Алексей Тыранов. «Интерьер Большой церкви Зимнего дворца» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Алексей Тыранов. «Интерьер Большой церкви Зимнего дворца»

* Поделиться

— Посмотрите, Маргарита Константиновна, картина называется «Интерьер Большой церкви Зимнего дворца». Значит, здесь, в Зимнем дворце, был храм?

— Он и поныне существует Настенька. Сейчас церковь Нерукотворного образа Спасителя, что изображена на полотне художника Алексея Тыранова — часть музейного комплекса «Государственный Эрмитаж». Как и весь Зимний дворец, в котором мы находимся.

— А мы можем пойти в этот храм?

— Конечно. Я дала ребятам из нашей туристической группы полчаса свободного времени. Сейчас они соберутся, и я отведу вас.

— Ура! Там так красиво!

— Да храм великолепный! Он был построен в середине восемнадцатого века по проекту замечательного зодчего Бартоломео Растрелли. Архитектор придал интерьеру церкви необычайную пышность — это прекрасно видно на картине Алексея Тыранова. На стенах и потолке — обилие позолоченной лепнины, витиеватых архитектурных украшений. Взгляни, как причудливо оформлена алтарная перегородка. Прорези для икон в ней и круглые, и овальные, одни вытянуты по горизонтали, другие по вертикали. А пространство между ними украшено фигурками ангелов и растительным орнаментом. Всё это создаёт впечатление праздничности. Такой стиль называется русское или, иначе, елизаветинское барокко.

— А почему елизаветинское?

— Потому что это архитектурное направление возникло во время правления царицы Елизаветы Петровны. Растрелли проектировал Зимний дворец как резиденцию государыни. И храм Спаса Нерукотворного был домовой церковью императорской фамилии.

— Там молилась царская семья?

— Да. Алексей Тыранов на своей картине показал Большую церковь во время богослужения — видишь, священник в голубой ризе выходит центральными вратами из алтаря, дьякон напротив него возглашает молитвы. А слева у иконостаса стоят высочайшие особы. Тут и взрослые, и дети.

— А кроме них в храме в основном военные в мундирах. Почему?

— Потому что Алексей Тыранов писал свою картину в 1830 году, во время царствования Николая Первого. Тогда на Дворцовой площади ежедневно проходили вахтпарады — военные церемонии построения. По воскресным и праздничным дням офицеры, участвующие в этом действе, должны были присутствовать на службе в Большой церкви Зимнего дворца. При этом им предписывалось надевать парадные мундиры.

— Значит, в жизни всё было совсем так, как нарисовал художник?

— Да, полотно «Интерьер Большой церкви Зимнего дворца» предельно реалистично. Алексей Тыранов не мог себе позволить творческую вольность. Он учился в Императорской академии художеств, когда получил высочайшее поручение запечатлеть фрагмент царского обихода. Студент понимал, что это шанс показать себя, получить определённый статус. Он работал с фотографической точностью и получил за свою картину большую золотую медаль. А спустя семь лет скрупулёзность изображения императорской домовой церкви стала особенно ценной.

— Почему?

— В Зимнем дворце случился пожар. И работа Алексея Тыранова сослужила добрую службу архитектору Василию Стасову, который восстанавливал храм из пепла.

— А сейчас храм похож на тот, что был до пожара?

— Благодаря картине Алексея Тыранова «Интерьер Большой церкви Зимнего дворца» у каждого посетителя есть возможность самому ответить на этот вопрос. Через несколько минут ты сама увидишь храм и сравнишь его с изображением начала девятнадцатого века. Ребята уже собрались, и мы отправляемся в заповедный уголок Зимнего дворца — в церковь Нерукотворного образа Спасителя.


Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем