Послание святого апостола Павла к Колоссянам. Глава 1, стихи 3-6.
Христианство в первом веке нашей эры распространялось по городам Римской империи, в первую очередь, благодаря стараниям апостолов, учеников Иисуса Христа. Апостолы неустанно путешествовали по разным регионам империи и даже за ее пределами, - везде, где это было возможно, рассказывая людям о Спасителе и Его учении. В тех городах, где проповедь учеников Иисуса Христа была успешной, образовывались местные христианские Церкви. Впрочем, случалось и такое, что христиане появлялись в том или ином регионе еще до прихода туда кого-то из числа апостолов. Так произошло, например, в городе Колоссы. Сегодня найти на карте поселение с таким названием невозможно. Хотя в первом веке Колоссы были богатым и многолюдным городом. Через Колоссы проходили торговые пути из внутренних регионов Азии в Эфес, а из него в Европу. Впрочем, славная история Колосс продлилась относительно недолго. Уже в шестом веке город частично опустел и был переименован в Хоны. В восьмом веке Колоссы-Хоны были разграблены арабами, а в веке одиннадцатом и вовсе исчезли с мировой карты. Тем не менее, память о Колоссах сохранилась – во многом благодаря христианству. Дело в том, что один из наиболее известных учеников Иисуса Христа, апостол Павел, направил в свое время в Колоссы два своих послания. Одно – жителю Колосс христианину Филимону, а другое – Колосской Церкви в целом. Отрывок из этого послания апостола Павла к христианам города Колоссы читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 1.3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 1.4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 1.5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 1.6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине.
Апостол Павел направил свое послание христианам города Колоссы, находясь в римской тюрьме. Туда он попал по ложному навету иудеев Иерусалима, которые обвинили Павла в том, что он якобы приводит язычников в главный храм иудейской религии – иерусалимский храм Соломона – и этим оскверняет его. Апостол Павел никогда не вводил приверженцев иных религий в главный храм иудеев, но, тем не менее, был отправлен на суд – сначала в Иерусалиме, затем в Рим. Дожидаться римского суда у императора Павлу пришлось в тюрьме, откуда он и написал послание к колоссянам. Апостолу Павлу было очень радостно слышать, что христиане имеются теперь и в Колоссах. Проповедь о Спасителе распространялась в этом городе стараниями упомянутого уже Филимона и еще одного ученика Павла – Епафраса. Согласно тексту послания к Колоссянам местная церковь развивалась очень активно, впрочем – не без препятствий. Как и в иных городах, где существовали христианские общины, в Колоссах наряду с апостолами или их учениками вели свою деятельность лжепроповедники. Они намеренно искажали христианское вероучение и старались привлечь на свою сторону как можно больше людей. Создание собственной религиозной общины, с одной стороны, тешило их самолюбие, с другой стороны, помогало достичь обогащения. Лжепроповедники нередко собирали со своих последователей денежные средства. В отличие от апостолов, которые часто зарабатывали на жизнь собственным трудом. Тот же апостол Павел, например, делал палатки на продажу. Павлу так и не удалось посетить Колоссы. Освободившись из первого тюремного заключения, он вскоре повторно был отправлен в темницу, а затем казнен язычниками. Однако послание апостола к Колоссянам помогли местным христианам укрепиться в вере и преодолеть искушение в лице лжепроповедников. Послание к Колоссянам помогает и современным христианам – дает им правильные религиозные критерии, помогая разобраться в явлениях духовной жизни.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица