«Всякий человек подает сперва хорошее вино, а потом похуже, а ты хорошее вино сберег доселе», — заявил распорядитель свадьбы в Кане Галилейской изумленному жениху Симону. Стали выяснять, откуда это вино взялось, и, видимо, виночерпии указали на одного из гостей — Иисуса из Назарета, Который, по просьбе своей Матери превратил самую обычную воду в прекрасный напиток. Жених был настолько потрясен, что стал одним из преданнейших учеников Господа.
За свою ревность он был прозван Зилотом или ревнителем, так как разжегся столь великою ревностью, что оставил всё ради любви ко Христу. Симон шел за Господом повсюду, он видел Его воскресшим. В числе двенадцати апостолов он принял Дух Святой в день Пятидесятницы.
Его миссионерская деятельность началась раньше — когда Господь послал Своих учеников на проповедь. После Воскресения Христова Апостол проповедовал в Мавритании, Египте и Персии. Через двадцать лет после Воскресения Господня Симон Кананит какое-то время трудился вместе с апостолом Андреем.
В 9-м веке монах Епифаний Иерусалимский решил пройти по маршруту апостольской проповеди. Это привело его в город Себастополис (сейчас Сухум), куда апостол Андрей прибыл вместе с Симоном Кананитом и апостолом Матфеем. Там их пути разошлись, апостол Андрей отправился на Север, Матфей остался в Сванетии, а Симон в Себастополисе.
В этом городе жили представители еврейской общины, греки и местное население — язычники абхазы. Абхазы поклонялись богам гор, почитали священную шкуру барана и приносили человеческие жертвы. В их среде процветал каннибализм. Апостол Симон, проповедуя учение Христово и исцеляя больных, отучил язычников от их обычаев и сильно смягчил их нравы.
Естественно, у апостола возник конфликт с упорными сторонниками язычества, в данном случае это был начальник римского гарнизона, и апостол Симон перебрался в соседнюю Анакопию, в те места, где проживало языческое племя абазгов. Там он поселился в труднодоступной пещере, куда можно было спуститься лишь на веревке, в этой пещере он молился и оттуда выходил на проповедь Слова Божия.
Ему удалось создать довольно многочисленную общину. И эта община сохранила память о нем до 19-го века. Но грузинский царь Адеркий — яростный язычник — был категорически против христианизации соседних народов. Он велел отыскать апостола и пресечь его миссионерские труды. Казнили Симона неподалеку, в устье реки Псцырцха.
Впоследствии на месте, где обитал апостол, монахом Свято-Пантелеимонова афонского монастыря был устроен Ново-Афонский монастырь, который, по милости Божией, не уничтожили большевики. Благоговейная память об апостоле Симоне Кананите сохраняется там доселе.
Последнее время ученые допускают, что апостол Симон мог побывать и намного севернее, в низовьях Днепра, потому что есть письменные свидетельства 4-го века о его проповеди в Боспорском царстве.
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема