«Всякий человек подает сперва хорошее вино, а потом похуже, а ты хорошее вино сберег доселе», — заявил распорядитель свадьбы в Кане Галилейской изумленному жениху Симону. Стали выяснять, откуда это вино взялось, и, видимо, виночерпии указали на одного из гостей — Иисуса из Назарета, Который, по просьбе своей Матери превратил самую обычную воду в прекрасный напиток. Жених был настолько потрясен, что стал одним из преданнейших учеников Господа.
За свою ревность он был прозван Зилотом или ревнителем, так как разжегся столь великою ревностью, что оставил всё ради любви ко Христу. Симон шел за Господом повсюду, он видел Его воскресшим. В числе двенадцати апостолов он принял Дух Святой в день Пятидесятницы.
Его миссионерская деятельность началась раньше — когда Господь послал Своих учеников на проповедь. После Воскресения Христова Апостол проповедовал в Мавритании, Египте и Персии. Через двадцать лет после Воскресения Господня Симон Кананит какое-то время трудился вместе с апостолом Андреем.
В 9-м веке монах Епифаний Иерусалимский решил пройти по маршруту апостольской проповеди. Это привело его в город Себастополис (сейчас Сухум), куда апостол Андрей прибыл вместе с Симоном Кананитом и апостолом Матфеем. Там их пути разошлись, апостол Андрей отправился на Север, Матфей остался в Сванетии, а Симон в Себастополисе.
В этом городе жили представители еврейской общины, греки и местное население — язычники абхазы. Абхазы поклонялись богам гор, почитали священную шкуру барана и приносили человеческие жертвы. В их среде процветал каннибализм. Апостол Симон, проповедуя учение Христово и исцеляя больных, отучил язычников от их обычаев и сильно смягчил их нравы.
Естественно, у апостола возник конфликт с упорными сторонниками язычества, в данном случае это был начальник римского гарнизона, и апостол Симон перебрался в соседнюю Анакопию, в те места, где проживало языческое племя абазгов. Там он поселился в труднодоступной пещере, куда можно было спуститься лишь на веревке, в этой пещере он молился и оттуда выходил на проповедь Слова Божия.
Ему удалось создать довольно многочисленную общину. И эта община сохранила память о нем до 19-го века. Но грузинский царь Адеркий — яростный язычник — был категорически против христианизации соседних народов. Он велел отыскать апостола и пресечь его миссионерские труды. Казнили Симона неподалеку, в устье реки Псцырцха.
Впоследствии на месте, где обитал апостол, монахом Свято-Пантелеимонова афонского монастыря был устроен Ново-Афонский монастырь, который, по милости Божией, не уничтожили большевики. Благоговейная память об апостоле Симоне Кананите сохраняется там доселе.
Последнее время ученые допускают, что апостол Симон мог побывать и намного севернее, в низовьях Днепра, потому что есть письменные свидетельства 4-го века о его проповеди в Боспорском царстве.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема