В это трудно поверить, но над картиной «В голубом просторе» Аркадий Рылов работал зимой 1918 года, в суровых условиях послереволюционного Петрограда, страдая от голода и холода. Художник вложил в это полотно свою надежду на светлое будущее.
— Ваня, ты что-то сегодня невесёлый. Случилось что-нибудь? Могу я тебе помочь?
— Да вроде ничего не случилось, Маргарита Константиновна. Просто настроение плохое.
— Как же тебе помочь, дружок?.. Может быть, полюбуемся какой-нибудь светлой картиной, раз уж мы в Третьяковской галерее? Взгляни, например, вот на это полотно. Когда я его вижу, мне как будто дышать становится легче — столько в нём простора и чистого воздуха.
— Аркадий Рылов. «В голубом просторе». Какое меткое название! Стая лебедей плещется в синем небе, которому нет границ. Видно, какие птицы сильные, и полёт им в радость. Наверное, художник был счастлив, когда писал эту картину.
— Смотря что считать счастьем. Если житейское благополучие, то нет. Над полотном «В голубом просторе» Аркадий Александрович работал зимой 1918 года, в суровых условиях послереволюционного Петрограда.
— Потрясающе!
— Да, это удивительно. Непростые обстоятельства создания картины Рылов подробно описал в своём дневнике. В городе царил голод, измождённого художника преследовали мысли о еде. Мастерская не отапливалась, вода в чайнике превращалась в лёд. Чтобы уснуть, Аркадий Александрович надевал на себя несколько кофт, шапку и рукавицы, укрывался двумя одеялами и шубой. А утром возвращался к своему полотну, и наполнял его радостью.
— Так Рылов пытался себя ободрить, утешить?
— Думаю, что работа над картиной была сродни молитве, в ней художник выразил упование на то, что будущее будет светлым. Видишь на горизонте парусник? Символ надежды.
— А на что Рылов надеялся? Что скоро вернётся прежняя жизнь, в тепле и сытости?
— Ну, тогда художник изобразил бы не лебедей в голубом просторе, а скорее, индюков за крепким забором. Нет, Ваня, на этой картине надежда представлена в самом исконном её понимании — религиозном. Тема возвращения здесь, безусловно, присутствует, и это возвращение — к Богу.
— Вы думаете, лебеди символизируют возвращение? А может быть, они, наоборот, улетают на юг, покидают родные места?
— Возвращаются, Ваня. Об этом свидетельствует направление их полёта — справа налево. Такой приём — обратное направление движения, художники часто используют, чтобы показать путь домой. К тому же на картине изображена весна — время, когда птицы летят с юга на север.
— А ведь точно! Северная весна! Стая лебедей, действительно, летит в родные края. Но при чём тут возвращение к Богу? Художник Аркадий Рылов — это же не евангельский блудный сын.
— Блудным сыном или дочерью бывает всякий человек. Нас уводят от Бога раздражение и уныние, зависть и жадность. Поддаёшься страстям — и дни кажутся серыми, унылыми, тоскливыми. А потом спохватываешься, и просишь у Бога прощения, и стараешься стать чище. И в этом возвращении к к Божьему замыслу о тебе жизнь становится похожа на полёт.
— Вот почему так радостно смотреть на картину Аркадия Рылова «В голубом просторе»! Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что познакомили меня с этим шедевром Третьяковской галереи. Благодаря вашему рассказу о нём я понял, в чём причина моего плохого настроения. И как это исправить!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В современном языке слово «святое», или «святыня», давно перестало ассоциироваться с религией. Святыней человек может назвать что-то очень для себя дорогое и важное. Иногда употребление этого слова даже не предполагает какого-то трепета, речь может идти просто о том, без чего нельзя обойтись. Например, кто-то может сказать: «Для меня выходные — это святое». Но что же такое «святыня» в изначальном своём смысле и как это слово понимается в христианстве? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Как известно, понимание любого текста зависит от того, в какой перспективе он читается. Иногда что-то важное можно понять, если обратиться к контексту главы, иногда к контексту всей евангельской истории. Однако отрывок, который мы только что услышали, обретает особенное звучание в контексте праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который мы празднуем сегодня.
Обращаясь к своим ученикам и желая объяснить им разницу Ветхого и Нового заветов, апостол Павел говорит об устройстве ветхозаветной скинии и о богослужении, которое было с нею связано. Он напоминает, что в ней было два особенных помещения: святое и святое святых, в котором хранилась главная святыня всего народа: Ковчег Завета, содержащий сосуд с манной небесной, расцветший жезл Аарона и скрижали завета, полученные Моисеем от Бога на Синае. В описании, данном апостолом Павлом, очень хорошо заметно классическое религиозное отношение к святыне. Мир оказывается разделён на профанное и сакральное, человеческое и божественное, и второе сокрыто от первого, спрятано от потребительского отношения, от грубого использования, от всего временного и в итоге смертного. Чтобы стать ближе к Святому необходимо было приготовиться и очиститься. Войти в Святое Святых мог вообще только первосвященник один раз в году. Через святыню людям открывалась божественная благодать, напоминающая о Боге, но Сам Бог был от них сокрыт. Да, в Ковчеге Завета хранились знаки Его милости — манна, которая помогла выжить в пустыне, жезл Ааронов как символ избранности левитов (колена рода священников) и скрижали Завета, содержащие заповеди, соблюдение которых помогало человеку оставаться в союзе с Богом. Но при этом само понятие святыни в Ветхом Завете указывает на недосягаемость Бога, который Свят и в этом смысле совершенно отделён от мира.
Почему же текст апостола Павла о ветхозаветных святынях читается в богородичный праздник? Потому что Бог, Который был совершенно отделён и воспринимался как бесконечно далёкий, получает через Деву Марию человеческую плоть и во всей полноте и реальности входит в нашу жизнь. Неслучайно и святыни, которые упоминает апостол, в Церковном Предании становятся символами Матери Божией. Она стала истинным сосудом с манной, потому что Христос — наша истинная пища, Она — жезл Аарона, потому что из Неё иссохшему миру воссияла новая жизнь, Она — скрижали Завета, потому что подлинно слагала слова Божии в Своём сердце.
Как же изменилось восприятие святыни в Новом Завете по сравнению с Ветхим? Неверно сказать, что традиционное понимание святыни не сохранилось. Как в Евангелиях, так и в иных новозаветных текстах упоминаются вещи и явления, освящённые благодатью. Однако Новый Завет предполагает и новое понимание святыни, радикально отличное от всего прежнего, ведь Тот, Кто единственно Свят по природе, от Кого происходит само понятие святыни, входит в наш мир и становится человеком, открывая каждому из нас путь к святости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёры в помощь людям с ментальными нарушениями
Оксана Артеменко из Мурманска — куратор в проекте «Особые встречи». Он создан фондом Андрея Первозванного для поддержки людей с особенностями развития и расстройствами в ментальной сфере. Оксана и волонтёры из разных городов с помощью видеосвязи устраивают для подопечных из социальных учреждений онлайн-встречи. Дают им возможность общаться, осваивать важные для жизни навыки, творчески выражать себя, дистанционно бывать на экскурсиях, мастер-классах и других событиях. Также участники проекта навещают подопечных лично.
Оксана помогает особенным людям уже давно. В Мурманске женщина проводит для детей и взрослых с умственными нарушениями творческие, развивающие занятия. «К сожалению, многие не хотят с ними работать — не видят смысла. Да, они другие, но у них есть свои способности — кто-то вышивает, кто-то разбирается в технике и так далее. И, конечно, каждый просто нуждается в поддержке, добром слове и участии ближних», — говорит женщина.
О проекте «Особые встречи» Оксана узнала из соцсетей — увидела объявление о наборе добровольцев и откликнулась. Сегодня она организует дистанционные и живые встречи подопечных и волонтёров. «По видео связи мы разговариваем, вместе путешествуем и не только. Также с командой проекта мы навещаем детей и взрослых лично. В прошлом году сделали сюрприз для жителей интернатов в Московской области. Они были несказанно рады увидеть нас вне экрана. Мы вместе пели, танцевали, играли. Очень тёплые воспоминания», — делится Оксана Артеменко.
Присоединяйтесь к волонтёрскому проекту «Особые встречи» и наполняйте жизнь особенных людей творчеством и радостью. Узнать об этом больше можно в группе «Особые встречи» в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/vstrechafap
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Андрей Платонович Платонов». Елена Антонова
У нас в студии была старший научный сотрудник Института мировой литературы, кандидат филологических наук Елена Антонова.
Разговор шел о судьбе и творчестве писателя, журналиста, военного корреспондента Андрея Платоновича Платонова и о том, как в его произведениях отразилась история первой половины 20-го века.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Андрей Платонович Платонов». Елена Антонова
- «Генерал Константин Константинович Мамонтов (Мамантов)». Константин Залесский
- «Поэт Николай Тряпкин». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов