
Фото: PxHere
На Пасху 2016 года моим сыновьям-близнецам было девять лет. Первый раз они увидели в прямом эфире сошествие благодатного огня в Иерусалиме и были потрясены. Неужели внутри маленькой комнатки в Храме Гроба Господня может ниоткуда зажечься настоящий огонь? «Смотрите! Он не обжигает! Он прохладный!» — восклицал сын Владимир, показывая, как люди умывались благодатным огнём без страха обжечься.
Ночью мы всей семьёй отправились на Пасхальную службу. И вместе с нами разные люди стекались в небольшой деревянный храм на окраине Москвы, чтобы встретить Воскресенье Христово. Как ликовали и радовались мы, когда после Крестного хода батюшка возгласил «Христос воскресе!» Хор ликовал вместе с нами — радостные пасхальные песнопения перекликались с возгласами батюшки и всего прихода.
Одно из песнопений Пасхи начинается словами «Ангел вопияше...». Именно в этот Великий праздник оно заменяет молитву Пресвятой Богородице «Достойно есть», и поэтому иногда его называют «Задостойник Пасхи», то есть «вместо Достойно есть».
Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Текст этой молитвы славит Богородицу. Вот как звучит по-русски первый отрывок: «Ангел возглашал Благодатной (то есть Богородице): "Чистая Дева, радуйся!"» И снова скажу: «Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мёртвых воскресил. Люди, торжествуйте!». Вот как этот фрагмент звучит на церковнославянском языке: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся...»
Давайте послушаем этот отрывок песнопения.
Вторая часть песнопения ещё более торжественная, сияющая. По-русски она звучит так: «Светись, светись, новый Иерусалим, — слава Господня над тобою взошла! Ликуй и красуйся, Сион (то есть святая гора Сион, олицетворяющая всех верующих людей)! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рождённого Тобой». Вот как этот отрывок звучит на церковнославянском языке: «Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».
Послушаем вторую часть песнопения:
«Светися, светися новый Иерусалиме...» — ликовал хор в храме, где мы с семьёй встречали Пасху. И в это время рядом с нами что-то произошло. Со всех сторон мы слышали шёпот: «Огонь! Благодатный огонь!» Оказалось, что именно в эти минуты в наш храм внесли лампаду, зажжённую всего несколько часов назад от благодатного огня в Иерусалиме. Люди радовались, зажигали свои маленькие лампадки. Храм наш светился пасхальной радостью. Радостью о воскресшем Христе, радостью Его Пречистой Матери — Пресвятой Богородицы.
Мы шли домой после службы и, как и все прихожане, несли с собой лампадку, зажжённую от лампады с благодатным огнём. Дети смотрели на огонёк и никак не могли поверить, что в наш дом сейчас придёт маленькое пасхальное чудо. А я про себя всё пела строчки «Ангел вопияше» — одного из самых торжественных пасхальных песнопений, посвящённых Богородице.
Давайте вместе послушаем песнопение «Ангел вопияше...» полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О блаженных и блаженстве

Сегодня 2 мая. День памяти Блаженной Матроны Московской.
О блаженных и блаженстве — священник Захарий Савельев.
Те, кто прославлены в лике святых именно как блаженные, сам образ этих святых лучше всего показывает преображение человека во Христе, потому что таким образом человек показывает процесс Обожения, процесс того, как душа просвещается Божественным Светом и становится ему сопричастна, и природа человеческая меняется. По благодати Божией становится новым естеством, к которому призвал нас Господь в Своем Светлом Христовом Воскресении. Но вместе с этим процесс Обожения связан именно с благодатью. Мы становимся причастными Богу не по Его природе, потому что Его природа для нас недоступна, а по Его благодати, по Его милосердию к нам. И вот эта благодать — это и есть блаженство. Говорят, какое блаженство, когда человеку просто хорошо, даже просто от хорошей погоды или от хорошего настроения, но само понятие блаженства — это и есть счастье. А счастье и блаженство напрямую связаны с благодатью. А благодать напрямую связана с Божественным естеством, с его любовью к роду человеческому. И вот, когда мы празднуем память блаженных святых, особенно Матроны Московской, мы должны иметь это у себя в голове. Пример их святой жизни, на которой они встретились с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема