Андрея Платонова часто называют «русским Кафкой». Действительно, как и в текстах Кафки, в его прозе много гротеска и даже порой нарочитого литературного абсурдизма, что делает её весьма непростой для читательского восприятия. Но не все произведения Платонова таковы. В 1935 году автор сложнейших по стилистике «Котлована» и «Чевенгура» написал простой и необыкновенно трогательный рассказ «Юшка».
В советское время рассказ, что называется, не заметили. Коммунистическая печать не слишком жаловала Платонова, справедливо усматривая во многих его текстах христианские мотивы. Вот и в «Юшке» автор открыто говорил о милосердии, сострадании, смирении и любви к ближнему в подлинно христианском её смысле. Рассказ был опубликован небольшим тиражом, поэтому неудивительно, что некоторые современные поклонники творчества Андрея Платонова не знакомы с этим необычным произведением писателя.
Юшка — больной чахоткой старик, помощник кузнеца из небольшой деревни. Летом он ходит босиком, одежда на нём старая и грязная. Каждый прохожий считает своим долгом задеть Юшку словом, а то и делом — просто так, потому что слишком уж непонятно для них Юшка живёт. Чаю не пьёт, сахар не покупает, всё своё жалованье откладывает, и раз в год на целый месяц уходит куда-то из деревни. Взрослые смеялись Юшке в глаза, дети толкали его и не давали прохода. А Юшка только улыбался в ответ, искренне считая, что все они на самом деле его очень любят, только не умеют правильно выразить свою любовь. Но однажды встреча с очередным обидчиком стала для Юшки роковой. От полученного удара в грудь старик умер. А вскоре после его смерти жителям деревни открылась тайна Юшки, о которой ни один из них даже не подозревал. О ней читатель узнает в финале рассказа.
В Юшке Андрей Платонов очевидно воплотил образ русского юродивого. Всеми гонимый и осмеянный, старик не отвечал злом на зло, не роптал на судьбу, совершенно по-Евангельски благословляя проклинающих его. И, тоже по-Евангельски, втайне ото всех творил дела милосердия.
История Юшки, полная светлой грусти, не печалит, а согревает душу. Ведь она утверждает, что любовь, которую люди бескорыстно дарят ближним, не иссякает, а сотворённое добро возвращаются сторицей. Писатель Андрей Платонов очень хотел, чтобы его герой, простой и бедный старик Юшка, открыл людям этот простой секрет.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.