В 1875 году Филарет Синьковский, тридцатилетний священник из Херсонской губернии, был назначен миссионером на Алтай.
Служа в сёлах Чёрный Ануй, Ильинское и Тюдрала, отец Филарет построил там церкви и школы. Проповедуя язычникам и укрепляя в вере новокрещёных, священник проделывал огромный путь по «убийственным», как он выражался, дорогам, с топями, «в которых лошади погружались по брюхо».
В 1882 году отец Филарет стал первым руководителем Киргизской миссии, основанной на севере нынешнего Казахстана. В его подчинении были лишь псаломщик и переводчик, а действовать предстояло на огромном пространстве, населённом в основном кочевниками-киргизами.
Центром миссии стало расположенное среди кочевий казачье село Буконское. Благодаря отцу Филарету там была построена новая церковь, появились мужская и женская школы.
Но главным делом всё же была проповедь язычникам, мусульманам, а также раскольникам. Например, в результате посещения села Тоурак, населённого почти одними староверами, ему удалось многих расположить к Православию и воссоединить с Церковью одну семью.
В холодное время отец Филарет проповедовал в киргизских зимовьях. Однако почти никто не хотел принимать крещение: людям трудно было преодолеть свои традиции.
Как писал миссионер, «крещение киргизов сопряжено с большими препятствиями. Когда я окрестил первого киргиза, то отец его угрожал даже убить своего сына». Некоторые степняки пытались бежать от своих родных, чтобы принять Крещение. Но, как вспоминал отец Филарет, «быстрые джигиты, как коршуны, налетали на беглецов и уводили в аул».
За годы служения в степях миссионер крестил около двухсот киргизов, перевёл на киргизский язык Евангелие и множество молитв.
Отец Филарет помогал новокрещёным устроиться в жизни, так как они лишались поддержки родных. Он собирал деньги для приобретения жилья киргизам и для выплаты калыма родителям крещёных девушек, вступавших в брак, обеспечивал детям образование.
В 1891 году отец Филарет был назначен начальником Алтайской и Киргизской миссий, принял монашеский постриг с именем Владимир и стал епископом Бийским. Впоследствии он возглавлял Владикавказскую, Кишинёвскую и Донскую епархии, уже в качестве архиепископа.
В Осетии при владыке Владимире продолжалось возрождение Православия. Он открыл Ардонскую духовную семинарию, женское училище во Владикавказе, множество школ, освятил тридцать храмов и часовен, впервые провёл знаменитый крестный ход с Моздокской иконой Божией Матери. В поездках по епархии он убеждал осетин, что девочки имеют право ходить в храм и должны получать образование.
Архиепископ Владимир был добр к людям. Как вспоминал священномученик Никодим (Кротков), «редкий день, бывало, не встретишь в его приёмной десятка бедняков, из коих никто не уходил без помощи».
Видя нарастание революционных настроений, владыка Владимир указывал на особую ответственность пастырей и говорил, что «в настоящее неспокойное время епископское служение можно назвать по справедливости подвигом мученическим».
Скончался архиепископ Владимир в грозном 1917 году.
Просветитель алтайцев, казахов и осетин, он показал достойный пример миссионерского служения, со всей его, как выражался владыка, «горечью и сладостью».
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.