Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Дядя Андрей, ты знаешь что-нибудь о Седмиозерной иконе?
— Да, Паша, знаю. Старинный образ Богородицы. Хранится в Казани, в Петропавловском соборе. А почему ты вдруг спросил?
— Мне нужно подготовить доклад для школьников о какой-нибудь малоизвестной иконе. Выбирал тему, и мне название понравилось — Седмиозерная.
— Да, название поэтичное. Напоминает о лесной обители на семи озёрах близ Казани — Седмиозерной Богородичной пустыни. Именно там образ прославился чудесами.
— А когда это было?
— В семнадцатом веке. Россия переживала эпидемию чумы. Страдали от неё и жители Казани. Чтобы избавиться от напасти, они соборно просили помощи у Божией Матери. И принесли в город крестным ходом Её Седмиозерную икону из Богородичной пустыни.
— И болезнь отступила?
— Да. А традиция ежегодно совершать молитвенное шествие сохранилась на несколько веков. Поучаствовать в нём съезжались паломники со всей России. У меня, кстати, есть открытка, на которой изображено это празднество в 1845 году. Вот здесь она должна быть, на полке между книгами... Нашёл, смотри!
— Ух ты, сколько народу! Это Казань?
— Да, Казанский кремль. Видишь, угол крепостной стены, и люди рекой текут в арку под башней. Здесь и священники, и простые горожане — с иконами, с хоругвями. Сопровождает крестный ход конная полиция. А возглавляет шествие чудотворный образ.
— Да, вот тут надпись на открытке — «Внос Седмиозерной иконы». Жаль, изображение блёклое. Это карандашный рисунок?
— Изначально изображение было выполнено в красках. Его создал непосредственно во время торжества художник, о котором сведений не сохранилось. Лишь фамилия известна — Розе. А картина его стала популярной благодаря тому, что попала в руки к талантливому казанскому гравёру Петру Табуре. Полотно получило вторую жизнь в виде литографии — её мы и видим на открытке.
— А что такое литография?
— Техника, при которой изображение переносится на каменную пластину, а затем отпечатывается на бумаге. Один из оттисков картины «Внос Седмиозерной иконы» можно увидеть в Казани, в Национальном музее республики Татарстан.
— А сколько всего гравёр сделал таких оттисков?
— Полагаю, сотни! Литография «Внос Седмиозерной иконы» была весьма востребована, её охотно покупали.
— Петр Табуре был предприимчивым человеком!
— Это не главное его качество. Пётр Францевич был патриотом Казани. И заботился о сохранении истории города. Талантливый гравёр запечатлел для нас момент летописи чудотворной иконы, сберёг свидетельство народной любви к чтимой святыне.
— А ещё литография Петра Табуре— замечательная иллюстрация для моего доклада об истории Седмиозерного образа! Спасибо тебе, дядя Андрей, за помощь!
Картину Петра Табуре «Внос Седмиозерной иконы» можно увидеть в Казани, в Национальном музее Республики Татарстан.
Все выпуски программы: Краски России
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О восьмой и девятой заповедях блаженств

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого».
О восьмой и девятой заповедях блаженств — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О Богопознании
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О Богопознании — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема











