Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Дядя Андрей, ты знаешь что-нибудь о Седмиозерной иконе?
— Да, Паша, знаю. Старинный образ Богородицы. Хранится в Казани, в Петропавловском соборе. А почему ты вдруг спросил?
— Мне нужно подготовить доклад для школьников о какой-нибудь малоизвестной иконе. Выбирал тему, и мне название понравилось — Седмиозерная.
— Да, название поэтичное. Напоминает о лесной обители на семи озёрах близ Казани — Седмиозерной Богородичной пустыни. Именно там образ прославился чудесами.
— А когда это было?
— В семнадцатом веке. Россия переживала эпидемию чумы. Страдали от неё и жители Казани. Чтобы избавиться от напасти, они соборно просили помощи у Божией Матери. И принесли в город крестным ходом Её Седмиозерную икону из Богородичной пустыни.
— И болезнь отступила?
— Да. А традиция ежегодно совершать молитвенное шествие сохранилась на несколько веков. Поучаствовать в нём съезжались паломники со всей России. У меня, кстати, есть открытка, на которой изображено это празднество в 1845 году. Вот здесь она должна быть, на полке между книгами... Нашёл, смотри!
— Ух ты, сколько народу! Это Казань?
— Да, Казанский кремль. Видишь, угол крепостной стены, и люди рекой текут в арку под башней. Здесь и священники, и простые горожане — с иконами, с хоругвями. Сопровождает крестный ход конная полиция. А возглавляет шествие чудотворный образ.
— Да, вот тут надпись на открытке — «Внос Седмиозерной иконы». Жаль, изображение блёклое. Это карандашный рисунок?
— Изначально изображение было выполнено в красках. Его создал непосредственно во время торжества художник, о котором сведений не сохранилось. Лишь фамилия известна — Розе. А картина его стала популярной благодаря тому, что попала в руки к талантливому казанскому гравёру Петру Табуре. Полотно получило вторую жизнь в виде литографии — её мы и видим на открытке.
— А что такое литография?
— Техника, при которой изображение переносится на каменную пластину, а затем отпечатывается на бумаге. Один из оттисков картины «Внос Седмиозерной иконы» можно увидеть в Казани, в Национальном музее республики Татарстан.
— А сколько всего гравёр сделал таких оттисков?
— Полагаю, сотни! Литография «Внос Седмиозерной иконы» была весьма востребована, её охотно покупали.
— Петр Табуре был предприимчивым человеком!
— Это не главное его качество. Пётр Францевич был патриотом Казани. И заботился о сохранении истории города. Талантливый гравёр запечатлел для нас момент летописи чудотворной иконы, сберёг свидетельство народной любви к чтимой святыне.
— А ещё литография Петра Табуре— замечательная иллюстрация для моего доклада об истории Седмиозерного образа! Спасибо тебе, дядя Андрей, за помощь!
Картину Петра Табуре «Внос Седмиозерной иконы» можно увидеть в Казани, в Национальном музее Республики Татарстан.
Все выпуски программы: Краски России
30 июля. О духовном и историческом значении Крещения Руси

28 июля, в День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил торжественный молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
По окончании молебна Предстоятель Русской православной Церкви говорил о духовном и историческом значении Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром.
Сила Владимирова Крещения подтверждается и тем, с какой злобой — есть такое слово: остервенение, — пытаются враги разрушить созданное им, князем Владимиром, духовное единство нашего народа. Иначе не было бы столь яростных ударов по церкви, стремления разорвать ткань нашей истории, подменить истину ложью, а братство народов Святой Руси — враждой, отчуждением и даже военными действиями.
Христианство в истории Европы всегда шло рядом с государственностью. Государство, которое пренебрегает духовным основанием, разрушает само себя. Русская государственность зиждется на христианском фундаменте так же, как и европейская. Но мы, в отличие от современных европейцев, не боимся говорить об этом сегодня, в день Крещения Руси.
На иконах князя Владимира мы видим крест и меч. Меч — знак власти и силы, символ государства. Но если он поднимается не для защиты веры, не для защиты народа и отечества, то легко может превратиться в орудие убийства.
Верю, что каждый из нас — наследник равноапостольного князя Владимира, соучастник его духовного преображения. И пусть эта память укрепит нас в верности Христу, в любви к ближним, в преданности Святой Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июля. О помощи Божьей в искушениях

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил».
О помощи Божьей в искушениях — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем эти слова святого апостола Павла, мы должны помнить о том, что Господь прежде прошения нашего знает любую нашу нужду.
И в Скитском патерике есть такая история: преподобный Антоний Великий был искушаем бесами и, победив их, спросил у явившегося ему Господа, а где же Тот был, когда преподобного искушали бесы? На что Господь ему сказал: «Я был здесь, рядом с тобой».
И святой апостол Павел напоминает нам об этом как раз, что Господь не даёт испытаний выше сил, выше меры.
Если мы бываем обуреваемы искушениями, то должны помолиться Богу, попросить Его помощи с верой и надеждой. И Господь непременно подаст нам эту помощь, укрепит нас, вдохновит нас и подаст силы к дальнейшему шествию по пути христианской жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июля. О значении слов Христа из Евангелия от Матфея

В 16-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».
О значении этих слов Христа — священник Николай Конюхов.
Мы все привыкли, что Христос претерпел три искушения в пустыне от дьявола: искушение хлебом, искушение чудом и искушение властью. И Господь во всех трёх этих испытаниях показал, как с помощью священного Писания, не применяя, кстати, божественной силы, Он отверг притязания сатаны и победил его, давая и нам пример, как нужно бороться с нечистой силой.
Но не все знают, что Христос претерпел и четвёртое искушение — искушение страхом. На этом искушении очень многие из нас срываются. Многие святые, будучи испуганными, предавали своего Господа, вспомним хотя бы апостола Петра.
И сегодня мы слышим, как дьявол через апостола подаёт идею Господу убежать от страданий, спрятаться, чтобы Его не арестовали. И Христос отвечает не Петру, а тому, кто стоит за Петром, кто Его искушает. И Он ему говорит: «Отойди от меня, сатана», потому что именно он искушает Его и думает не о том, что Божье, а о том, что человеческое.
Поэтому, если страх будет нам советовать бросить, оставить, предать, не любить, то мы, конечно, должны, наоборот, принять решение любить, потому что совершенная любовь изгоняет страх.
Все выпуски программы Актуальная тема