
Пока мои молодые родители строили свою жизнь, меняли работы, строили карьеры, я мирно росла в небольшом городе Подмосковья под крылом очень любящих дедушки и бабушки. Дедушка ушел в иной мир довольно рано, а бабушка до самого конца школы была моим самым близким человеком, помощником в домашних школьных заданиях, самым сокровенным собеседником не только для меня, но и для всех моих друзей, которые у нас гостили. Хранителем моего детства. А потом школа закончилась, и началась университетская бурная московская жизнь. Я стала редко бывать дома. Приезжала поздно, уезжала рано, ночевала у друзей, путешествовала. Как это оказалось ново и по-взрослому: ходить на лекции, читать в библиотеках книги, находить ошеломляющих новых друзей, праздновать окончание сессий и новые годы, пить кофе с булочками в московских кофейнях, спорить у ног памятника Ломоносову или даже изредка в доме журналиста!
Один новый год оказался для меня очень памятным. Я открыла для себя очень интересную, необычную компанию однокурсников, с которыми раньше пересекалась только на лекциях и семинарах. Они собирались у одного парня в его квартире в центре, но не просто, а как-то очень изобретательно: устраивали тематические вечеринки, приглашали музыкантов, поэтов, пели, читали стихи. Яркие, остроумные, модные. Под новый год, тридцатого декабря, пригласили старенького баяниста. Пели старые советские песни. Засиделись допоздна. Мне далеко и поздно было возвращаться, поэтому мне постелили в одной из комнат и решили, что я остаюсь праздновать новый год с ними. От радости обретения новой компании и предчувствия праздника я долго не могла заснуть. Ну надо же, как повезло!
А утром тридцать первого я проснулась и почуяла неладное. Голова раскалывалась, я дотронулась до лба – он горел. Градусника в доме я не нашла, будить ребят было неудобно, на такси денег не было, и я дала себе как говорят установку: добраться до дома. Не упасть по дороге, бережно донести себя больную – сначала до метро, потом до электрички, потом до нашей с бабушкой квартиры. Бабушка ахнула, когда увидела на градуснике 39 и даже больше. Сходила за аспирином и лимонами, заварила чай. К полудню телефон стал звонить: мои новые друзья проснулись и уговаривали меня вернуться, обещали заехать на машине, отвезти меня к ним. Я почти не могла оторвать голову от подушки и перестала отвечать на их настойчивые звонки. Весь день накануне нового года прошел в жарком тумане, к ночи стало немного проясняться. Бабушка вошла в комнату с пакетом томатного сока. «Ну как ты, милая? Отметим со страной?» - бабушка улыбалась, мы традиционно включили телевизор с речью президента и боем курантов. После двенадцатого удара мы чокнулись бокалами с томатным соком, от души обнялись и разошлись спать. Утром я проснулась, как ни странно в голове было кристально ясно, в окно светило солнышко нового года, бабушка что-то жарила на кухне. Я чувствовала себя как в детстве, очень-очень дома. Очень по-родному. А в мою проясневшую голову ворвалась неожиданная пронзительная мысль.
Ни одного слова за множество новых годов без меня не обронила моя бабушка, оставаясь дома одна, ни слова упрека, ни просьбы остаться. Да не только новогодних праздников: возвращаясь поздно вечером из своей «новой взрослой» жизни, заходя в наш маленький двор, я видела бабушку: она стояла на балконе или у кухонного окна и вглядывалась в темноту. (Да, мобильных телефонов не было, и следить за моими перемещениями бабушка не могла). Вижу до сих пор свой балкон, на нем мою Ба, вглядывающуюся в темный двор в ожидании меня, и в ее ногах – квадратик, который вырезал в балконе дедушка, чтобы наш песик Винька мог тоже высунуть свою белую лохматую голову. Бабушка в ожидании. Бабушка на страже. Бабушка хранительница. Много лет спустя, уходя в лучшую, вечную жизнь, моя Ба как оказалось – захватила с собой большую часть моего детства: тот покой, который всегда воцарялся в душе в ее присутствии. Знания о том, болела ли я краснухой или это была аллергия на антибиотики. И многиe другие знания - обо мне, о детстве моего папы, о дедушке, о наших предках. Ощущение дома, как если бы бабушка везде носила на себе мой дом, как улиточка, и в этом нашем с ней доме всегда было по-детски весело, ладно, уютно…
В тот новый год Господь на одну праздничную ночь остановил мой стремительный полет, чтобы я с бокалом томатного сока в руке осознала, как драгоценно: просто обнять свою старую любимую бабушку.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело