Нина Ерёменко – жена героя Сталинградской битвы, маршала Андрея Ерёменко, вспоминая о муже, говорила: «В любви ни я ему не объяснялась, ни он мне, но это была любовь, которая длилась 35 лет».
Её первые годы пришлись на Вторую Мировую войну. Нина, которая 22-ого июня 41-ого года окончила военно-фельдшерское училище, работала медсестрой в московском госпитале. Туда и привезли тяжелораненого генерала Ерёменко. Он был совсем плох, лежал на носилках измученный и беззащитный. Нина посмотрела на него, и её сердце наполнилось жалостью. 17-летняя девушка неожиданно для себя поцеловала Ерёменко. После операции, которая чуть не закончилась ампутацией ноги, Нина выхаживала Андрея Ивановича, дав себе слово, что спасёт этого мужественного человека. Забота переросла в любовь. Как оказалось – на всю жизнь.
Из госпиталя Андрей Иванович выписался не долечившись. Ему был нужен постоянный медицинский уход, и Нина поехала на Сталинградский фронт, как личный врач Ерёменко. О близких отношениях тогда и речи не было: Андрей Иванович был против фронтовых романов. И никаких поблажек от начальства младший лейтенант медицинской службы не получала. Нина поняла, что Ерёменко тоже любит её, спустя год, когда сама была ранена. Андрею Ивановичу тогда сказали, что она погибла. Он не поверил в это и приказал, во что бы то ни стало разыскать девушку. Её нашли в госпитале, доставили в штаб и больше Нина и 50-летний командующий не расставались. Девушка шутила, что взяла в плен генерала Ерёменко. А он говорил, что если бы не поддержка любимой Ниночки, ему бы не перенести военного лихолетья. До самой Победы Нина с фельдшерским чемоданчиком в руках была рядом с Ерёменко. На парад Победы они приехали вместе и, держась за руки, прошли через всю Красную площадь на трибуну.
После войны Андрея Ивановича перевели служить в Новосибирск. Нина родила троих детей и была счастлива. Её огорчало только отсутствие своей квартиры. Сыновей и дочку супруги растили, кочуя по гарнизонам и гостиницам. Но просить жильё Ерёменко считал неудобным. Говорил, как потом рассказывала Нина: «Если я заслужил, то мне должны дать. Если нет, то нет». Только в конце 40-ых, приехав в Москву, Нина решилась на рискованный шаг. Записалась на приём к Хрущёву и рассказала ему о проблеме. Квартиру Андрей Иванович получил уже на следующий день.
Дом семьи Ерёменко был весёлым и гостеприимным. Таким же, как его хозяин. Он любил праздники, особенно Рождество и Пасху. Часто собирал у себя друзей. Но с кем Андрей Иванович был строг, так это со своими детьми. С ранних лет приучал их к дисциплине. Когда дочь Таня пошла в школу, отец спросил у неё, какой иностранный язык она хочет изучать. Девочке было всё равно. Тогда Ерёменко объяснил ей, что зная немецкий, она сможет в оригинале читать Шиллера и Гёте. Таня, чувствуя, что папе, который любил немецкую литературу, это будет приятно, выбрала немецкую школу.
При своей огромной любви к детям, Ерёменко их не баловал. Они жили как тысячи простых советских ребятишек. Таня, уже став девушкой, даже косметикой не пользовалась – отец этого не любил. А на свидание она могла пойти, только подробно рассказав папе, что за юноша её ждёт, и где они познакомились.
Ерёменко много раз представляли к званию Героя Советского Союза. И всякий раз присвоение откладывалось. Лишь через 10 лет после войны он получил звезду Героя. Но главной наградой для Ерёменко были не звания, ордена и медали, а супруга, которая в далёком 42-ом году отвоевала умирающего Андрея Ивановича у смерти и на всю жизнь осталась его ангелом-хранителем.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.