Нина Ерёменко – жена героя Сталинградской битвы, маршала Андрея Ерёменко, вспоминая о муже, говорила: «В любви ни я ему не объяснялась, ни он мне, но это была любовь, которая длилась 35 лет».
Её первые годы пришлись на Вторую Мировую войну. Нина, которая 22-ого июня 41-ого года окончила военно-фельдшерское училище, работала медсестрой в московском госпитале. Туда и привезли тяжелораненого генерала Ерёменко. Он был совсем плох, лежал на носилках измученный и беззащитный. Нина посмотрела на него, и её сердце наполнилось жалостью. 17-летняя девушка неожиданно для себя поцеловала Ерёменко. После операции, которая чуть не закончилась ампутацией ноги, Нина выхаживала Андрея Ивановича, дав себе слово, что спасёт этого мужественного человека. Забота переросла в любовь. Как оказалось – на всю жизнь.
Из госпиталя Андрей Иванович выписался не долечившись. Ему был нужен постоянный медицинский уход, и Нина поехала на Сталинградский фронт, как личный врач Ерёменко. О близких отношениях тогда и речи не было: Андрей Иванович был против фронтовых романов. И никаких поблажек от начальства младший лейтенант медицинской службы не получала. Нина поняла, что Ерёменко тоже любит её, спустя год, когда сама была ранена. Андрею Ивановичу тогда сказали, что она погибла. Он не поверил в это и приказал, во что бы то ни стало разыскать девушку. Её нашли в госпитале, доставили в штаб и больше Нина и 50-летний командующий не расставались. Девушка шутила, что взяла в плен генерала Ерёменко. А он говорил, что если бы не поддержка любимой Ниночки, ему бы не перенести военного лихолетья. До самой Победы Нина с фельдшерским чемоданчиком в руках была рядом с Ерёменко. На парад Победы они приехали вместе и, держась за руки, прошли через всю Красную площадь на трибуну.
После войны Андрея Ивановича перевели служить в Новосибирск. Нина родила троих детей и была счастлива. Её огорчало только отсутствие своей квартиры. Сыновей и дочку супруги растили, кочуя по гарнизонам и гостиницам. Но просить жильё Ерёменко считал неудобным. Говорил, как потом рассказывала Нина: «Если я заслужил, то мне должны дать. Если нет, то нет». Только в конце 40-ых, приехав в Москву, Нина решилась на рискованный шаг. Записалась на приём к Хрущёву и рассказала ему о проблеме. Квартиру Андрей Иванович получил уже на следующий день.
Дом семьи Ерёменко был весёлым и гостеприимным. Таким же, как его хозяин. Он любил праздники, особенно Рождество и Пасху. Часто собирал у себя друзей. Но с кем Андрей Иванович был строг, так это со своими детьми. С ранних лет приучал их к дисциплине. Когда дочь Таня пошла в школу, отец спросил у неё, какой иностранный язык она хочет изучать. Девочке было всё равно. Тогда Ерёменко объяснил ей, что зная немецкий, она сможет в оригинале читать Шиллера и Гёте. Таня, чувствуя, что папе, который любил немецкую литературу, это будет приятно, выбрала немецкую школу.
При своей огромной любви к детям, Ерёменко их не баловал. Они жили как тысячи простых советских ребятишек. Таня, уже став девушкой, даже косметикой не пользовалась – отец этого не любил. А на свидание она могла пойти, только подробно рассказав папе, что за юноша её ждёт, и где они познакомились.
Ерёменко много раз представляли к званию Героя Советского Союза. И всякий раз присвоение откладывалось. Лишь через 10 лет после войны он получил звезду Героя. Но главной наградой для Ерёменко были не звания, ордена и медали, а супруга, которая в далёком 42-ом году отвоевала умирающего Андрея Ивановича у смерти и на всю жизнь осталась его ангелом-хранителем.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений