
— Андрей, напомни мне, пожалуйста, когда выйдем из музея, чтобы я позвонил своей крёстной. У неё сегодня именины. Хотел прямо с утра набрать, но вспомнил, что между Новокузнецком, где мы с тобой сейчас, и Москвой разница во времени — 4 часа. Получалось рановато.
— Договорились, Виктор! Напомню обязательно. И от меня тоже её, пожалуйста, поздравь. Крёстная у тебя замечательная!
— Это правда. Ведь какая история была: мне двенадцать лет исполнилось, когда мама меня окрестить решила. А времена-то советские — атеистические и богоборческие. Крёстного найти не удалось — никто из знакомых мужчин не согласился. Опасались: а вдруг на работе узнают? Выговор гарантирован. И вот, приходим мы с мамой в храм, а там женщина за свечным ящиком. Мы ей всё рассказали. Она и говорит: ну что ж, раз крёстного отца у парня нет, стану я ему крёстной матерью. Батюшка разрешил. И появилась у меня крёстная. Была чужая и незнакомая — а стала родная и близкая. Уж сколько лет она мне как самая настоящая мать. Всегда выслушает, даст совет. Молится обо мне.
— Так и должно быть! А знаешь, Виктор, где-то здесь, в Новокузнецком художественном музее, есть картина как раз на эту тему! Давай поищем.
— Конечно, давай. Очень интересно! А что за картина, и кто её автор?
— Это полотно художника Алексея Степановича Степанова, написано приблизительно в период с 1904-го по 1916-й год. А называется — «Беседа крёстной матери». Вот и оно.
— Какая уютная сцена! Солнечный весенний денёк. Крестьянки собрались вместе. Уселись прямо на земле. О чём-то мирно разговаривают. Улыбаются. Отдыхают, наверное. Таким душевным теплом веет от полотна!
— Ты тоже это заметил! Критики писали, что Степанова можно отличить от всякого другого художника по свойственной ему мягкости, теплоте и задушевным интонациям в сюжетах картин. А коллега и друг живописца, художник Михаил Нестеров вспоминал, что Алексей Степанович любил родной русский пейзаж, крестьянский люд и быт.
— Я это понял с первого взгляда на картину. Каждая деталь здесь выписана с большой любовью. Разноцветные платки крестьянок. Выражение их лиц — одни улыбаются, другие заботливо склонились над детьми. Кстати, мне кажется, что центральная фигура полотна — это пожилая женщина в головном уборе с красной лентой. Все взгляды устремлены на неё.
— Полагаю, она и есть крёстная мать. А дети на руках у окруживших старушку женщин — её крестники. И скорее всего, не только дети. Но и их матери. Ведь они значительно моложе главной героини. Мне кажется, художник показывает нам старую, мудрую женщину, которая стала крёстной для нескольких поколений своих односельчанок.
— И не просто крёстной, а самой настоящей духовной матерью. Видно, что женщины слушают её с почтением и вниманием. Что они любят крёстную. А она для каждой своей крестницы обязательно найдёт слова поддержки и утешения.
— Увы, сам художник в детстве был лишён материнской заботы. Его мама скончалась, когда будущему живописцу было всего несколько месяцев. Воспитывался он в сиротском приюте.
— Может быть, в картине «Беседы крёстной матери» живописец выразил свою тоску по материнскому теплу. Хотя, вообще-то тоски в картине вовсе и нет. Она позитивная, добрая, светлая.
— Кстати, удивительный свет в произведениях Степанова отмечал писатель Антон Павлович Чехов. Он даже попросил художника проиллюстрировать первое издание своего знаменитого рассказа «Каштанка». Чехов говорил, что Степанову удалось уловить не только внешние, но и гораздо более глубокие нюансы в изображении главной героини рассказа — собаки-дворняжки. Алексей Степанович вообще одно время был известен как художник-анималист, рисующий сцены из охотничьей жизни. В конце 1890-х годов в его творчестве наметился перевес в сторону жанровых зарисовок из крестьянского быта и деревенской жизни. Как раз в этот период и родилось полотно «Беседа крёстной матери». Интересно, что оно было весьма популярно в советское время. Только тогда настоящее название картины не печатали. Заменяли его другим — «Беседа крестьянских матерей».
— Да, приметы времени... И всё же сейчас совершенно ясен и художественный, и духовный посыл этой замечательной работы. Картина «Беседа крёстной матери» — рассказ о душевной теплоте, которую человек дарит своим ближним. Спасибо, Андрей, что показал мне это чудесное полотно. Теперь я точно не забуду позвонить крёстной.
Картину Алексея Степанова «Беседа крёстной матери» можно увидеть в Новокузнецком художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов