— Смотрите, Маргарита Константиновна, какая картина — солнечная, яркая! «Тёплый день» называется.
— Я очень люблю эту работу Анатолия Левитина, Наташа. Непременно стараюсь уделить ей время, когда прихожу сюда, в Русский музей Санкт-Петербурга. Картина лаконичная и жизнерадостная. В изображении нет ни одной случайной детали. Девушка сидит на подоконнике у распахнутого окна в многоэтажном доме. Лица героини почти не видно, она смотрит на улицу. Внизу видны крыши домов, согретые солнцем. Свет заливает комнату, блики лежат на паркетном полу.
— Интересно, какое это время года?
— Мне кажется, весна. На полу у подоконника мы видим глубокие чёрные туфли на каблуке, которые девушка только что сняла — они явно не предназначены для жары. Видимо, действие картины происходит в один из тех апрельских или майских деньков, когда утром ещё прохладно, а к обеду начинает припекать. Героиня даже сбросила кофточку — вот она, на табурете.
— Почему-то кроме этого табурета в комнате не видно мебели.
— Так художник подсказывает нам, что жильцы ещё не заселились. Дом недавно достроен. Юная хозяйка пришла, чтобы отмыть комнату от строительной пыли — видишь, на полу стоит ведро с водой.
— Весна, приятные хлопоты перед новосельем — представляю, как девушке радостно на пороге новой жизни!
— Именно этого и хотел Анатолий Левитин — чтобы зрители сопереживали счастью героини.
— А художник знал её? Может быть, это его дочь?
— Нет, у художника было два сына, Андрей и Дмитрий. В 1957 году, когда отец работал над картиной «Тёплый день», старшему исполнилось десять, младшему семь лет. А с девушкой Левитин не был знаком, она стала героиней полотна совершенно случайно.
— Случайно?
— Да. Анатолий Павлович гостил в Сталинграде — так в то время назывался Волгоград. Художника потрясло масштабное строительство — город, лежавший в руинах после Великой Отечественной войны, на глазах вырастал, обретал новые очертания. Левитин захотел непременно запечатлеть на полотне это возрождение. Ему разрешили походить по новостройкам в поисках подходящей натуры. Двери в одной из квартир были открыты, и в проёме он увидел девушку на подоконнике.
— Маргарита Константиновна, а вас не удивляет, что именно этот трогательный сюжет стал для художника символом возрождения города? Ведь он мог изобразить что-то масштабное — каменщиков на высотке, работающий подъёмный кран...
— Мне кажется, Наташа, что Анатолий Левитин ставил перед собой более глубокую творческую задачу. Он хотел показать не просто строительство, а возрождение, как возвращение к жизни, её победу над мраком и разрушением. И все детали на полотне свидетельствуют об этом: окна, распахнутые навстречу свету, девушка, у которой всё впереди. Её душа полна надежд...
— ...Близких и понятных каждому человеку на земле.
— Конечно! Недаром в 1958 году картина Анатолия Левитина «Тёплый день» получила серебряную медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Отношение к жизни, как бесценному дару, благодарность Богу за него, способность радоваться таким простым вещам, как солнце, свежий ветер — ценности безусловные. Молодой русский художник посвятил им свою работу, и международное жюри высоко оценило её. А по возвращению на родину полотно стало экспонатом Русского музея.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»
27 апреля. О благодати
В 12-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».
О благодати, — священник Константин Кокора.
27 апреля. Об эпохе жизни святого Мученика Азата Персидского
Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Азата Персидского.
Об эпохе жизни святого, — священник Августин Соколовски.