
Поющий ангел — так журналисты и зрители называли певицу Анну Герман. До сих пор люди помнят, поют и слушают её удивительные песни — «Эхо любви», «Сады цветут», «Надежда». Звенящий, словно серебряный, плавный и чистый голос певицы приносил людям радость и утешение. В песнях Анны было что-то особенное: они проникали глубоко в душу и сердце. Слушатели безошибочно чувствовали: так может петь только человек, который сам наполнен любовью, теплом, светом и добротой. Выступления Герман всегда были большим, чем просто концерт. Исполнительница признавалась, что каждый раз, когда выходит на сцену, ей хочется широко раскинуть руки и обнять зрителей. «Этот импульс передаётся от меня к залу, опять ко мне, и снова к зрителям; усиливается и становится таким, что нам с ними не страшно никакое зло, мы защищены общей силой, и сила эта — любовь и доброта», — говорила Анна Герман.
Анна родилась в 1936 году в советском Узбекистане. Немецкое происхождение родителей стало причиной семейной трагедии: в 37-м отца Анны расстреляли по ложному доносу соседей, которые обвинили его в шпионаже. Семье пришлось нелегко — мать не могла устроиться на нормальную работу. Анна вспоминала, что жили они тогда в страшной нужде, ели лепёшки из соломенной трухи, а вместо обуви девочка носила в школу тряпичные обмотки. Жизнь со шпионским клеймом была невыносимой, и в 1946-м семья переехала в Польшу. Там Анна поступила во Вроцлавский университет на специальность «геология». В студенческие годы состоялся и её сценический дебют. Анна Герман всегда вспоминала его с улыбкой — от смущения перед публикой девушка тогда забыла почти все слова песни. Но зрители всё равно почувствовали удивительную силу её голоса. Следующие её выступления были куда более удачными, и однажды однокурсница Анны посоветовала ей пройти прослушивание во Вроцлавскую филармонию. Герман совсем не считала себя талантливой. Но в конце концов поддалась на уговоры. И — прошла! Начались концерты, гастроли. В 1965-м Герман побывала в Советском Союзе, на фирме звукозаписи «Мелодия» вышла её пластинка. Немка по происхождению, гражданка Польши, Анна Герман стала настоящей русской певицей. И дело было не только в том, что она прекрасно говорила и пела по-русски. Её тонкая, проникновенная исполнительская манера была очень близка русской душе. На сцене Анна всегда держала себя очень скромно. Мягкая, добрая и кроткая — такой она осталась в памяти зрителей.
Мало кто знал, что каждое выступление давалось Анне Герман с огромным трудом. Причиной тому были последствия автокатастрофы, в которую Анна попала в Италии в 1967 году. После нескольких часов на сцене травмированная нога певицы опухала и невыносимо болела. Но Анна пела для людей, превозмогая боль. И никогда не жаловалась. Она говорила, что для неё огромное счастье — просто увидеть, как кто-то улыбнулся. Это проявлялось и обычной жизни. Супруг Анны Герман вспоминал, что, когда к ним домой приходил почтальон или молочник, Анна всегда приглашала их на кухню, угощала чаем, беседовала. Для неё был важен каждый человек. Однажды, приехав с гастролями в Узбекистан, Анна прямо с самолёта отправилась на хлопковые поля. Стоя в кузове грузовика, она дала большой бесплатный концерт для сборщиков хлопка. «В ней не было ни тени высокомерия. Только душевное тепло и любовь к людям», — вспоминали организаторы того «полевого» концерта.
Такой Анна Герман оставалась до последнего дня своей жизни. Которая, увы, была очень короткой. Певица скончалась в возрасте 46 лет. В 1980-м году, прямо с выступления на стадионе «Лужники», Анну увезли в больницу. У певицы обнаружили рак. Через два года, в 1982-м, её не стало. Незадолго до кончины Анна Герман положила на музыку молитву «Отче наш» и знаменитый «Гимн любви» апостола Павла. Она напела их на маленький магнитофон. А вот записать их в студии уже не успела.
То, чем ты занимаешься в жизни, должно приносить людям радость, часто повторяла Анна Герман. Певица говорила: «Человек счастлив в той мере, в какой он сам дарит счастье другим». За свою недолгую жизнь Анна Герман подарила людям много радости. А, значит, сама была счастливым человеком.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.