Библия настолько многогранная книга, что может считаться, в том числе, и учебником по педагогике. Примеров этому предостаточно. Наиболее ярким из них является эпизод, связанный с личностью апостола Павла. Павел, совершая свое второе миссионерское путешествие по городам Римской империи, прибыл в город Афины. Там он выступил перед членами Ареопага – верховного суда и наиболее авторитетного органа управления Афинами. Павел начал свою речь с того, что похвалил афинян за их набожность. Это, конечно, было педагогическим приемом и, по большому счету, преувеличением. Афиняне были закостенелыми язычниками - они почитали множество богов, каждому из которых поставили по жертвеннику. Греческие язычники были настолько суеверны, что боялись кого-то из своих богов обидеть. Поэтому афиняне, на всякий случай, воздвигли жертвенник в честь «неведомого бога», то есть того, имя которого им еще не известно. Апостол Павел, встав перед членами Ареопага, похвалил афинян за такой поступок и сказал, что пришел открыть им имя того самого неведомого Бога – Бога христиан. Ареопагиты вначале с интересом слушали Павла, но затем, отвергли его проповедь по причине своего неверия в воскресение мертвых. Несмотря на постигшую его в Афинах неудачу, апостол не отказался о своей миссии. В дальнейшем его педагогический талант принес значительные плоды. Путешествуя по империи, Павел многих евреев и язычников обратил в христианство. Он находил те аргументы, которые помогали человеку убедиться в истинности и спасительности учения Иисуса Христа. Впрочем, не все слушатели Павла принимали христианство – в некоторых городах империи его проповедь даже встречала агрессию. Например, в Филиппах апостол Павел за свою миссию был избит палками. Проповедь апостола была не только устной, но нашла отражение и в его посланиях. Отрывок одного из них, послания к Римлянам, читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 2.10 слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! 2.11 Ибо нет лицеприятия у Бога. 2.12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 2.13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 2.14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 2.15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 2.16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Прозвучавший отрывок из послания к римлянам является еще одним примером педагогической мудрости апостола Павла. Павел понимал, что христианская Церковь состоит из представителей различных национальностей и культур. Соседство которых не всегда было мирным. Некоторые евреи, к примеру, были убеждены, что являются христианами «высшего сорта», а бывшие язычники должны во всем к ним прислушиваться. Апостол Павел пытался всячески примирить христиан и показать им, что перед Христом все люди, с одной стороны, равны, но при этом несут по отношению к Богу различную ответственность. С точки зрения святого Павла, евреи, безусловно, занимают в Церкви особое место. В том смысле, что народ Израильский был в древности избран Богом. Господь через пророка Моисея дал евреям закон, который охранял их от влияния язычников. Но ко времени рождения Иисуса Христа иудеи исказили правильное понимание закона Моисея – вместо того, чтобы воспринимать закон как средство для достижения спасения, они стали считать его некоей привилегией, знаком собственной исключительности. Апостол Павел спускает евреев с небес на землю, прямо заявляя, что каждый человек даст ответ Богу за прожитую жизнь. Причем народу избранному в этом аспекте будет даже сложнее, чем прочим народам. Ведь закон Моисея – это великий дар от Господа и большая ответственность. Народ, имеющий закон, будет судиться по всей строгости закона. Тот, кто закона не знает, по мысли апостола Павла, тоже предстанет перед Богом, но будет отвечать не за исполнение закона, а за то – жил по ли он по совести или против нее. Таким образом, резюмирует апостол Павел, чем больше благодатных даров имеет человек – тем большую ответственность несет он за них перед Богом.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.