
Фото: Piqsels
Рисуя портрет великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, художник Вильгельм фон Каульбах сделал семь эскизов, после чего заявил, что её красоту невозможно перенести на полотно. Удивительный внутренний свет, который излучала эта необыкновенная женщина, по утверждению современников, не могли в полной мере передать и фотоснимки; но его ощущали все, кто с нею соприкасался. И продолжают ощущать сегодня — писатель Алексей Солоницын, к примеру, был настолько потрясён судьбой Елизаветы Феодоровны, что посчитал буквально своим долгом изложить её в художественной форме в повести под названием «Земной ангел».
Немецкая принцесса, ставшая женой великого князя Сергея Александровича Романова, Елизавета стала русской и православной не по соображениям политического долга, а по горячему зову сердца. И осталась верной выбранному пути до последней минуты жизни. Этот путь и запечатлел Алексей Солоницын в своей книге, создав не жизнеописание или житие святой, а необычное, самобытное произведение, которое читается как увлекательный роман, а после прочтения оставляет ощущение соприкосновения с подлинной святостью.
За какими-то новыми, сенсационными фактами из биографии Елизаветы Феодоровны автор «Земного ангела» не гнался. Но то, что на сегодняшний день известно о жизни и смерти этой необыкновенной личности, сумел преподнести так, что даже осведомлённый читатель, переворачивая страницы, будет с замиранием сердца ожидать развития событий.
К тому же все герои повести у Солоницына прописаны необычайно тонко. Даже отрицательные — например, террорист Каляев, совершивший чудовищный поступок: он взорвал карету, в которой ехал супруг Елизаветы Феодоровны. Но именно он стал одни из первых свидетелей духовного преображения великой княгини, которая вскоре после трагедии навестила Каляева в тюремной камере и говорила с ним без тени ненависти, желая побудить к раскаянию и спасти от смертной казни.
Так получилось, что автор повести удивительным образом сумел сделать то, чего не удалось упомянутому художнику фон Каульбаху: он ярко высветил красоту великой княгини Елизаветы Феодоровны — ту самую, которую не могли ухватить не кисть живописца, ни объектив фотоаппарата: красоту духовную. Она раскрывается перед читателями в каждой детали: в разговорах княгини со своими близкими; в трудах в ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия, где она лечила больных, давала кров бесприютным и кормила голодных. И из ворот которой в 1918 году без страха вышла навстречу своим мучителям и скорой гибели.
Но когда перелистываешь последнюю страницу книги, ловишь себя на мысли, что глубоко трагичная история оставляет в душе светлые и радостные чувства. А потом понимаешь: всё правильно! Вед так относилась к жизни сама Елизавета Феодоровна, всегда повторявшая: «Слава Богу за всё!». И автор книги, Алексей Солоницын, со своей стороны постарался, чтобы её отношение передалось и читателям. Он уверен: великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова — Земной ангел — была бы этому рада.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер