
Фото: wikipedia.org
Название реки Ангара происходит от бурятского корня «анга», слова с которым обозначают "открытый", "раскрытый", а также расселина, ущелье, промоина. Собственно, исток реки и является расселиной, ущельем, по которому Ангара вырывается из Байкала. Впервые название "Ангара" в письменных источниках упоминается аж в ХIII веке.
Ангара - одна из самых больших рек восточной Сибири. Общая длина Ангары 1779 км.
Ангара впадает в Енисей, причем существует даже Ну, спор – не спор, но некая неясность, а не стоит ли Енисей считать притоком Ангары. Ибо при слиянии с Енисеем Ангара несёт значительно больше воды, процентов эдак на 40. А бассейн верхней части Енисея составляет менее 400 тысяч квадратных километров, в то время как площадь водосбора Ангары 1 миллион 40 тысяч квадратных километров.
Ну, понятно, что сложившуюся ситуацию с тем, что все-таки Енисей считается главной рекой, пересматривать едва ли будут, но все же указанные выше обстоятельства многое говорят о величии Ангары.
Высокая степень водоносности Ангары и большой перепад высот от истока к устью – порядка 380-ти метров - дают основания оценить Ангару как реку с огромными запасами гидроэнергетических ресурсов. На Ангаре можно построить каскад ГЭС, которые могут давать 90 млрд. КВт/ч электроэнергии, то есть столько, сколько могут дать Волга, Кама, Днепр и Дон, вместе взятые.
Собственно поэтому в Сибири была разработан так называемый Ангарский каскад, в рамках которого уже построены Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС. Еще одна ГЭС строится, и еще три проектируются.
Ну, и на прощание – легенда об Ангаре. Была у старика-богатыря Байкала красавица-дочь Ангара. И прятал ее отец глубоко под землею. И как-то Ангара услышала от прилетевшей чайки рассказ о красавце-Енисее. И задумала Ангара бежать от отца-Байкала, который желал выдать ее за Иркута (к слову – это большой приток Ангары). И как-то, пока отец спал, прорвала Ангара все запоры и рванулась на встречу с Енисеем. Проснулся отец от рева воды и в гневе бросил вдогонку дочери огромный обломок скалы, но дочь-Ангару уже ничем невозможно было остановить.
А на середине истока Ангары до сих пор лежит тот самый обломок скалы, который называют Шаман-камень, вокруг которого бурлят воды Ангары.
Красивое, кстати, зрелище, рекомендуем…
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О святости и отречении от греха

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
О святости и отречении от греха — архимандрит Силуан (Пасенко).
«Вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же— для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этих словах запечатлена принципиальная невозможность, точнее, неприемлемость грешить —настолько, насколько это невозможно для мертвеца.
Святой богослов V века Феодорит, епископ Кирскийтак замечал: разве кто-то видел, чтобы покойник осквернил чужое ложе или обагрил руки кровью? Так же и христианин: его словно больше нет для зла. Он не позволяет себе быть орудием дьявола ни в делах, ни в поступках.
Это состояние называется святостью. Оно является буквальным исполнением заповеди подавления Богу:«Будьте святы, как Я». Без этого условия самоотречения, отчуждения от греха, невозможно вступить в вечность, потому что там нет места для порока.
Поэтому так категоричен образ святости: словно тебя больше нет для этого мира или зла. Эти слова читаются в самом начале церковного пути христианина — при крещении, как главное наставление на его грядущую жизнь в Святой Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О подвиге Евсевия Самосатского

Сегодня 5 июля. День памяти Священномученика Евсевия Самосатского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Евсевий Самосатский — героический святой IV века, епископ и борец с арианской ересью в эпоху, когда после Никейского собора власть в Римской империи перешла к сыновьям Константина Великого, которые открыто боролись с православием и поддерживали арианство. Время подвига Евсевия — 60-е и 70-е годы IV века.
Евсевий отказался передать царю Констанциютекст с постановлениями Антиохийского собора, где говорилось об избрании другого великого отца церкви, святого Мелетия, на эту апостольскую кафедру. Документ нужен был еретикам, чтобы отменить избрание.
Он был другом и собеседником Григория Богослова и Василия Великого. С последним вёл переписку, поддерживал его избрание на Кесарийскую Каппадокийскую кафедру.
Под видом воинского чиновника святой Евсевийобошёл Сирию, Финикию и Палестину, где рукополагал православных в священный сан.
С воцарением благочестивого императора Феодосия Великого Евсевий вернулся в свою епархию в сирийский город Самосаты. Именно тогда в соседнем селении одна из фанатичных женщин, сторонниц арианской ереси, бросила с городской стены кусок черепицы ему на голову. От тяжелейшего ранения святой скончался.
Жизнь его — удивительный пример библейского бесстрашия. Его кончина — свидетельство того, что мученичество — это дар Божий и может ждать христианина в любые, даже кажущиеся безопасными, времена.
Все выпуски программы Актуальная тема