Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам. Глава 8, стихи 8-13. Глава 9, стихи 1, 2.
Уже к концу первого века нашей эры христианство распространилось по всем регионам Римской империи, а также стало известно за ее границами. Несмотря на такой явный успех, христианские проповедники постоянно встречались с противодействием со стороны иудеев и язычников. Столкновения с враждебно настроенной иудейской средой происходили обычно тогда, когда христианская проповедь начинала звучать в синагогах. Значительно более масштабным выглядело противодействие язычников. Язычество преобладало в Римской империи вплоть до конца пятого века, когда, казалось бы, христианство окончательно укоренилось в стране. Язычники не только открыто выступали против проповеди учения Спасителя, но также пытались развращать христиан при помощи своих обрядов и обычаев. Например, во времена апостола Павла в крупных городах империи существовала традиция бесплатно раздавать на улицах продукты, освященные в честь языческих богов. В Коринфе, где имелся развитый культ Афродиты, раздачей еды занимались жрицы богини, печально известные своей развращенностью. Апостол Павел, оказавшийся в Коринфе в 52 году, своей горячей проповедью сумел многих язычников обратить в христианство. Тем не менее, он обоснованно опасался, что новообращенные последователи Христа, могут поддаться искушению и вернуться к прежней языческой жизни. Подобное подчас происходило именно тогда, когда некоторые коринфские христиане соглашались принять продукты из рук жриц Афродиты. Вначале они вкушали идоложертвенную пищу, а затем, окончательно поддавшись искушению, возвращались к порочной языческой жизни. Апостол Павел предостерегал христиан Коринфа от указанной опасности и посвятил теме идоложертвенной пищи отрывок из своего послания к КорИнфянам.
Братья, 8.8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 8.9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. 8.10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 8.11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 8.12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 8.13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
9.1 Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? 9.2 Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.
Апостол Павел, говоря о еде, освященной в честь языческих богов, прямо утверждает, что пища сама по себе не является ни доброй, ни греховной. Не стоит беспокоиться и о том, что идоложертвенные продукты могут иметь какое-то мистическое воздействие на христианина. Последователь Христа может есть любую пригодную пищу, не опасаясь каких-то дурных последствий. Вред идоложертвенных продуктов состоит в ином. Во-первых, их употребление в пищу может стать первым шагом на пути к языческой жизни. Во-вторых, прилюдное вкушение идоложертвенного может смутить иных людей. Нейтральный в нравственном отношении факт внушения пищи, может привести к губительным последствиям для окружающих - ввести их в осуждение, посеять в душе неприязнь или подтолкнуть к порочной жизни. Принадлежность к Церкви не работа, которую человек исполняет в течение какого-то времени, это постоянная ответственность за свои поступки и внешний облик, жертвенное служение близким. Вот почему апостол Павел восклицает: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Это означает следующее - христианин, безусловно, свободен в своих поступках, но должен помнить и о том, что эта свобода не может быть синонимом греха и не должна вводить в смущение иных учеников Спасителя.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело