В это трудно поверить, но над картиной «В голубом просторе» Аркадий Рылов работал зимой 1918 года, в суровых условиях послереволюционного Петрограда, страдая от голода и холода. Художник вложил в это полотно свою надежду на светлое будущее.

— Ваня, ты что-то сегодня невесёлый. Случилось что-нибудь? Могу я тебе помочь?
— Да вроде ничего не случилось, Маргарита Константиновна. Просто настроение плохое.
— Как же тебе помочь, дружок?.. Может быть, полюбуемся какой-нибудь светлой картиной, раз уж мы в Третьяковской галерее? Взгляни, например, вот на это полотно. Когда я его вижу, мне как будто дышать становится легче — столько в нём простора и чистого воздуха.
— Аркадий Рылов. «В голубом просторе». Какое меткое название! Стая лебедей плещется в синем небе, которому нет границ. Видно, какие птицы сильные, и полёт им в радость. Наверное, художник был счастлив, когда писал эту картину.
— Смотря что считать счастьем. Если житейское благополучие, то нет. Над полотном «В голубом просторе» Аркадий Александрович работал зимой 1918 года, в суровых условиях послереволюционного Петрограда.
— Потрясающе!
— Да, это удивительно. Непростые обстоятельства создания картины Рылов подробно описал в своём дневнике. В городе царил голод, измождённого художника преследовали мысли о еде. Мастерская не отапливалась, вода в чайнике превращалась в лёд. Чтобы уснуть, Аркадий Александрович надевал на себя несколько кофт, шапку и рукавицы, укрывался двумя одеялами и шубой. А утром возвращался к своему полотну, и наполнял его радостью.
— Так Рылов пытался себя ободрить, утешить?
— Думаю, что работа над картиной была сродни молитве, в ней художник выразил упование на то, что будущее будет светлым. Видишь на горизонте парусник? Символ надежды.
— А на что Рылов надеялся? Что скоро вернётся прежняя жизнь, в тепле и сытости?
— Ну, тогда художник изобразил бы не лебедей в голубом просторе, а скорее, индюков за крепким забором. Нет, Ваня, на этой картине надежда представлена в самом исконном её понимании — религиозном. Тема возвращения здесь, безусловно, присутствует, и это возвращение — к Богу.
— Вы думаете, лебеди символизируют возвращение? А может быть, они, наоборот, улетают на юг, покидают родные места?
— Возвращаются, Ваня. Об этом свидетельствует направление их полёта — справа налево. Такой приём — обратное направление движения, художники часто используют, чтобы показать путь домой. К тому же на картине изображена весна — время, когда птицы летят с юга на север.
— А ведь точно! Северная весна! Стая лебедей, действительно, летит в родные края. Но при чём тут возвращение к Богу? Художник Аркадий Рылов — это же не евангельский блудный сын.
— Блудным сыном или дочерью бывает всякий человек. Нас уводят от Бога раздражение и уныние, зависть и жадность. Поддаёшься страстям — и дни кажутся серыми, унылыми, тоскливыми. А потом спохватываешься, и просишь у Бога прощения, и стараешься стать чище. И в этом возвращении к к Божьему замыслу о тебе жизнь становится похожа на полёт.
— Вот почему так радостно смотреть на картину Аркадия Рылова «В голубом просторе»! Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что познакомили меня с этим шедевром Третьяковской галереи. Благодаря вашему рассказу о нём я понял, в чём причина моего плохого настроения. И как это исправить!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
19 июня. О Господе, повелевающем стихиями

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему».
О Господе, повелевающем стихиями — священник Алексей Дудин.
Господь никогда не уничтожает зло злом. И человек, имеющий свободу произволения, может только сам по своей доброй воле и по своему желанию выбрать путь исправления. И человек только сам или создаёт добро и любовь на этой земле, или разрушает их.
Поэтому Господь, повелевающий ветром и бурей, не может повелевать свободой воли человека, созданного им по образу Своему и подобию. И желает, и просит, но никогда не насилует волю самого человека, даже если тот творит недобрые дела.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема