Ветхозаветная религия или религия древнего Израиля прекратила свое существование в первом веке по Рождестве Христовом. Причина ее исчезновения была связана, главным образом, с появлением христианства. Уже в 50 году на Иерусалимском соборе святые апостолы, ученики Иисуса Христа, приняли эпохальное решение - отменить для христиан такие ключевые для Ветхого завета нормы как мужское обрезание или отказ от некоторых видов пищи, свинины, например. Еще одной причиной исчезновения ветхозаветной религии стало разрушение в 70 году главного и единственного для иудеев святилища - иерусалимского храма Соломона. Полноценное ветхозаветное богослужение, элементом которого было принесение в жертву животных, могло совершаться только на территории этого храма. Разрушение Иерусалимского храма римлянами свело ветхозаветное богослужение на нет. Обряды, которые совершаются современными иудеями в синагогах, всего лишь бледная тень, отголосок величия ветхозаветных храмовых служб. До разрушения храма Соломона христиане из числа евреев, проживавших в Палестине, параллельно посещали и иерусалимский храм, и христианские собрания. Делали они это скорее по привычке, боясь потерять национальную самоидентичность. В 63 году евреям-христианам Палестины направил послание апостол Павел. Опасаясь того, что евреи-христиане оставят Церковь и вернутся в иудаизм, Павел одной из главных тем послания сделал доказательство превосходства Нового завета над Ветхим, христианства над иудейством. Отрывок из Послания к евреям читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 9.11 Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 9.12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 9.13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 9.14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Первоначально ветхозаветное богослужение совершалось не в иерусалимском храме, а в СкИнии, большом шатре, созданном по приказу пророка Моисея для служения Богу во время сорокалетнего путешествия евреев по синайской пустыне. Каменный храм, заменивший собой скинию, был воздвигнут царем Соломоном в Иерусалиме лишь почти три века спустя. Впрочем, обряд ветхозаветного богослужения после строительства храма почти не изменился. Как в Скинии, так и в храме ветхозаветная служба совершалась первосвященником и помогавшими ему священниками из рода пророка Аарона, брата Моисея. Ветхозаветное священство в течение веков приносило Богу жертвоприношения, молясь о прошении грехов древнего Израиля. В послании к Евреям апостол Павел, говоря о ветхозаветном богослужении, прямо указывает на его символический смысл. Кровь животных, которая проливалась на храмовом жертвеннике и которой окроплялись иудеи в знак покаяния, являлась символом крестной жертвы Иисуса Христа. Апостол Павел называет Христа Первосвященником, который Себя приносит в жертву за грехи людей. Этим он подтверждает мысль о превосходстве Нового завета над Ветхим. В древнем Израиле первосвященник приносил в жертву животное сначала за свои грехи, затем за грехи людей. Но, к сожалению, ни себя, ни остальных иудеев он этим от греха не освобождал. Ветхозаветная жертва была лишь знаком покаяния, но не способом избавления от греховной ноши. Иисус Христос, Сын Божий, совершенно чуждый греха, принес Самого Себя в жертву, приняв крестную казнь. Его смерть и Его Кровь дали людям свободу от греха, возможность жить принципиально иначе – в согласии с совестью и заповедями Бога. Или как об этом говорит апостол Павел: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!»
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«На чем основывается семейное счастье?». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Мы говорили о том, как молодым людям подходить к созданию семьи, почему часто возникают страхи и нерешительность, и как строить семейную жизнь, чтобы она была долгой и счастливой.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час