Осенний день выдался пасмурным. Из-за дождя в казанском Детском доме № 1 отменили прогулку. Ребята стояли возле окон и смотрели, как лопаются в лужах пузырьки от дождевых капель. Вдруг во дворе детдома появилась странная процессия. Мужчина в телогрейке и резиновых сапогах вёл под уздцы маленькую лошадку, которая тянула за собой длинную и явно тяжёлую телегу, доверху чем-то нагруженную. Скучавшие без прогулки дети, увидев мужчину с лошадью, тут же затеял игру – стали угадывать, что же везёт в своей телеге этот смешной дяденька. -Уголь! -Дрова! -Бельё из прачечной! - наперебой выкрикивали ребята. Но ни один из них не угадал, да и вряд ли кто-то из воспитанников обычного советского детского дома вообще мог себе такое представить: телега, которую мужчина в телогрейке привёз к ним во двор, была полна… фруктов! Яблоки, груши, а главное – апельсины! В восьмидесятые годы они были настоящей экзотикой, которую люди могли позволить себе только по большим праздникам. А детдомовцы их и вовсе не видели. И, тем не менее, «фруктовую» телегу мужчина привёз именно для них. Звали щедрого чудака Асгат Галимзянович Галимзянов. Он был простым грузчиком на одном из рынков Казани.
Надо ли говорить, какое ликование вызвал подарок Асгата Галимзяновича у ребят! Они весело прыгали вокруг горы фруктов, выгруженной прямо посреди вестибюля на глазах у онемевших от удивления воспитателей. В другой раз та же телега приехала в детдом, нагруженная… детскими шубками! «Зима скоро, надо утепляться», - объяснял Асгат. С тех пор, едва завидев в воротах знакомую фигуру с лошадью, ребята со всех ног выбегали навстречу. Они знали: дядя Асгат везёт им подарки, а потом обязательно покатает всех по очереди на своей чудесной телеге.
Руководство детдома недоумевало: делать такие дорогостоящие подарки мог только очень обеспеченный человек. Асгат Галимзянов на богача похож не был: на его старенькой, потёртой телогрейке постоянно прибавлялись новые заплаты. Да и сколько мог зарабатывать грузчик? Но у Асгата был один секрет…
Устроившись работать на рынок, он каждый вечер отвозил в мусорные баки отходы – испорченные овощи и фрукты. «Эх, сколько поросят можно было бы на этих отходах выкормить!» - думал предприимчивый Асгат. И однажды решил устроить прямо у себя в доме в самом центре Казани импровизированное подсобное хозяйство.
Дело пошло. Поросята росли быстро, уже через несколько месяцев Асгат сдавал их государству и получал неплохие деньги. Он и его семья привыкли довольствоваться малым, поэтому от заработанного тратилась лишь небольшая часть. Остальные деньги Асгат складывал под кроватью в большом эмалированном тазу. Вскоре места в нём стало не хватать…
И тогда Асгат вспомнил слова своего отца: «Если есть у тебя возможность помочь, не раздумывай. Появился лишний рубль — отдай старухе или ребёнку. Сам, покуда здоров, ещё заработаешь». Так Асгат Галимзянов полностью посвятил свою жизнь помощи ближним.
Это может показаться невероятным, но через несколько лет на доходы со своего животноводческого предприятия Асгат смог обеспечить собственным автотранспортом едва ли не все детские дома Татарстана! Он копил деньги, приобретал и дарил детям автобусы отечественного производства! А сам продолжал ездить на старенькой, видавшей виды деревянной телеге и жить в деревянном бараке неподалёку от рынка…
Он перечислял немалые средства в помощь жертвам Чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении, семьям погибших подводников с подлодки «Курск» – всех его добрых дел, пожалуй, и не перечислить. «Я живу, чтобы делать добро», - говорил Асгат Галимзянов, «дедушка с телегой», как называли его жители Казани. Таким – ведущим под уздцы свою лошадь и везущего на телеге ватагу радостных ребятишек – его и увековечили в бронзовом памятнике, стоящем сегодня у самых стен Казанского Кремля.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.