В это трудно поверить, но над картиной «В голубом просторе» Аркадий Рылов работал зимой 1918 года, в суровых условиях послереволюционного Петрограда, страдая от голода и холода. Художник вложил в это полотно свою надежду на светлое будущее.
— Ваня, ты что-то сегодня невесёлый. Случилось что-нибудь? Могу я тебе помочь?
— Да вроде ничего не случилось, Маргарита Константиновна. Просто настроение плохое.
— Как же тебе помочь, дружок?.. Может быть, полюбуемся какой-нибудь светлой картиной, раз уж мы в Третьяковской галерее? Взгляни, например, вот на это полотно. Когда я его вижу, мне как будто дышать становится легче — столько в нём простора и чистого воздуха.
— Аркадий Рылов. «В голубом просторе». Какое меткое название! Стая лебедей плещется в синем небе, которому нет границ. Видно, какие птицы сильные, и полёт им в радость. Наверное, художник был счастлив, когда писал эту картину.
— Смотря что считать счастьем. Если житейское благополучие, то нет. Над полотном «В голубом просторе» Аркадий Александрович работал зимой 1918 года, в суровых условиях послереволюционного Петрограда.
— Потрясающе!
— Да, это удивительно. Непростые обстоятельства создания картины Рылов подробно описал в своём дневнике. В городе царил голод, измождённого художника преследовали мысли о еде. Мастерская не отапливалась, вода в чайнике превращалась в лёд. Чтобы уснуть, Аркадий Александрович надевал на себя несколько кофт, шапку и рукавицы, укрывался двумя одеялами и шубой. А утром возвращался к своему полотну, и наполнял его радостью.
— Так Рылов пытался себя ободрить, утешить?
— Думаю, что работа над картиной была сродни молитве, в ней художник выразил упование на то, что будущее будет светлым. Видишь на горизонте парусник? Символ надежды.
— А на что Рылов надеялся? Что скоро вернётся прежняя жизнь, в тепле и сытости?
— Ну, тогда художник изобразил бы не лебедей в голубом просторе, а скорее, индюков за крепким забором. Нет, Ваня, на этой картине надежда представлена в самом исконном её понимании — религиозном. Тема возвращения здесь, безусловно, присутствует, и это возвращение — к Богу.
— Вы думаете, лебеди символизируют возвращение? А может быть, они, наоборот, улетают на юг, покидают родные места?
— Возвращаются, Ваня. Об этом свидетельствует направление их полёта — справа налево. Такой приём — обратное направление движения, художники часто используют, чтобы показать путь домой. К тому же на картине изображена весна — время, когда птицы летят с юга на север.
— А ведь точно! Северная весна! Стая лебедей, действительно, летит в родные края. Но при чём тут возвращение к Богу? Художник Аркадий Рылов — это же не евангельский блудный сын.
— Блудным сыном или дочерью бывает всякий человек. Нас уводят от Бога раздражение и уныние, зависть и жадность. Поддаёшься страстям — и дни кажутся серыми, унылыми, тоскливыми. А потом спохватываешься, и просишь у Бога прощения, и стараешься стать чище. И в этом возвращении к к Божьему замыслу о тебе жизнь становится похожа на полёт.
— Вот почему так радостно смотреть на картину Аркадия Рылова «В голубом просторе»! Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что познакомили меня с этим шедевром Третьяковской галереи. Благодаря вашему рассказу о нём я понял, в чём причина моего плохого настроения. И как это исправить!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России