедительными спецэффектами. Если автор 96-го псалма царь Давид уподобил Бога устрашающему существу лишь для того, чтобы подчеркнуть истинное положение дел — псалмопевец не случайно сделал акцент на правде, или, иначе, на праведности, — то к нам возникает масса вопросов. Ведь если мы действительно мечтаем о грозном и убедительном в проявлениях своей силы Боге, то мы и вовсе не знаем Христа, или, что ещё хуже, мы отказываемся Его принять.
Здесь есть над чем поразмышлять, и, как ни странно, по пути размышления нас готов провести всё тот же 96-й псалом. В нём мы услышали, что любовь к Богу противоположна устремлению ко злу: «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10). Почему так? Потому что любовь означает стремление к единству с объектом любви, и если мы любим Бога, то мы станем стремиться к единству с Ним, а таковое единство возможно только через уподобление Богу в Его главном свойстве — в любви. Любовь — и это очевидно любому человеку — никогда никого не пугает, она милует, исцеляет, поддерживает, она делает то, что делал Господь наш и Спаситель Иисус Христос в годы Своего земного служения, любовь — это то, что продолжает Он проявлять и сегодня, к тому же самому Господь призывает и нас, в том числе и голосом Своего далёкого предка царя, пророка и псалмопевца Давида.
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Кол., 260 зач., IV, 2-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Хотя у каждого из нас своя профессия, традиционный подход к жизни предполагает, что взрослый человек должен более-менее неплохо разбираться в бытовых вопросах. Но насколько это касается вопросов веры и христианской жизни? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из четвёртой главы послания апостола Павла к Коллосянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 Которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
В нашей семье есть фраза, которую мы с моим отцом регулярно повторяем друг другу: каждый должен заниматься своим делом. Обычно она звучит в адрес того, кто, желая проявить бытовые навыки, переоценивает свои силы и тратит полдня на то, что профессионал мог бы сделать за пару десятков минут. С большинством простых задач, которые должен решать каждый взрослый мужчина, мы обычно справляемся, но порой всё оказывается сложнее. Тут-то мы и говорим один другому о важности специализаций и необходимости обращаться к знатокам своего дела. Примечательно, что нечто подобное можно услышать и в религиозной жизни. Ведь если мы спросим: каким религиозным навыком должен обладать любой верующий, окажется, что для большинства — это навык чтения молитв и посещение храма. Причём в последнем случае тоже имеется в виду навык молитвы, только не частной, а общей, совместной с хором. Порой даже навык поста воспринимается людьми как обязательный лишь для религиозных профессионалов. И уж тем более как профессиональный воспринимается навык ведения богословской дискуссии.
В сегодняшнем отрывке из послания к Коллосянам апостол Павел как будто бы говорит о том же самом, призывая братьев и сестёр быть постоянными в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Однако примечательно, что он просит молитв о себе самом и своём деле. Он проповедник и апостол, и может показаться, что сила его молитвы несравнимо выше, чем у обычных рядовых христиан из маленькой коллоской общины. Но Павел рассуждает совершенно не так. Все мы братья и сёстры в Господе и среди нас нет тех, чьей молитвой можно было бы пренебречь. Апостол обращается к ним из тюремного заключения и надеется, что Бог даст ему возможность благовествовать Тайну Христову так, как должно. При этом он совершенно не имеет в виду, что дело проповеди — это только его обязанность как апостола. Просто проповедь может быть разной, как общественной, так и личной. К этой последней он призывает всех верующих. Он говорит: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Этим «как отвечать» апостол подчёркивает, что для него важно не только содержание, но и форма общения, которую избирают ученики. Их слово должно быть с благодатью, то есть должно быть открытым, добрым, уместным и вызывающим расположение. Но при этом оно же не должно быть угождающим во всём, но должно быть приправлено солью, то есть быть интересным, осмысленным, вызывающим дальнейшие размышления. Ведь соль, как известно, придаёт вкус и спасает от разложения.
И это значит, что всякий христианин, а не только тот, кто занимается богословием, призван быть приятным и интересным собеседником. Не тем, кто бесконечно пересказывает сплетни и говорит о чужих недостатках, но тем, кто сохраняет души собеседников от духовной деградации, призывая их жить со смыслом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помочь приюту для взрослых людей с инвалидностью в Омске

Ксении 45 лет, но по уровню психического и умственного развития она как 5-летний ребёнок: всё свободное время рисует, играет в куклы и качается на качелях. Всю жизнь за ней ухаживала мама. А несколько лет назад её не стало, и у Ксюши был только один путь — в интернат. Но через добрых людей про неё узнал священник Антоний Хмелёв, руководитель приюта для особенных взрослых, расположенного в микрорайоне Крутая Горка в городе Омске. Так Ксюша оказалась в «Доме, который очень нужен».
Помимо неё в этом приюте живут ещё 13 взрослых людей с инвалидностью, например, Арсений. Из всех подопечных он — самый улыбчивый и общительный, душа компании. Сеня никогда не видел родителей, он вырос в детском доме. Там познакомился и подружился с отцом Антонием, и когда ему исполнилось 18, переехал в «Дом, который очень нужен».
Это место стало для Сени, Ксюши и других особенных людей — родным. Здесь они учатся жить самостоятельно — наводят порядок, готовят, трудятся в огороде, а в свободное время — читают, занимаются спортом, творчеством и путешествуют в сопровождении волонтёров. Некоторые из подопечных помогают в храме, где служит священник Антоний Хмелёв. А ещё приобщаются к добрым делам прихода.
В «Доме, который очень нужен» взрослые люди с ментальными и физическими нарушениями обретают возможность развиваться, общаться, радоваться, чувствовать себя полезными и нужными. Поддержите работу приюта, сделать это можно на сайте православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







