«Анимационное кино о святой великой княгине Елисавете «Ангел маленькой принцессы». Игорь Мещан, Александр Саварский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Анимационное кино о святой великой княгине Елисавете «Ангел маленькой принцессы». Игорь Мещан, Александр Саварский

* Поделиться

У нас в гостях были генеральный директор компании «Фома Кино» Игорь Мещан и автор сценария и режиссер анимационного фильма «Ангел маленькой принцессы» Александр Саварский.

Наши гости рассказали, как им пришла идея создания фильма для детей и подростков о великой княгине Елизавете Федоровне Романовой, прославленной в лике святых, как шла работа над ним и чем необычен этот мультипликационный фильм.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА, здравствуйте, уважаемые друзья, в студии у микрофона Константин Мацан, с нами сегодня в этом часе Игорь Мещан — генеральный директор компании Фома Кино, добрый вечер!

Игорь Мещан:

— Добрый вечер!

Константин Мацан:

— И Александр Саварский, режиссёр и автор сценария, в частности, мультфильма, который называется «Ангел маленькой принцессы». Добрый вечер!

Александр Саварский:

— Здравствуйте.

Константин Мацан:

— И вот об этом мультфильме и обо всех темах, которые с ним связаны, мы сегодня поговорим. И уже не в первый раз на волнах радио ВЕРА был у нас случай поговорить об этом мультфильме с Владимиром Романовичем Легойдой в еженедельной программе с ним как с одним из первых зрителей. Но вот сегодня у нас создатели, создатели этого прекрасного фильма. Ну вот, Игорь Владимирович, долго мы вас ждали снова в студии радио ВЕРА с новым проектом. Сколько после «Серафимы» про что лет? Семь?

Игорь Мещан:

— После «Серафимы» прошло семь лет.

Константин Мацан:

— Я напомню, что замечательный мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», который Игорь Владимирович тоже продюсировал и создавал, вышел в 15-м году, мы тогда его тоже с радостью обсуждали. И вот ждали новых работ ваших. Вот дождались. Сегодня в студии у нас создатели «Ангела маленькой принцессы», мультфильма, посвященного, ну, наверное, самой популярной в хорошем смысле слова, самой почитаемой православной святой преподобномученицы Елизавете Фёдоровне Романовой. Прекрасная тема, и давайте с этого и начнём. Сама идея мультфильма про святую из чего выросла?

Игорь Мещан:

— Ну давайте я начну, коли уж мы зашли, так сказать с козырей, с «Необыкновенного путешествия Серафимы», и с ожидания новых работ, я вам хочу сказать, что я бы сказал новых анимационных работ.

Константин Мацан:

— Да, мы с вами говорили про документальные фильмы Фома Кино.

Игорь Мещан:

— Потому что за семь лет складывается такое впечатление, что я сидел и ждал вот эти семь лет, когда вдруг мы с Сашей, когда будет создаваться новый анимационный проект.

Константин Мацан:

— Внимательные слушатели знают, вы были у нас, рассказывали про документальные фильмы Фома Кино. Их много вышло, и мы их смотрели и смотрим. Ну да, теперь про мультфильмы. Именно детские.

Игорь Мещан:

— Именно детские, да. Вы знаете, вопрос в том, что анимация с моей точки зрения — это один из наиболее удачных способов показать святость. Потому что святость вообще в принципе сложно показать, да? Или играть в театре, или играть в кино, или показывать это в кино. Анимация она очень сильно расширяет возможности в любом случае. То есть если ты хочешь показать ангела, ты просто его нарисовал, и вот ангел. Потому что любая история, которая показывается как спецэффекты в кино, или ещё что-то такое, это будет отличаться от всего. Это некая другая ткань, это некое другое представление. Понятно, что сейчас технический прогресс дошел до очень серьезных вещей, когда ты не понимаешь, когда одни из героев создаются виртуально, остальных играют люди. Это понятно. Но мы сейчас не об этом. Просто анимация — это такой язык, который прекрасно передает те вещи, те нюансы, те тонкости, которые ты можешь сделать и показать, поэтому вот этот анимационный проект, который сейчас выходит благодаря Саше Саварскому и благодаря большой команде, которая над этим работала, идея, знаете, как говорят всегда, идея носилась в воздухе. Та же идея с «Серафимой» была в воздухе. И та же идея с Елизаветой Фёдоровной тоже была в воздухе. Но, вы знаете, мы сломали огромное количество копий о том, как это должно выглядеть. Я думаю, Саша ещё более подробно расскажет потому что мы полгода, наверное, обсуждали, во-первых, саму фабулу, был самый простой способ — взять и сделать житийный мультик. Ну и для кого? Для женщин 60+? Для кого? Я ни в коем случае не обижаю женщин 60+, просто это определённая аудитория, житийная. И зная про разные житийные работы, они не всегда удачные. Потому что если ты глубоко воцерковленный человек и понимаешь, и знаешь жития, то вопрос: а зачем тебе его ещё раз показывать в анимации? Или в художественном фильме? Зачем? То, что ты знаешь. И тут мы подошли к теме, которая чрезвычайно важная. Это аудитория. Для кого это? И когда ты понимаешь, для кого ты это делаешь, вот отсюда появляется уже фабула, формула, сценарий. Для того, чтобы это было доступно, условно говоря, для вот этой конкретной аудитории, чтобы их привлечь, а не тех, кто уже давно знают житие, 18 000 раз прочитали, были в Марфо-Мариинской обители, были в Иерусалиме, там, где мощи, на Елеоне. И так далее, и так далее. То есть это не для них история. Мы сделали такую волшебную сказку. Мне кажется, Саша здесь про волшебную сказку он больше дополнит и расскажет, потому что он прошел тяжелый путь, тяжелый путь, я бы сказал, чрезвычайно тяжелый путь от вот этой попытки сделать абсолютно светскую с элементами житийную историю, до вот этой волшебной сказки, и мне кажется, что все получилось.

Константин Мацан:

— Так, Александр Саварский.

Александр Саварский:

— Игорь Мещан у нас оптимист, и, собственно, это и явилось главной силой, которая толкала этот проект, потому что, безусловно, я находился в состоянии легкой фрустрации как человек сугубо светский, но, в общем, интересующийся, конечно, духовной жизнью своей страны. Но тут был вопрос как раз о волшебстве, у нас ещё есть один продюсер, и мы втроём пытались определить ту меру, которая включает в себя вот это слово. Потому что в конце концов, я, сделав анонс «волшебная история», отказался от него, заменив на «сказочная история». Потому что в волшебстве есть нечто персидское.

Константин Мацан:

— Магизм, волхование.

Александр Саварский:

— Да, со всеми этими историями.

Константин Мацан:

— Не православно.

Александр Саварский:

— Не православно. Да, есть такой момент. Дело в том, что мне важно было, и я уже это несколько раз говорил, и на премьере фильма, и в разговорах частных, что эта история правдивая. Это очень важно понимать, потому что я даже пытался много раз сформулировать вот это отношение к истории как к истории исторической, но и в тоже время сказочной. И вывел такую формулу, что принцесса Элла она не тождественна, конечно, Елизавете Фёдоровне в юности, но она равна ей. Абсолютно равна, потому что здесь очень важно...

Константин Мацан:

— Такая диалектика у вас.

Александр Саварский:

— Да, да. Это вопрос принципиальный и вопрос точного понимания того, по какому пути драматургия будет развиваться в этом кино. Это и построит потом всю историю. Потому что если хоть в одном эпизоде веры не будет, то грош цена такому персонажу. Она должна была поступать сообразно тому, какую мы её знаем уже в конце жизни. Но она должна была прийти к этому состоянию. И вот как заставить зрителя, как заставить самого себя выстроить вот эту историю с той внутренней драматургией, которая позволит каждому зрителю, даже самому маленькому, меня очень потрясла реплика на «Лучезарном ангеле», ребёночка лет... У нас 6+ фильм, а там ребёночек лет пяти, наверное, был, который сказал: «Это про меня история! Это про меня!» Что в этот момент думал этот ребёнок, мы не знаем, но это удивительная оценка.

Константин Мацан:

— Давайте я просто скажу, что премьера мультфильма «Ангел маленькой принцессы» состоялась недавно, в начале ноября, на кинофестивале «Лучезарный ангел». И фильм был тепло принят зрителями. Маленькими зрителями.

Игорь Мещан:

— Маленькими, да, но понимаете, вопрос в чем, сейчас мы думаем, чтобы сделать показ в Доме кино. Ну тоже ещё один такой показ для своих, мы, естественно, пригласим радио ВЕРА и всех наших друзей, всех кто нам помогал, почему? Потому что у нас получился совершенно удивительный казус. Там был зал, по-моему, на 200 мест, и нам забронировали 10 мест, остальное народ разобрал просто в мгновение ока. И мы, типа, а что это было? Мы хотим кого-то пригласить, ну знаете, ну премьера, все вот эти истории, Саша с бабочкой, белая грудь, фрак.

Константин Мацан:

— Приятного просмотра.

Игорь Мещан:

— Да, да. А тут — бац. Они говорят: а ребята, а уже всё, билетов нет. Полный зал, а у вас 10 мест, вот садитесь от сих до сих, ну не помню, там 10 или 15 мест. Но это же команда, это люди, это ещё что-то такое. И вот смотрите вместе со всеми, поэтому мы даже не понимали, какая аудитория перед нами, потому что это семейная аудитория, и мы поняли, что мы попали точно в такую семейную аудиторию. Потому что были семьи с детьми, которые зарегистрировались, пришли, получили эти билеты и сели в этом зале. И то, что они тепло это встретили, это не отобранная аудитория, она не отобрана, это аудитория, которая сама по себе, услышала, прочитала анонс и сказала: да, нам это интересно. И пришла посмотреть.

Александр Саварский:

— А вот важный момент, мне про него рассказали, конечно, я сидел спиной, но были люди, которые заинтересовались. Детскую аудиторию всегда тяжело удержать, это всем известно, это самый требовательный зритель, его не обманешь, и всё это мы знаем. Но именно поэтому несколько человек очень внимательно смотрели в зал во время просмотра кино. Я старался максимально насытить событиями каждую минуту фильма, чтобы держать в напряжении, особенно маленького зрителя, который ещё не способен интеллектуально простаивать какие-то линии, которые во взрослом кино работают.

Игорь Мещан:

— Чтобы он не забывал, что было раньше.

Александр Саварский:

— Да, да. И действие должно быть. Просто простые глаголы: встал, пошёл, увидел, зацепился и так далее. Мне после просмотра сказали: ни один, мне это просто очень приятно, это самое главное достижение, ни один из зрителей маленьких не включил телефон. Не было вот этого света, который выдает.

Игорь Мещан:

— И не ушел.

Александр Саварский:

— Уйти — то точно никто, наверное, не смог бы, дети пришли с родителями.

Игорь Мещан:

— Да нет, уходят легко, Саш.

Александр Саварский:

— Но вот этот момент, когда я хожу со своими детьми в кино на детские фильмы, всё время я вижу, что включается телефон, где-то слева начинает слепить, потом справа, потом смотришь — и там лицо освещено.

А здесь вот случилось это. Может быть, конечно, это невероятное количество событий, которые в 31 минуту были вставлены, но тем не менее. Для меня это было самое главное.

Игорь Мещан:

— Да, это очень важно, очень важно. Держать аудиторию, тем более детскую вот этим действием, которое происходило. Мы это все переживаем, мы понимаем, что это очень сложная задача, и слава Богу, что она решена была за счёт сценария, за счёт картинки, про картинку мы ещё поговорим. Там такая необычная история с картинками. Но это важно, потому что ребёнок захватывает, он погружается в это действие, и он ему сопереживает, и это очень важно. Я знаю по своим детям, условно говоря, пять лет назад, когда они были помладше, вышел один фильм мультипликационный, не буду его называть, на который потратили гигантское количество денег, у меня дети ушли через 10 минут. Хотя была невероятная графика, они сказали: «А о чем фильм? О чем вообще? Ну да, всё летает, падает, взрывается, спецэффекты, невероятная мультипликация, а в чем содержание?» Вот мы идём к тому, что очень важно содержание, которое ты доносишь. Вот это принципиально важный момент. И можно сразу делить. Есть художественные средства, которыми ты это привносишь, и есть содержание само, сама вот эта сказка, сама эта история, то, что заставляет сопереживать, сам смысл этого всего. Если этой истории нет, если нет сценария или нет вот этого рассказа, то никому не интересно это всё. Эти внешние эффекты, ты к ним привыкаешь через две минуты, и они тебе не интересны, потому что ты не понимаешь, о чем там.

Константин Мацан:

— У нас сегодня в гостях Игорь Мещан, генеральный директор компании Фома Кино и Александр Саварский, автор сценария и режиссёр мультфильма «Ангел маленькой принцессы», о котором мы сегодня говорим. Ну вот про картинку вы упомянули, давайте тоже про это поговорим. Насколько я понимаю, такая необычная техника использовалась в создании мультфильма, то есть это были актёры, которые играли, которых снимали, и которые потом преобразовывались в мультипликационную картинку, тут можно сказать, что главные роли не знаю, исполняли или озвучивали, Егор Бероев и Елизавета Арзамасова. То есть роль соответственно Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича, её супруга.

Александр Саварский:

— Ну Елизавета Фёдоровна она уже в следующей жизни, а здесь принцесса Элла, в своей немецкой ещё жизни Дармштадтская.

Константин Мацан:

— Будущая Елизавета Фёдоровна.

Александр Саварский:

— И принц, князь Сергей. Они так и знакомятся на дереве.

Константин Мацан:

— Вот про это поговорим ещё, про фабулу их отношений, но вот сейчас про картинку расскажите.

Александр Саварский:

— Ну смотрите, там такая история, я бы хотел ещё раньше попытаться внести некоторую ясность, рассказав о тяжелой судьбе предыдущего моего кино. Я думаю, можно здесь упомянуть?

Константин Мацан:

— Можно.

Александр Саварский:

— Вот у меня есть мой дебют как бы, я очень долго занимался другими делами, и в режиссуру пришел хоть и рано, но в режиссуру кино, можно сказать, с подачи моего учителя Владимира Валентиновича Меньшова. Я меньшовец — с гордостью это сообщаю всем. История посвящена, которую я снял перед этим, история, посвещянная тем же отношениям между мужчиной и женщиной, и как я люблю высокопарно сообщать — высоким отношениям, но там была литературная основа невероятная. Это Паустовский, рассказ «Снег». Фильм назывался «Письма». И вот я собственно к чему все это рассказываю? Не в качестве какого-то самопиара, а для того, чтобы рассказать, какой тяжелый путь на фестивалях это кино проходило от полного отрицания до какого-то принятия. Потому что это не мультфильм. Ни один мультипликатор в здравом уме не назвал мой фильм мультипликационным. И в Суздале, куда мы в первый раз приехали, это самый большой фестиваль нашей мультипликации, на одном из мастер-классов, мне очень понравился там мастер-класс вёл продюсер, который, когда разбирали вот это кино, он сказал: «Понимаете, мультипликация вообще по другим законам строится. Мультипликация — это другие персонажи, другие отношения и другие сценарии. Вот такие сценарии как у вас, такая драматургии как у вас, она не характерна для мультипликации, поэтому ни один мультипликатор не согласится, что вы для него конкурент. Он скажет — это экспериментальное кино». В тот момент...

Игорь Мещан:

— Да и слава Богу.

Александр Саварский:

— Когда вы вводите живых актёров, мультик перестаёт быть мультиком в тот момент. Он становится полухудожественным произведением. У меня даже такая шутка была, я какое-то время называл фильм «Письма» высокохудожественным произведениям, потому что собственно основа этого произведения — это искусство, это живопись, которая лежит и как фон, и как основное выразительное средство. И теперь, переходя уже к нашему «Ангелу», я хочу сказать, что...

Константин Мацан:

— То есть его лучше не называть мультфильмом?

Александр Саварский:

— Это не мультфильм. Это кино. Мне тоже кажется, что это вопрос вкуса любого человека и его определение жанра, тут вот что главное, персонаж в мультипликации он заложник своего образа. Вот какой вы персонаж создадите, такой персонаж и будете выстраивать в дальнейшем. Вот будет белочка, это будет персонаж с определёнными качествами, которые заранее ребёнок понимает. В кино персонаж — это всегда актёр. Это всегда его внутренний мир. Это всегда его состояние. И это неуловимая вещь, она абсолютно живая, и поэтому невозможно подменить, вот можно перерисовать Эллу, можно перерисовать Сергея, но пропадёт 90% очарования этого кино, потому что отношения у них настолько настоящие в кадре, ну мне так хотелось.

Константин Мацан:

— Да, это правда. Это считывается.

Александр Саварский:

— Это получилось. И настолько Элла соответствует вот этому удивительному трепетном ребёнку, каким она и была в этой семье. И Сергею, вот этому сдержанному, благородному рыцарю, которые и слова-то лишнего не скажет никогда. Вот как это воплотить в мультипликации? Это удавалось, вот я уже об этом говорил однажды, это удавалось только Александру Петрову, но он сам художник, он полностью проводил своего персонажа от первого кадра до последнего.

Игорь Мещан:

— Он под ключ сам всё делает.

Александр Саварский:

— Он сам всё делает под ключ, с это совершенно справедливо. Там нет мультипликаторов, которые будут создавать этот персонаж в каждом новом ракурсе. А вы знаете, проблема человеческого персонажа в том, что как только ты его чуть-чуть повернул, он перестал быть узнаваемым. Сколько бы ты не нарисовал референсов, этих поворотов, сколько бы ты художникам не создал всех этих ракурсов, какие есть, все равно это будет — один художник нарисует одного персонажа, а другой в другом ракурсе другого нарисует. Они будут похожи, по одним референсам, рука разная. Я с этим столкнулся ещё в первый раз, когда мы разрабатывали вот эту стилистику. И тогда же я понял одну удивительную вещь, что как только ты создаёшь атмосферу вокруг главных героев, вокруг персонажей, эта атмосфера катализирует настолько, вот все, что происходит на экране, что вот у меня отношение к этому как к любому художественному произведению, которое рисует художник. Картину нельзя посмотреть за 10 минут, за 30 минут, около картины, которая действительно гениальная, нужно стоять часами, высматривая каждый раз нюансы, которые художник туда заложил. И вот мне кажется, что и у первого фильма, и у «Ангела» есть вот это очарование ручной работы, очарование души, которая внутрь вложена каждым, работающим над этим фильмом, человеком. Мало того, что наши герои они настолько, но это нужно рассказывать, как они себя вели на площадке.

Константин Мацан:

— Я не ошибаюсь, когда говорю, что вы сначала их снимали, вы людей снимали?

Александр Саварский:

— Конечно, а потом их закрашивали, под акварель.

Игорь Мещан:

— Получается там, можно, Саша, я подытожу? Саша увлекается и поэтому... а у нас радио, если показывать видео — это более информативно.

Константин Мацан:

— Мы его для этого и пригласили.

Игорь Мещан:

— Мы говорим о том, что есть особая техника, в которой сделан этот фильм. Я бы так сказал, что не мультик, как, Константин Михайлович, вы привыкли говорить, а анимационный фильм.

Константин Мацан:

— А я ожидал, что мне скажут, что нельзя это слово употреблять даже к мультипликационным фильму, потому что это просто унизительно.

Игорь Мещан:

— Нет, нет. У тебя маленькие дети, поэтому ты же им не скажешь: давайте посмотрим анимационный фильм. Ты им говоришь: давайте мультик посмотрим. Это совершенно очевидно. Я просто что хотел дополнить чуть-чуть. Структурировать. Мы говорим о том, что есть некая техника и технология создания этого фильма. Я бы сказал анимационного фильма, да, это не мультик, это фильм. Это анимационный фильм, снятый по определённой технологии.

И вот это первая часть, когда актёры играют, делается как мувинг эктэр, захват этого движения, потом это все преобразуется, мы так же делали «Серафиму». Но «Серафима» другая совершенно. Хотя вот этот прием захвата и с актёрами, и так далее, но там был анимационный персонаж то, о чем Саша говорит, совершенно правильно. А здесь я бы сказал, что у нас получается такое художественное кино в определённой технике, в определённой анимационный технике. Саша говорит правильно, что создается атмосфера, некая атмосфера. Вы знаете, я не один раз смотрел это кино, понятным образом, будучи продюсером и участвуя определённым образом в процессе, но, когда ты приходишь и смотришь финальный вариант и на большом экране, это производит совершенно другое впечатление, потому что ты его смотришь от начала до конца. Ты получаешь вот эту эмоцию, которую это кино тебе дает. И вторая тема, которая помимо того, что это как бы кино, которое в определённой технике — это то, о чем начал Саша говорить, это вот эти акварельные фоны. Это такая особая прозрачная художественная некая атмосфера. Это придает некую атмосферу. Акварели они же такие лёгкие, прозрачные, это не письмо маслом, это не голландцы, это не 16-й век, это немножко про другое. И вот эта акварель, я думаю, Саша лучше скажет, она дает всё остальное настроение, вот это художественное воплощение. Это сродни картине, которую можно рассматривать. Она создает не только вот этот чувственный образ, она создает некий художественный вопрос. Это некая картинка на 30 минут. И каждую отдельную картинку можно брать и рассматривать как отдельный кадр. Это благодаря искусству и режиссёра, и сценариста, и художников, и так далее. Это очень важно, это такая особая атмосфера, которая создается, просто я хотел какие-то нюансы подчеркнуть.

Александр Саварский:

— А вот интересно, что, я просто дополню, интересно, что акварели, подготовленные для этого фильма, они сейчас у нас, и возможно волею продюсера будет организована какая-то небольшая выставка во время премьеры?

Игорь Мещан:

— В первый раз об этом слышу. Естественно, я полностью согласен. И одну акварель мне подарите? Я надеюсь.

Константин Мацан:

— В присутствии всех слушателей радио ВЕРА вот объявляется.

Игорь Мещан:

— Да, мы сделаем обязательно эту выставку, потому что это очень классно, мы сделаем выставку после того, как люди смогут её посмотреть, мы думаю сделаем ещё и виртуальную выставку, эти акварели можно будет посмотреть как отдельное произведение искусства. Это тоже очень важно, потому что это очень красиво.

Константин Мацан:

— Мы вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, что сегодня с вами и с нами в программе «Светлый вечер» Игорь Мещан генеральный директор компании Фома Кино и Александр Саварский, автор сценария и режиссёр фильма, анимационного фильма «Ангел маленькой принцессы», у микрофона Константин Мацан, мы скоро вернёмся, не переключайтесь.

Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА продолжается, ещё раз здравствуйте, уважаемые друзья, в студии у микрофона Константин Мацан, в гостях у нас сегодня Игорь Мещан, генеральный директор Фома Кино и Александр Саварский, автор сценария и режиссёр фильма, анимационного фильма «Ангел маленькой принцессы». Я напомню, что премьерный показ этого фильма состоялся в ноябре в Москве на кинофестивале «Лучезарный ангел». Сейчас, я надеюсь, наши гости расскажут о том, где можно будет дальше увидеть этот фильм. Важный вопрос, потому что просмотр фильмов и мультфильмов, анимационных фильмов — один из самых популярных способов проведения досуга с друзьями или с семьей. Мы смотрим кино, собираемся дома или ходим в кинотеатры. И это сейчас в целом довольно доступно, вот я знаю, что благодаря национальному проекту «Культура» по всей стране обновляются кинозалы, а в сёлах и в небольших городах открываются кинотеатры. Мы все знаем программу «Пушкинская карта». Это возможность молодым людям от 14 до 22 лет, я уже, к сожалению, в эту категорию не попадаю, а хотелось бы, ходить в музей, в театр, в кино бесплатно, за счёт средств федерального бюджета. И поэтому сегодня кино, в том чимле как часть культурного пространства, становится более доступным. И хочется надеяться, что и фильм «Ангел маленькой принцессы» будет доступен все более и более широкому зрителю. Вот как это будет происходить?

Игорь Мещан:

— Смотрите, так как у нас некий формат не полный метр, у нас есть в планах сделать это кино полным метром. Тогда это будет прокат в кинотеатрах, широкий прокат в кинотеатрах, как мы катали, например, «Серафиму». И я думаю, что это очень важно, но это будет не совсем то кино, которое сделано на полчаса, на вот этот телевизионный формат. Это будет, и я думаю, Саша со мной согласится, это будет немножко другая история. Да, будут какие-то вещи, которые мы... сублимированные в этот короткий фильм, но все равно история будет шире, потому что изначально Сашей был написан сценарий под полный метр. А полный метр, вы сами понимаете, что это дается каким-то таким большим, много больше можно смыслов вложить, широко дать картинку, дать других героев, других персонажей. То есть довести до такого большого формата, интересного. Поэтому у нас то, что касается проката, мы сделаем ещё показы такие для своих, закрытые показы. Я думаю, что в декабре мы сделаем в Доме кино, посмотрим, как это все организуется, нас просят определённые, например, больницы, Марфо-Мариинская обитель, где мы сделаем показы, мы просто привезём и покажем людям. Вот в Алексеевской больнице, например, есть зал на 100 мест, и они хотят, чтобы мы показали и врачам, и больным, и там каким-то детям, которые есть у врачей любых, то есть они хотят посмотреть это на большом экране, потому что впечатление от большого экрана — это совершенно другая история. И мы, конечно, же это все сделаем. А дальше у нас запланирована для широкого, так как это наша какая-то миссия, и нам министерство культуры помогало, нам помогали другие люди благотворительные. Это не коммерческое кино. И плюс формат. Формат — короткий метр. У нас будет оно показано на «Карусели», потому что это детская кино. Я думаю, что это будет в ротации на «Карусели». Начнут они показывать его на Рождество, 7 января, первый показ будет на «Карусели». Мы у себя в Фома Кино и везде мы объявим, на наших telegram-каналах, на сайтах, везде будут анонсы. И дальше, то, что вы сказали про кинотеатры, мы думаем над тем, чтобы особенно в региональные кинотеатры, которые испытывают определённые, им необходим контент такой, потому что вы же понимаете, что сейчас происходит с контентом, а тем более с таким контентом добрым, хорошим, они возможно... Мы, во-первых, готовы отдать, но второй вопрос — готовы ли зрители прийти и посмотреть полчаса? Хотя по нашим предварительным вещам в регионах совершенно спокойно. Пришли — посмотрели полчаса кино. Не полчаса реклама, как это было раньше, потом час кино, потом ещё полчаса рекламы. Нет. А просто пришли на полчаса, посмотрели.

Константин Мацан:

— Я бы пришел с детьми посмотреть.

Игорь Мещан:

— Да, да. Поэтому мы работаем над тем, чтобы это был прокат. Но это будет прокат некоммерческий. Это немножко другой формат. А вот когда мы вернёмся к теме полного метра, это уже другая история.

Константин Мацан:

— Тогда мы вас ещё раз позовём в студию радио ВЕРА.

Игорь Мещан:

— Ну мы надеемся. Раз в семь лет можно сходить.

Константин Мацан:

— Давайте встречаться чаще, каждые пять, а то и семь лет.

Игорь Мещан:

— Наоборот: каждые семь, а то и пять лет.

Константин Мацан:

— Давайте поговорим о фабуле. Александр, вы так интересно сказали, и такую формулу привели точную, что героиня мультфильма, фильма, Элла не тождественна Елизавете Фёдоровне, но равна ей. То есть в фильме рассказывается история не биографическая, если я правильно понимаю. Это не то, что случалось на самом деле у Елизаветы Фёдоровны? Можно об этом говорить, не раскрывая всего сюжета. Но вот как Игорь Владимирович вначале сказал, что это не житие, это не то, что мы пошли по событиям жизни. С другой стороны, если я правильно понимаю вашу мысль, это то, что могло бы происходить в жизни принцессы Эллы, учитывая её характер, что мы о ней знаем, какой была её подлинная дальнейшая жизнь. То есть мы можем вообразить, что у такого человека в его юности была вот такая история, такая встреча. Но можно, наверное, сказать, что некая магистральная тема, чисто сюжетная, фильма — это знакомство с князем Сергеем, за которым угадывается будущий супруг, великий князь Сергей Александрович, история знакомства, история возникновения этой любви, и как эта любовь через какие-то испытания проходит. Вот расскажите подробнее о том, что это было за решение — придумать историю про святую, историю, которая в реальной жизни, может быть, не случалась?

Александр Саварский:

— Но тут, на самом деле, и просто, и сложно всё. Дело в том, что, если не уходить в искусствоведение, в литературоведение, в глубь веков и не вспоминать о том, что количество сюжетов в мире ограничено и вообще определено двумя великими эпосами, как известно. Это «Одиссея» и «Илиада». Все остальные сюжетные линии оттуда взяты. А их всего четыре.

Игры:

— Я вот читаю Ветхий завет, мне кажется, что там гораздо больше сюжетных линий.

Александр Саварский:

— Вот, смотрите, если взять основные матричные сюжеты, а их, на мой взгляд, именно столько, то дальше литературоведы выводят и 36 вечных сюжетов, и 15, и 200. Возвращение героя — это древний сюжет гомеровский, и ничего с этим не сделаешь, и похищение — это древний сюжет. И смотрите: из чего состоит эта картина? Если не раскрывать сюжет. У нас есть факты. У нас есть немецкая принцесса, которая была воспитана практически своей бабушкой, королевой Викторией, в невероятной аскезе, которая занималась домашними делами, ходила в госпиталь ухаживать за больными, спасала, кормила птичек и собак. Вот персонаж, мы вокруг него начинаем выстраивать некую сюжетную линию. А дальше, что там неправда? Что Сергей Александрович переписывался больше шести лет с Эллой? Это правда. То, что умерла её мама, и герцог женился на аферистке европейской известной Александрине Ромрод? Это правда. То, что они познакомились, когда Сергей Александрович проезжал мимо Дармштадта, будучи другом семьи этой? Из Англии от королевы Виктории, по сути, тоже от своей родственницы, он ехал через Германию и познакомился там. Конечно, в настоящей истории он познакомился с Эллой, когда та была совсем младенцем, но для данной истории это не имеет значения. Для нас важно то, как мы расставим эти правдивые реперные точки, заполнив их этой матрицей сюжетной. А где мы её берём? Мы её берём из «Золушки», мы её берём из «Снежной королевы», мы её берём из «Принца и нищего». «Принц и нищий», там вся московская история.

Игорь Мещан:

— Саша, не спойлери.

Александр Саварский:

— Не буду, не буду. Вопрос ведь в том, что Эллочка проявляет недюжинный характер, попадая в невероятные для ребёнка ситуации.

Игорь Мещан:

— Для подростка.

Александр Саварский:

— Для подростка, да. Она способна принимать решения. Это будущая Елизавета Фёдоровна. Она никогда, ни одно решение не было спонтанным для неё. Это был всегда результат глубокой духовной работы. И финал, трагический финал наш, не в нашей сказке, а исторического персонажа, нашей святой, он целиком определен этой внутренней богатой духовный историей. И поэтому наша задача была — только не испортить, только не навредить, только не сделать эту историю выдуманной. Вот надуманность и выдуманость — это две невероятно неправильные вещи, о которых я просто с брезгливостью думаю. Я не буду надумывать ничего. Персонаж сам за себя отвечает. Если ты правильно выстраиваешь ему то, что называется драматургией, то этот персонаж раскрывается просто во всей своей красе. И наша задача была просто помочь Элле, которая к моменту, когда мы начали работать над этим сценарием, она уже была сформировавшейся личностью. А нам нужно было только не мешать этой личности принимать решения. Решения, которые, она примет сама внутри этого кино. Ну так работает всегда драматургия, так меня научили мои мастера. И тут вопрос даже не в том, что мы придумали какие-то вещи, которые не произошли, на самом деле, а в том, что, если бы они произошли, вот как мы и предполагаем, они бы так и произошли. Суть драматургии именно в том, что внутри каждого человека есть внутренняя правда. И эта внутренняя правда всегда должна коррелироваться с тем, что происходит на экране. Иначе человек отворачивается и говорит: так не бывает. Помните, знаменитое это выражение у Шукшина? «Так не бывает». Мне очень понравилось, как Бероев сказал. У нас тоже есть фильм о фильме, тоже можем попродвигать его, потому что там...

Игорь Мещан:

— Ну мы покажем его на Фоме Кино, на сайте поставим и в ютубе.

Александр Саварский:

— Он сказал, и я с ним согласен на 100%. Он сказал: «Наша задача — начать внутренний монолог зрителя». Фильм не обрывается на финале. Фильм продолжается в том внутреннем монологе, когда зрители, уходя из зала, продолжают прокручивать эту историю раз за разом. И от этой истории у него должно родиться, и вот это была задача, которую собственно наш продюсер ставил и сейчас скромничает. Он вскользь сказал, но я ещё раз повторю, то, что вы сказали в самом начале работы. Фильм, кстати, делался три года, чтобы вы понимали. 31 минуту — три года. Это дорогого стоит.

Константин Мацан:

— По 10 минут на год.

Александр Саварский:

— Там нет, запятой случайной, там всё результат тяжелого мучительного труда, такого, знаете, не одного человека, а всего коллектива. Игорь Владимирович сказал удивительную вещь. Он сказал: «Наша задача, чтобы маленький зритель, посмотрев этот мультипликационный фильм, анимационный фильм, тогда говорили по-разному, захотел узнать — кто же такая принцесса Элла. Кто же такая вот эта наша преподобная святая», и мне кажется, что собственно вот это у меня все время в подкорке и сидело. Потому что просто заставить ребёнка открыть книгу и заставить его: «На, читай про Елизавету Фёдоровну», невозможно, это каждый родитель скажет. А вот когда такое кино и когда такие страсти.

Игорь Мещан:

— И там понятно, что это Елизавета Фёдоровна. Я не буду спойлерить, но это ясно.

Александр Саварский:

— Да, да.

Игорь Мещан:

— И сама параллельная история там существует, где все понимают, что это Елизавета Фёдоровна, и она рассказывает некую историю из своей жизни. И вот, дополняя Сашу, я хочу сказать, что абсолютно точная история в чём? В том, что это могло произойти. То есть там нет других вещей, это все могло совершенно спокойно, в рамках её характера, в рамках условий жизни, там ничего не переврано. Это, как моя бабушка говорила, что он не врёт, он фантазирует. Бабушка про меня всегда так говорила.

Константин Мацан:

— Бабушка была афористом.

Игорь Мещан:

— Бабушка да, великим афористом, Царствие ей Небесное. Но опять, возвращаясь к этой истории. Эта история совершенно спокойно могла произойти с тем человеком, о котором она сделана.

Константин Мацан:

— У нас сегодня в гостях Игорь Мещан, генеральный директор компании Фома Кино и Александр Саварский, автор сценария и режиссёр анимационного фильма «Ангел маленькой принцессы», и вот я почему к этой теме обращаюсь, и сам, задавая свой предыдущий вопрос говорил, что у меня как у зрителя именно это впечатление есть, что эта история, она не документальная, история, рассказанная в этом фильме про юную Эллу, будущую Елизавету Фёдоровну, но, зная её характер, ты веришь, что с ней могло такое произойти. Почему я ещё об этом спрашиваю, потому что мы ведь часто в отношении любых разных фильмов исторических сталкиваемся с реакцией зрителей, что так не было, что так не могло быть, люди, которые, ну допустим, люди фильм о войне, ветераны смотрят и говорят: нет, у нас так не было, было по-другому. А другие говорят: нет, у нас прямо так и было. Всегда есть вопрос реакции аудитории, когда касаешься исторических персонажей. А здесь ещё, может быть, в каком-то смысле более усугубленная ситуация, потому что речь о прославленной святой. Но вообще мы к святыне как бы не прикасаемся, эта святыня отделена немножечко ореолом святости, и очень опасно что-то нарушать. И такое мнение тоже может быть. Я думаю, что для вас как для создателей этого фильма стоял этот вопрос: где та грань, когда мы можем к фигуре святой обращаться и фантазировать на эту тему? Я считаю, что вы никаких граней не перешли, наоборот, та фантазия, которая в этом фильме о святой Елизавете есть, она подчёркивает почитание её, то, как важен вам этот образ, с какой любовью вы про него говорите. И что вы ничего не хотите нарушить или чем-то эту святыню оскорбить. Но наверняка вопрос, «Как это сделать?» для вас стоял, какие были размышления? И гости друг на друга кивают.

Игорь Мещан:

— Давай ты первый, а я потом расскажу.

Александр Саварский:

— На самом деле, вот это самый простой вопрос, на который отвечать очень легко.

Игорь Мещан:

— Не для всех.

Александр Саварский:

— Я скажу так самоуничижительно, это не кокетство. Я, по правде сказать, хочу, умею и люблю снимать кино только про любовь. И тут мы не нарушаем самую главную заповедь, да? Возлюби Бога своего и ближнего своего.

Игорь Мещан:

— Бог есть Любовь. Ещё короче.

Александр Саварский:

— Да, да. И это правда. Дело в том, что нет ничего чище и нет ничего понятнее для человека, чем это чувство. И когда мы делали этот фильм для подростков, и у меня было ощущение, что надо обязательно это сделать доступно и очень ярко, потому что подростки в большинстве своем лишены рефлексии, они считывают этот мир набело сразу. Они ещё не загажены, если можно так сказать, вот этим всем, что произойдёт с ними позже. Они невероятно наивные. И сделать любовь, которая, с одной стороны, наивна, чиста, совершенна ... Вот откуда там, опять же боюсь спойлер какой-то, откуда там птички, кошечки и все прочее? Это все такие простые проявления чувств. Это тоже любовь, это тоже милость такая, это тоже такое отношение к окружающему миру.

Игорь Мещан:

— Восприятие мира.

Александр Саварский:

— Да, восприятие мира. И когда персонаж вписывается вот в этом понимании подростка, что мир вокруг пока ещё прекрасен, ну мы, взрослые, так про него говорим: пока ещё прекрасен. Для подростка все набело и всё чисто.

Игорь Мещан:

— Пока прекрасен — много веков мы говорим.

Александр Саварский:

— Да. Вот на этой высокой ноте, на этих высоких отношениях вдруг считав это, когда они сами испытают это чувство, вдруг они вспомнят, как это было в том мультике, который они посмотрели, в том кино, которое они посмотрели. Что самопожертвование — это и есть любовь. Собственно, нет ничего кроме самопожертвования в любви. Вообще ничего. Это и есть то желание помочь другому человеку стать ближе. И не только ради того, чтобы оказаться с ним рядом, но и для того, чтобы это взаимное чувство превратилась в некую бесконечность, бесконечность идеала. Это максимальная задача, которая ставилась мною для этого фильма. Там есть одна сцена, она могла бы быть финальной сценой, я даже не буду говорить про её содержание, но её можно было решить как угодно, потому что существует огромное количество неких матриц, неких уже готовых решений, что делают люди в такой ситуации. Но она, вот вы, когда будете смотреть это кино, вспомните эти слова, она не могла по-другому закончиться. Они не могли... Ну то есть там есть вот эта вот невероятная дистанция, внутреннее благородство, вот это красота чувства, его трудно показать, вот это самое главное. Вообще любовь трудно показать, потому что любовь — это не чмоки — чмоки, как у нас Щипачев Сергей писал в начале века: «любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне». Это вот об этом. Это вот так просто, но, на самом деле, правда именно в этом. Любовь — это такое количество нюансов, это такое количество поступков, через которое человек должен пройти, и только тогда он может быть вознаграждён и ответной любовью, и заслуженной любовью. Вот собственно это и было главным. Когда мы делали это для подростков, мы хотели это сделать максимально красиво и живописно, чтобы они вдруг осознали красоту момента. Что красота момента она в красоте чувства. А уж когда с тобой работают художники невероятного уровня, акварелисты, актёры, с которыми ты работаешь, и которые тоже всё это прекрасно понимают, то там такие полутона начинаются, просто вот невозможно...

Игорь Мещан:

— Можно я добавлю немножко Сашу? Он начал с того, что Бог есть любовь, да? И поэтому, когда мы делаем что-то о Боге, о вере, о чувстве, там всегда присутствует любовь. Мы помним апостола Павла, что без любви ну и так далее, не буду цитировать. Потому что во всём присутствует любовь. Конечно, любовь сложно передается, но она возникает. Вот это чувство внутри неё, оно возникает, когда ты это видишь. И совершенно правильно, потому что это может получится, а может не получится. Вот это очень важный момент. Можно специально всё делать про любовь, а на выходе не будет ничего. А можно делать просто так, как ты чувствуешь, а на выходе будет любовь. Мне кажется — это получилось.

Константин Мацан:

— Я тоже как раз хотел сказать, что мне как зрителю показалось, что это получилось, не то что показалось, а просто я так чувствовал, когда смотрел этот фильм, и вот вы сейчас говорите про это, я для себя формулирую, может быть, ответ на свой вопрос даже, про то, как делать фильм о святой. Для меня, то, что я увидел в фильме «Ангел маленькой принцессы» — это признание в любви Елизавете Фёдоровне. И когда такая мотивация у создателей фильма есть, то возможны любые фантазии сюжетные — это все равно останется внутри этого признания в любви, и зритель тоже это почувствует. Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу, я надеюсь, что большой путь будет у мультфильма «Ангел маленькой принцессы», то, о чем вы рассказывали, в кинотеатрах и на телевидении. И желаю, чтобы мы встретились и обсудили новые работы в самое ближайшее время. Игорь Мещан, генеральный директор компании Фома Кино и Александр Саварский, автор сценария и режиссёр мультфильма, анимационного фильма «Ангел маленькой принцессы» был сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер», у микрофона был Константин Мацан, спасибо, до свидания.

Игорь Мещан:

— Спасибо, всего доброго.

Александр Саварский:

— До свидания.

Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем