Нина Ерёменко – жена героя Сталинградской битвы, маршала Андрея Ерёменко, вспоминая о муже, говорила: «В любви ни я ему не объяснялась, ни он мне, но это была любовь, которая длилась 35 лет».
Её первые годы пришлись на Вторую Мировую войну. Нина, которая 22-ого июня 41-ого года окончила военно-фельдшерское училище, работала медсестрой в московском госпитале. Туда и привезли тяжелораненого генерала Ерёменко. Он был совсем плох, лежал на носилках измученный и беззащитный. Нина посмотрела на него, и её сердце наполнилось жалостью. 17-летняя девушка неожиданно для себя поцеловала Ерёменко. После операции, которая чуть не закончилась ампутацией ноги, Нина выхаживала Андрея Ивановича, дав себе слово, что спасёт этого мужественного человека. Забота переросла в любовь. Как оказалось – на всю жизнь.
Из госпиталя Андрей Иванович выписался не долечившись. Ему был нужен постоянный медицинский уход, и Нина поехала на Сталинградский фронт, как личный врач Ерёменко. О близких отношениях тогда и речи не было: Андрей Иванович был против фронтовых романов. И никаких поблажек от начальства младший лейтенант медицинской службы не получала. Нина поняла, что Ерёменко тоже любит её, спустя год, когда сама была ранена. Андрею Ивановичу тогда сказали, что она погибла. Он не поверил в это и приказал, во что бы то ни стало разыскать девушку. Её нашли в госпитале, доставили в штаб и больше Нина и 50-летний командующий не расставались. Девушка шутила, что взяла в плен генерала Ерёменко. А он говорил, что если бы не поддержка любимой Ниночки, ему бы не перенести военного лихолетья. До самой Победы Нина с фельдшерским чемоданчиком в руках была рядом с Ерёменко. На парад Победы они приехали вместе и, держась за руки, прошли через всю Красную площадь на трибуну.
После войны Андрея Ивановича перевели служить в Новосибирск. Нина родила троих детей и была счастлива. Её огорчало только отсутствие своей квартиры. Сыновей и дочку супруги растили, кочуя по гарнизонам и гостиницам. Но просить жильё Ерёменко считал неудобным. Говорил, как потом рассказывала Нина: «Если я заслужил, то мне должны дать. Если нет, то нет». Только в конце 40-ых, приехав в Москву, Нина решилась на рискованный шаг. Записалась на приём к Хрущёву и рассказала ему о проблеме. Квартиру Андрей Иванович получил уже на следующий день.
Дом семьи Ерёменко был весёлым и гостеприимным. Таким же, как его хозяин. Он любил праздники, особенно Рождество и Пасху. Часто собирал у себя друзей. Но с кем Андрей Иванович был строг, так это со своими детьми. С ранних лет приучал их к дисциплине. Когда дочь Таня пошла в школу, отец спросил у неё, какой иностранный язык она хочет изучать. Девочке было всё равно. Тогда Ерёменко объяснил ей, что зная немецкий, она сможет в оригинале читать Шиллера и Гёте. Таня, чувствуя, что папе, который любил немецкую литературу, это будет приятно, выбрала немецкую школу.
При своей огромной любви к детям, Ерёменко их не баловал. Они жили как тысячи простых советских ребятишек. Таня, уже став девушкой, даже косметикой не пользовалась – отец этого не любил. А на свидание она могла пойти, только подробно рассказав папе, что за юноша её ждёт, и где они познакомились.
Ерёменко много раз представляли к званию Героя Советского Союза. И всякий раз присвоение откладывалось. Лишь через 10 лет после войны он получил звезду Героя. Но главной наградой для Ерёменко были не звания, ордена и медали, а супруга, которая в далёком 42-ом году отвоевала умирающего Андрея Ивановича у смерти и на всю жизнь осталась его ангелом-хранителем.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер