Второе послание апостола Павла к Тимофею. Глава 4, стихи 5-8.
Одним из самых выдающихся христианских святых первого века был, конечно же, апостол Павел. Жизнь Павла была плодотворной и насыщенной, но не лишенной трудностей и переживаний. Дело в том, что апостол Павел первоначально не только не был проповедником христианства, но даже являлся гонителем учеников Спасителя. В те годы его звали не Павлом, а Савлом. Савл был большим знатоком иудейской религиозности, приходился учеником Гамалиилу, известному еврейскому мудрецу. Савл лютой ненавистью ненавидел Христа и христиан и даже принял участие в казни первого христианского мученика – святого диакона Стефана. Когда Стефана побивали камнями, Савл стерег одежды палачей, которые они сбросили ради удобства. После этих событий Савл отправился в Дамаск, где хотел уже сам возглавить гонения на христиан. Но на дороге в Дамаск с Савлом произошло чудо - ему явился Христос, Который превратил гонителя Савла в великого апостола Павла. Необходимо отметить, что «Павел» не имя, а прозвище, которое переводится с греческого языка как "маленький" или "меньший". Прозвище "Павел" обозначило место нового апостола среди прочих учеников Христа - Павел последним вошел в состав апостольской общины и, соответственно, приходился им как бы меньшим братом. Впрочем, впоследствии случилось так, что "меньший" апостол потрудился больше некоторых старших учеников Христа. В течение своей жизни апостол Павел совершил четыре многолетних миссионерских путешествия по городам Римской империи, написал, как минимум, четырнадцать посланий. Последним по времени является второе послание к Тимофею, епископу, то есть руководителю христианской общины Эфеса. Второе послание к Тимофею было составлено Павлом в 67 году за несколько дней или неделей до смерти. Отрывок из Второго послания к Тимофею читается сегодня утром во время богослужения.
Сын мой Тимофей, 4:5 будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. 4:6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 4:7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 4:8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Во Втором послании к Тимофею апостол Павел подводит итог своей жизни. Он прямо говорит, что ощущает себя жертвой, которую вот уже должны принести. При этом апостол не впадает в уныние и сохраняет духовную радость - все по причине того, что в течение жизни ему удалось потрудиться во благо христианской Церкви и сохранить искреннюю верность Христу, несмотря на множество препятствий. Павел, свидетельствуя о себе, призывает и Тимофея не унывать и достойно переносить все скорби. Призывает он поступать так и всех православных христиан, современных в том числе. Апостол Павел был казнен в Риме в 68 году. По приказу императора Нерона Павла обезглавили. Такой вид казни был обусловлен общественным статусом апостола, который являлся гражданином Римской империи. Вплоть до последнего вздоха Павел сохранял светлое духовное состояние, ощущая присутствие Богом рядом с собой. Пример апостола вдохновлял христиан древности, которые не отрекались от веры даже перед лицом ужасных пыток. Многим из них был уготована участь значительно более страшная, чем апостолу Павлу. Например, по приказу упомянутого уже Нерона из христиан делали живые факелы, которые по вечерам освещали парк при дворце императора. Но несмотря на все гонения и пытки, многие из последователей Христа остались верны своему Спасителю. Пример апостола Павла, пример древних учеников Иисуса Христа, безусловно, вдохновляет многих современных православных христиан, которые, несмотря на различные испытания, также остаются верны Богу, как и их собратья по вере из первого века.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия